Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы изучения технологий тайм-менеджмента






 

Сущность и содержание тайм-менеджмента

 

В XXI веке исключительную важность приобретает управление таким неосязаемым и при этом невосполнимым ресурсом, как время. Особое место рациональное использование времени занимает в деятельности руководителя. Это обусловлено, во-первых, необходимостью иметь возможность сосредоточить свое внимание на решении стратегических вопросов, а во-вторых, стремлением оперативно реагировать на изменения внешней среды, обладающей высокой динамичностью. Одним из инструментов повышения адаптивности является корпоративное внедрение технологий тайм-менеджмента в качестве элемента системы управления организацией.

Термин «тайм-менеджмент» происходит от английского time-management, что в переводе означает «управление временем» [2].

Традиционно сложилось так, что «управление временем» – является разделом общего менеджмента. Однако в настоящее время тайм-менеджмент переживает период своего становления в качестве одной из специальных дисциплин управленческой сферы научного и практического знания.

Современная литература содержит множество подходов к определению сущности тайм-менеджмента.

Так, С. Потапов определяет тайм-менеджмент, как планирование, организацию распределения и контроль за использованием рабочего времени в организации и собственного времени руководителя с целью повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом[3].

Согласно Г. Архангельскому «тайм-менеджмент – это технология, позволяющая использовать невосполнимое время в соответствие с целями и ценностями» [4].

Кроме того Г. Архангельский рассматривает тайм-менеджмент как систему, состоящую из четырех элементов[5]:

Первый элемент – эффективность (она же включает в себя успех). На данной стадии определяется, какой выбрать путь достижения цели.

Второй элемент – технология, позволяющая находить наиболее успешные решения. Этот элемент системы тайм-менеджмента требует рассмотрения целого ряда иных, весьма сложных дисциплин. Например, бизнес-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и управленческая борьба. Данные технологии тесно связаны со стратегией, они дают комплекс инструментов принятия стратегических решений, в том числе в области личной стратегии.

Третий элемент системы управления временем – стратегия. На данной стадии определяются стратегические и тактические цели, продумывается алгоритм их достижения.

Четвертым элементом системы является философия. В контексте тайм-менеджмента слово «философия» означает ответ на вопрос «зачем?». Зачем ставить именно такие цели, а не другие?

Д. Литвак рассматривает тайм-менеджмент как концепцию, согласно которой слово time (время) – это аббревиатура, обозначающая собственно время (time), информацию (information), деньги (money) и энергиию (energy). По его утверждению, управление этими четырьмя вещами и осуществляется при управлении временем. Таким образом, применяемые техники направлены не на то, чтобы успеть больше, а на то чтобы достичь большего[6].

На основе рассмотренных выше подходов, мы можем сделать вывод, что тайм-менеджмент – система, характеризующаяся следующими признаками[7]:

• направлена на повышение производительности труда;

• основана на применении существующих и выработке новых уникальных методов и инструментов гармонизации временных процессов с достижением их логичной организации, соответствующей всем заданным условиям и ограничениям;

• предполагает выстраивание иерархии целей и задач отдельных сотрудников и организации, реализация которых связана с временным развёртыванием производственных операций;

• осуществляется в виде планирования, а также непосредственного выполнения и корректировки составленных планов.

По мнению Г. Архангельского, в последние годы все большее количество организаций осознают потребность в централизованном корпоративном внедрении технологий тайм-менеджмента. Эта потребность обусловлена следующими факторами[8]:

1. Растущие темпы изменений среды требуют передачи сотрудникам организации больших полномочий, принятия ими самостоятельных решений и самостоятельной организации и планирования своей работы. Особенно это актуально для мультипроектной деятельности, а также при большом количестве внешних запросов (от клиентов, поставщиков, субподрядчиков и т.п.), обращенных непосредственно к сотруднику и требующих от него самостоятельной расстановки приоритетов (без обращения к непосредственному руководителю) в условиях ограниченных ресурсов времени.

2. Возрастает удельный вес нематериальных активов в стоимости организации; «ключевые компетенты» и эффективность их работы становятся основным фактором успешности все большего числа компаний. При этом крайне затруднен внешний контроль за деятельностью сотрудника, имеющей творческий характер, но повышается актуальность самостоятельной организации таким сотрудником своей работы.

3. Для организаций становятся нормой, а не редким исключением, постоянные существенные изменения деятельности – разработка новых продуктов, выход на новые рынки, внедрение новых инструментов и систем управления. Для топ-менеджеров и специалистов организации, соответственно, становится нормой постоянное увеличение количества и объема решаемых задач, необходимость постоянно изыскивать резервы времени для осуществления проектов, позволяющих организации непрерывно развиваться.

Проблема целесообразного использования времени работников умственного и управленческого труда была поставлена достаточно давно. Однако первые упоминания носили скорее рекомендательный характер и представлены были в виде отдельных советов.

Выделяют три основных этапа развития соответствующих технологий[9]: научный менеджмент 20-х г.г.; классический тайм-менеджмент 50-х-90-х г.г.; современный тайм-менеджмент.

Несмотря на то, что зачастую тайм-менеджмент воспринимается как преимущественно западная технология, отечественная школа научной организации труда и личного времени имеет ряд собственных достижений, не имеющих аналогов в западной науке. Более того, многие из разработок отечественных исследователей организации времени были позаимствованы западными специалистами.

Зарождение и развитие отечественного тайм-менеджмента связано с именами видных представителей советской экономической школы А. К. Гастева и П. М. Керженцева, опыт и идеи которых были особенно важны для дальнейшего изучения и развития процесса управления временем.

По мнению А. К. Гастева, на рост производительности труда, прежде всего, влияют организационные факторы, начиная от морально-психологического, физического состояния человека и заканчивая уровнем организации производства на предприятии в целом. А. К. Гастев является инициатором и создателем Центрального института труда (ЦИТ), задачей которого была рационализация приемов и методов труда, а также подготовка квалифицированных кадров для плановой экономики. Ученым в институте была разработана особая технология обучения работников, включающая в себя массовую ускоренную программированную систему мероприятий, позволяющих качественно развивать навыки у учащихся. Разработки А.К. Гастева актуальны для индустрии, где центральное место занимает рабочий[10].

П. М. Керженцев уделял особое внимание эффективному использованию рабочего времени, как основополагающему фактору роста производительности труда. Идеи П. М. Керженцева привели к созданию общественного движения «Лига Времени», целью которого было кардинальное рационализирование рабочего времени. Способы были различные, начиная от ликвидации перекуров и опозданий и заканчивая уменьшением времени на собрания и заседания. Методы носили радикальный характер и, по мнению идеологов, должны привести к росту производительности труда. Но данные методики не учитывали институциональную особенность: ментальные препятствия в устойчивом соблюдении некоторых привычек (например, выполнение физических упражнений, духовных практик и т.д.) [11].

В начале XXI века тайм-менеджмент обретает все большую популярность. Впервые в России и в мире появляется онлайновое тайм-менеджерское сообщество, участники которого не только изучают основные методики тайм-менеджмента, но и непосредственно внедряют их в собственную управленческую деятельность и делятся собственным опытом.

Сообщество зародилось на сайте «Организация времени» в январе 2001 года.

Все участники тайм-менеджерского сообщества – от руководителей крупнейших корпораций до простых менеджеров небольших фирм – увлеченные люди, которые не просто ознакомились с теорией организации времени, но и внедряют в практику своей деятельности техники и технологии отечественного тайм-менеджмента. А затем делятся своим опытом на страницах сайта www.improvement.ru, где опубликованы самые актуальные статьи многих активных участников тайм-менеджерского сообщества.

Все собранные на страницах сайта истории — это реальный опыт применения инструментов, техник и технологий тайм-менеджмента в самых разнообразных областях и сферах деятельности[12].

Новый виток развития тайм-менеджмента в России — открытие в 2007 году первой в российских вузах кафедры тайм-менеджмента в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» (до 2010 г. – МФПА). Таким образом, можно говорить о создании и развитии научной и научно-педагогической школы в области организации времени. Становление и развитие этого этапа связано с именем Глеба Алексеевича Архангельского, основателя и бессменного руководителя тайм-менеджерского сообщества, генерального директора компании «Организация Времени», заведующего кафедрой тайм-менеджмента МФПУ «Синергия», автора многочисленных деловых бестселлеров. Глеб Архангельский по праву считается ведущим экспертом в области организации времени. Таким образом, тайм-менеджерское сообщество и компания «Организация Времени» на сегодняшний день — основные генераторы современных идей и технологий повышения личной эффективности в области организации времени в нашей стране.

При этом, анализируя современное состояние тайм-менеджмента, можно отметить следующее[13]:

1. Наиболее распространенные технологии классического тайм-менеджмента основаны на жестком планировании, что делает их неадекватными динамично изменяющейся бизнес-среде и требует разработки альтернативных технологий, позволяющих гибко реагировать на непредсказуемые изменения обстоятельств.

2. В современном менеджменте и тайм-менеджменте практически не рассматриваются вопросы корпоративного внедрения технологий тайм-менеджмента, их использования в качестве инструмента управления организацией.

3. В современном менеджменте тайм-менеджмент рассматривается исключительно как технология, позволяющая более рационально использовать рабочее время. Между тем, сделанные в рамках отечественной школы тайм-менеджмента наблюдения позволяют ставить вопрос о применении тайм-менеджмента для развития организации, формирования корпоративной культуры, нацеленной на непрерывное повышение эффективности деятельности.

Все вышеперечисленное сводится к решению главной экономической задачи – росту производительности труда, в том числе через повышение эффективности использования рабочего времени. В связи с чем все больше возрастает роль используемых методов изучения рабочего времени, которые позволяют выявить невосполнимые резервы, определить необоснованные потери и в результате сформулировать предложения по оптимизации деятельности сотрудников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.