Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика юзабилити






Статья, приведенная в иллюстрации, убедительно показывает, чему не доверяет читатель веб-страниц. Рекламный текст с его психологическим давлением затрудняет считывание полезной информации. Пользователь получает зашумленную информацию и оценивает ее как информацию низкого качества, что рефлексируется как недоверие к информации.

Напротив, информация высокого качества – быстро считываемая, структурированная (читаемость структуры), максимально очищенная от шума, –воспринимается как внушающая доверие, независимо от контента, если, конечно, сам контент не вступает в видимое противоречие с опытом или знаниями пользователя.

Это еще раз подтверждает тезис, что референция сообщения в интернете есть референция структуры сообщения, а не самого сообщения. Под структурой сообщения здесь подразумевается его логическая конструкция, а также все то, что обозревается вместе с этим сообщением: находится справа, слева, внизу, вверху, в правом верхнем углу страницы и т.п.

Все эти факторы складываются в понятие «юзабилити».

Юзабилити – совокупность элементов сайта, влияющая на легкость достижения посетителем поставленных им целей.

Юзабилити определяется сложностью для понимания элементов навигации, особенностями структуры сайта, наполнением сайта с точки зрения интересов пользователей.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что традиционное письмо было заменено интернет-текстом с множеством внешних связей, что заставляет и читателя, и писателя перейти от непрерывного и линейного восприятия информации к дискретному и объемному (многомерному). Этим гипертекст напоминает мыслительный процесс, который идет сразу в нескольких направлениях. Идеи и образы всплывают, оформляются и гаснут одновременно на разных уровнях, взаимодействуя друг с другом, взаимно проникая и умножая друг друга. Гипертекст позволяет моделировать такие динамично переплетающиеся мыслительные связи.

Автор, создавая гипертекстовый документ, не просто выкладывает свои мысли на бумагу. Он конструирует гипертекст, расставляя ссылки на ассоциированные документы, соответствующие ходу его мыслей. Очевидно, что траектория движения по гипертексту автора и читателя не могут в точности совпадать, а ведь именно от этой траектории зависит адекватность трансляции смысла текста, т.е. юзабилити.

Следует обратить внимание на то, что понятие юзабилити конструируется с позиций пользователя (читателя), причем некоторого усредненного читателя, т.е. типичного представителя целевой аудитории. Необходимо при всей свободе движения по гипертекстовым закоулкам все-таки задать предпочтительные траектории, моделирующие мышление желаемого посетителя. Именно эту задачу выполняет набор навигационных инструментов сайта, которые таким образом становятся неотъемлемым элементом текста.

Следовательно, перед создателем гипертекста в отличие от автора привычного текста стоит новая и сложная задача – увидеть не только то, о чем думает его предполагаемый читатель, но и то, как он думает. Мало того, сам способ его мышления необходимо записать в виде текста, элементами которого являются: кнопки навигации, иконки, идеограммы, ссылки, баннеры, заголовки, всякого рода элементы аранжировки текста, элементы оформления, цветовая гамма, размер и вид шрифта, иллюстрации, интерактивные формы и т.д. и т.п. Ко всему этому следует добавить стиль изложения и лексику.

Понятно, что далеко не все авторы гипертекста являются таковыми, поэтому нет ничего удивительного в том, что лишь 10% интернет-аудитории удовлетворены тем, что читают. Получается парадоксальный результат – читатели сети быстрее постигают законы гипертекста, чем те, кто его создает.

Текст – энциклопедия и текст – архив

Среди множества нового и полезного, что дает пользователю гипертекст, он актуализирует и поднимает на более высокий уровень и хорошо знакомые инструменты. Речь идет об энциклопедии и архиве, которые представлены в любой более или менее грамотно построенной веб-публикации.

