Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБРАЗ МЕТЕЛИ в ЛИРИКЕ




Мотив метели вошёл в русскую литературу вместе со стихами П.В.Вяземского, первым из русских поэтов связавшим специфику русского характера с любовью к зиме.
П.В.Вяземский В.А.Жуковский М.Ю.Лермонтов А.А.Блок Б.Пастернак
Стихотворения «Метель» Баллада «Светлана» Стихотворение «Метель кружит и валит снег…» Поэма «Двенадцать» Стихотворение “Зимняя ночь”
В стихотворении «Метель» путник не просто оказывается во власти метели. Он становится игрушкой бесовской силы и, не имея возможности защитить себя, приближается к своей гибели: День светит; вдруг не видно зги, Вдруг ветер налетел размахом, Степь поднялася мокрым прахом И завивается в круги. Снег сверху бьет, снег веет снизу, Нет воздуха, небес, земли; На землю облака сошли, На день насунув ночи ризу. Пойдешь вперед, поищешь сбоку, Всё глушь, всё снег, да мерзлый пар. И божий мир стал снежный шар, Где как ни шаришь, всё без проку.   В балладе «Светлана» образно-смысловой ряд метель-тьма-испытание расширяется за счёт мотивов смерти-могилы и потери пути (дороги). В балладе, как и в стихотворении Вяземского «Метель», вьюга неожиданно обрушивается на путника, в данном случае на Светлану. Тему метели как символа «нерассветного» пространства продолжает М.Ю.Лермонтов. В его стихах метель становится частью «горного» текста. Метель в горах – знак обречённости человека, его смертности: Метель кружит и валит снег Но сквозь ветра дальний звон Порой прорвавшийся гудит То отголосок похорон, То звук могилы под землёй, Умершим весть, живым укор…   В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции: Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости». Стихотворение имеет рамочную, то есть кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию: Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Это позволяет поэму описать масштабы метели. Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.  

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал