Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В начало. ü Журналистика – это деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности






Резюме

ü Журналистика – это деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов может быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова. В журналистике объединяются авторская креативность (так как для построения образа, пусть даже только информационного, требуется личная креативная, т.е. творческая энергия) и выполнение технологического по своей сути социального заказа.

ü Веб привносит в журналистику следующие новые качества.

Интерактивность – диалоговость; интерактивность заложена в саму технологию WWW, что заставляет журналистику отказываться от исключительно однонаправленных способов работы.

Персональный подход – можно учесть потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.

Инфоцентричность – встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любую степень детализации в изложении, не загружая ненужными деталями основное изложение.

Мгновенность – схематично интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.

Измеримость – сеть обладает инструментами, позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементымедиамаркетинга оказываются автоматически встроенными в саму систему.

Гибкость – позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять.

Взаимосвязанность – гипертекст, делающий любой текст связанным со всеми текстами.

Экономичность – веб-издание при прочих равных условиях все же намного дешевле бумажного.

ü Информационное общество – это глобальный экономико-политический, антропосоциальный и технологический проект, предполагающий управляемый цивилизационный переход к мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), реализованная с помощью компьютерных телекоммуникационных технологий, в частности технологий интернета. Проектный, прогностический и сценарный характер информационного общества проявляется в формулировке национальных программ и концепций перехода к информационному обществу и программ информатизации различных отраслей деятельности, прежде всего науки, образования, управления, политики и т.п.

ü Подобно тому, как предприятие (фирма) было ключевым институтом в последние сотни лет благодаря его роли в организации массового производства товаров-вещей, университет или какая-либо другая форма институционализации знания будет центральным институтом в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания.

ü Информационное общество возникает вследствие эволюционирования. Существует объяснительная схема периодизации исторического процесса посредством понятия «способ информации» вместо понятия «способ производства». Выделяются стадии: 1) устно-опосредованного обмена информацией, 2) письменного обмена, опосредованного печатью, 3) электронно-опосредованного обмена. Такой подход поднимает информацию до уровня экономической и онтологической категории и придает информационному обществу знак совершенства.

ü Развитие информационных технологий создает угрозу тотального наблюдения, а также управления частной жизнью с использованием психотехнических средств программирования личности. Информация становится атрибутом власти – чем совершеннее технологии получения информации, тем потенциально больше власти. Транскультурный перенос ценностей с помощью коммуникаций может привести к унификации и обеднению национальных культур. Государства теряют свои границы, язык, самобытную (уникальную) культуру, собственные национальные интересы. Развиваются новые формы «утечки мозгов» средствами сети. Информационная карта мира, построенная по принципу плотности информационных технологий, не совпадает ни с физико-географической, ни с экономико-политическими картами, т.е. существует и усиливается наднациональное глобальное информационное неравенство. Информационное неравенство на уровне личности – это так называемый цифровой разрыв (digital divide). Он обусловлен не только экономическими или социальными факторами, но и разницей в интеллектуальных способностях. Степень цифрового разрыва будет только возрастать вместе с ростом значимости информационного доступа. Поэтому информационное общество никак нельзя назвать обществом равных возможностей.

ü Постэкономические отношения и виртуальная экономика порождают доминирующие процессы, которые носят характер дискурса – знаковой манипуляции и входят в сферу компетентности информационных и коммуникационной отраслей человеческой деятельности. Индивидуальная активность перестает быть утилитарно мотивированной и направляется на дематериализованные компоненты произведенных продуктов. Упаковка, форма, имидж, паблисити, мнение и другие невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними. Информационное общество – это общество индустрии образов и знаний.

ü Переориентация экономики от товаропроизводства к сервису перемещает информационный сервис, к которому можно отнести журналистику, в базовые секторы экономики. Целевая установка журналистики: управление информационными и коммуникационными секторами рынка.

ü Детерминирование интеллектуальных технологий в технологической и производственной сферах и уменьшение значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей обеспечивают конкурентное преимущество информационной и научной деятельности над материальным производством. Целевая установка журналистики – участие в разработке и широкое использование интеллектуальных технологий представления (презентации) знаний и фактов; роботизация новостных потоков и первичной аналитической обработки; виртуализация производственных циклов издания.

ü Повышение значимости знания как основы технологической и социально политической структур общества формирует потребность в общественных институтах, обеспечивающих трансляцию знаний, т.е. в глобальных информационно-коммуникативных сетях, и специалистах, их обслуживающих. Целевая установка журналистики – смещение акцентов в сторону научной и образовательной журналистики, журналистики как поставщика инструментального знания.

ü Смещение семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации – реорганизация культурной сферы, подразумевающая императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма, и трансформация этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний. Целевая установка журналистики – отказ от однонаправленных в пользу интерактивных методов журналистской коммуникации, подразумевающей выполнение журналистом функции гида или навигатора в информационном пространстве.