Энциклопедия. Веб-публикация технологически (ключевые слова, ссылки-связи, описание контента) предлагает новые возможности для доступа к большим и сложным источникам информации. Умберто Эко в своей статье «От Интернета к Гутенбергу»[ [7] ] пишет:

Энциклопедии замышляются только для спорадического и никогда для линейного чтения. Нормальные люди энциклопедию открывают, чтоб узнать, когда умер Наполеон или какова формула серной кислоты. Ученые используют энциклопедию более изощренно. Скажем, мне надо посмотреть, могли Наполеон встречаться с Кантом. Я беру тома на Н и на К, вижу, что годы жизни Наполеона – 1769–1821, а Канта – 1724–1804, в 1804 году Наполеон был уже императором. Значит, не исключено, что встречались.

Наверное, я полезу в биографию Канта или Наполеона, но в краткой биографии Наполеона, учитывая, сколько людей он перевстречал, Канта могут и не упомянуть, а вот в биографии Канта, если они встречались, о Наполеоне обязательно скажут. Короче говоря, мне придется полазить по полкам, понавыписыватъ себе данных для последующего сопоставления, в общем, проделать утомительный физический труд.

С гипертекстом же я могу плавать по энциклопедии. Могу сопрягать событие, заявленное вначале, с другими, рассеянными в толще текста, могу сравнивать начало и конец, могу получить перечень всех слов, начинающихся на А, могу выявить все случаи, когда имя Наполеона совпадает с именем Канта, могу сравнивать даты жизни разных людей – короче, работа будет выполнена за несколько секунд или минут.

Любую публикацию в интернете (особенно журналистскую публикацию), снабженную хотя бы одной ссылкой, можно (и нужно) строить как энциклопедическую статью, с одной стороны, предназначенную для спорадического чтения, а с другой – потенциально содержащую в себе все богатство человеческого знания.

Для этого читателю должна быть предоставлена возможность, во-первых, уточнения и сравнения данного текста с другими текстами на эту или близкую тему, во-вторых, возможность уточнения используемых терминов, в-третьих, возможность ухода, в широкий контекст. Например, представим себе статью, посвященную вспышке атипичной пневмонии. Помимо знакомства с фактом появления этой болезни читатель скорее всего захочет подробнее узнать: что это за болезнь? почему она возникла в Китае? какие прогнозы для России? что может произойти на финансовых рынках в связи с этим событием? стоит ли ехать отдыхать в Испанию этой весной? какой марки холодильник выбрать для дома?

Мы описали возможную траекторию движения от сообщения об атипичной пневмонии к холодильникам. Она могла быть и другой, например в сторону микробиологии, далее к ядерной физике, потом к культуре Китая, иероглифам, символогии, психологии и дизайну интерьера. В результате возникают новые непредсказуемые смысловые связи и ассоциации, общим между которыми является принцип энциклопедичности или фреймовости знания, который позволяет проводить исследования, делать прогнозы.

Другой очень полезный инструмент гипертекста – архив. Только специалисты и только по специальному случаю заглядывают в подшивки газет и журналов, и это требует достаточно больших усилий.

В интернете ситуация другая – все публикации в нем, даже только что появившиеся, это уже архив. Михаил Ямпольский в статье «Интернет, или Постархивное сознание», опубликованной в «Новом литературном обозрении» (nlo.magazine.ru № 32 1998 г.), определил интернет как некую радикальную трансформацию архива, сводящуюся к следующему:

Во-первых, интернет общедоступен. Он никем не контролируется и в отличие от классических архивов ориентирован на максимально широкое использование содержащихся в нем материалов.

Во-вторых, интернет сегодня обладает очень небольшой глубиной памяти – примерно 5–10 лет. Классический архив обыкновенно получал материалы как раз через пятьдесять лет после того, как они теряли свою актуальность. Это положение очень существенно, поскольку интернет аккумулирует актуальные материалы, мгновенно переводя их в статус архивных.

И, в-третьих, интернет не производит селекции архивируемых материалов, а потому в нем оказывается много такого, чего традиционные архивы не допускали в свои хранилища,коммерческая информация, порнография и т.д.».

С позиции историка из будущего «интернет в вопросе верификации истины дает некую полноту разнообразных источников, в то время как показания очевидцавсегда лишь единичный, а, следовательно, не верифицированный источник.

Действительно, интернет обеспечивает связность информационных фреймов – «со-общений», или со-бытий. Событие – это факт, которому соответствует определенная дата. Последовательность фактов – хронология событий, которая становится архивными данными и ложится в основу последующей их интерпретации историками будущего. Возникает новое качество историографии – независимость ее от оценок значимости событий современниками. Историки хорошо знают, что оценка современниками тех или иных событий очень часто бывает неадекватна. Значимое воспринимается как второстепенное и поэтому оставляет будущему мало надежных источников. А то, что является второстепенным, в ретроспекции, напротив, описано подробно и во множестве. Интернет стремится к модели идеального архива, в котором теоретически фиксируется любое событие невзирая на степень его значимости для современников.

Принципы энциклопедичности и архива, обусловленные технологически, необходимо учитывать и использовать при подготовке веб-изданий. Это уже сложившаяся культурная норма чтения интернет-публикаций, которая находит все большее число последователей.

Веб-издание – это не только новость и анализ новости, но одновременно это и справочник, и материал для исследования и самообучения.

Поэтому подготовка справочного аппарата, выделение ключевых понятий, ориентация на поисковые системы, организация архива, а также система ссылок становятся важнейшими компонентами авторской работы.

Текст–сообщество

К тексту по свойству гипертекста мы обязаны также отнести коммуникативные подпространства, порождаемые текстом, т.е. структуры, именуемые сообществами (community) или кольцами. Это люди, географически удаленные друг от друга, но имеющие возможность оперативно общаться на общие темы вне зависимости от своего возраста, образования или вероисповедания. Эти сообщества возникают вокруг какой-то определенной темы, задаваемой веб-изданием, с помощью ставшего стандартным сервиса: чатов, форумов, списков рассылки, интернет-пейджеров и т.п.

Информационная площадка, которой становится сайт, снабженный перечисленными инструментами, естественно, используется посетителями в своих целях. Так, поиск в интернете друзей и даже спутников жизни с последующим (опять же в интернете) бракосочетанием уже не новость в наши дни. Интернет как сеть сетей состоит из множества таких сообществ, в которых каждый (подчеркнем, каждый) способен найти достойных собеседников. Таким образом, интернет ментально копирует реальное общество, являясь и развлечением, и сферой деятельности, и жизненным планом, и даже средством к существованию. Интернет породил огромное количество разновидностей бизнеса и профессий, адаптировав к коммуникативной среде одни и заново сконструировав другие.

К таким новым профессиям, безусловно, относится интернет-журналистика. Причем ее можно рассматривать и как интернет-расширение традиционной журналистики, и как качественно новое профессиональное поприще.

Ясно, что сообщество при своей независимости центрируется темой веб-издания, что позволяет рассматривать продукцию сообщества как продукцию самого издания.

Технология интернета выводит журналистику на качественно новый уровень – включение своей аудитории в процесс формирования информационных образов событий. В интересах издания управлять этим процессом, т.е. обеспечивать его соответствие информационной, тематической и эстетической политике издания. Это соответствие, за исключением редких публикаций, кочующих по сети хулиганов и спамеров, достигается автоматически – фактом рождения сообщества и далее с помощью умелых действий издания по модерированию интерактивных инструментов: чатов, форумов и т.п.

Иными словами, веб-издание – это в чистом виде актуализированные связи со своей аудиторией. Без активно публикующейся аудитории веб-издание, вероятно, нельзя считать полноценным, даже если оно строится только на новостях.

Как писать в интернет?

В интернет, как, впрочем, и куда бы то ни было, надо писать профессионально.

Но кроме того, надо еще следовать законам гипертекстуальности. Что под этим подразумевает сетевое сообщество, проиллюстрирует следующий текст.

________________________________________________________________

ИЛЛЮСТРАЦИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.