ü Возникновение доминанты «университет» (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора. Целевая установка журналистики– активное включение в сферу ответственности социальных образовательных институтов.

ü Реальность – это освоенная человеком часть мироздания, к которой следует отнести не только материальный мир, но и мир символов, образов и смыслов.

ü Обитаемый мир находится в постоянном становлении, но каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Потенциальная изменчивость эйкоса позволяет ввести понятие виртуального эйкоса. Виртуальный эйкос – часть космоса (мира), нахождение в которой осознается в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства. Его размеры могут колебаться от физических размеров человеческого тела до мысленно бесконечных пределов Вселенной.

ü Социальная среда формируется и актуализируется как коммуникативное пространство, функционирование которого не только обеспечивает координацию человеческой деятельности посредством механизмов коммуникации, трансляции или передачи информации, а также производства инноваций, но и играет роль интерфейса (подобно клавиатуре, мыши и экрану монитора) с внешним бытием.

ü В отечественной науке виртуалистика появилась не так давно, однако достаточно быстро вызвала интерес у специалистов различных направлений: физиков, инженеров, психологов, философов, культурологов и т.п.

ü Мир виртуален. Виртуалистика делает возможным философски концептуализировать виртуальность, сделать ее предметом научных исследований и практических преобразований. Неверно понимать виртуальность как нереальность (возможность, иллюзорность, потенциальность, воображение и т.п.); виртуальность есть другая реальность. Один из путей объективации виртуала открывается при попытках связать это понятие с понятием «коммуникация». Везде, где говорилось или говорится о виртуале и виртуальности, одновременно говорится о связи, со-бытии, коммуникации.

ü Виртуал – коммуникатор, обеспечивающий рождение новых связей, в результате которого происходит трансформация реальности. Виртуальная реальность – мир активных коммуникаций, со-бытийность. Предметом деятельности журналистики как раз и является виртуал-коммуникация как в локальном, так и в глобальном плане.

ü Средства массовой информации фактически перестали существовать в качестве автономного централизованного общественного института. Произошло смещение от информирования к коммуницированию, и в масс-медиа прочно внедрился интерактив как один из основных принцип работы любого издания. Конечно, серьезный вклад в этот процесс внес интернет.

ü Под массмедиа будем понимать систему, объединяющую тра­диционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией – политические технологии, PR, рекламу, иными словами, систему массовых коммуникаций (СМК), порождающую виртуальные реальности информационных пространств.

ü Система массовых коммуникаций обладает следующими свойствами:

• является зеркалом реальности и одновременно особой формой реальности;

• ориентирована не на отражение (освещение) событий, а на производство собственных событий, которые заключаются в изменении структуры организации информации. Событие – это порождение новых типов коммуникаций;

• осуществляет глобальную структуризацию реальности в слове;

• интегрирует культурные среды;

• устанавливает достоверность сообщения через референцию структуры информации;

• подвержена процессу спонтанного повышения уровня организованности и сложности;

• каждая отдельная коммуникация является и средством коммуникации и самим сообщением;

• ориентирована на установление субъект-субъектных отношений между участниками коммуникации;

• полноправным участником любой коммуникации всегда является многослойная система социальных, экономических, политических контекстов, а также сама СМК;

• содержание сообщений имеет тенденцию ухода от безапелляционности и характеризуется всеобщим плюрализмом;

• ценность информации повышается на фоне снижения ценности таких понятий, как власть, деньги, производство и т.д.;

• реализуется через систему диалоговых интерактивных коммуникаций, которые осуществляются при помощи текста, имеющего форму гипертекста. Гипертекст же выступает в роли онтологической модели мира;

• порождает множественность виртуальных реальностей (полионтологичность);

• трансформирует реальность, причем в этом процессе участвует в качестве коммуникатора виртуал, который обеспечивает рождение новых связей. Виртуальная реальность в этом смысле представляет собой мир активных коммуникаций, т.е. со-бытийность.

ü Интернет-культура (или киберкультура) начинается тогда, когда сеть создает в себе новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь.

ü Интернет-культура имеет следующие этапы формирования:

• этап подделки человеческой культуры, который заключался в создании виртуальных моделей бытия;

• этап серийного производства, тиражирование культуры, который заключается в активном переводе на язык цифровых телекоммуникационных форм человеческой культуры в целом, а не только отдельных произведений культуры;

• этап симуляции культуры. Не так давно появился социокультурный феномен, известный под именем «киберпанк». Интернет стал симулякромсвободы и индивидуального человеческого всемогущества, а реализация свободы, как известно, и создает культуру;

• этап симуляции коммуникации с культурой является качественно новым явлением в человеческой истории. Сеть приобрела функцию улавливания душ и умов, которые, будучи уловлены сами, становятся узлами сети, т.е. уловителями.

ü Сетевая реальность – это не только часть посюсторонней реальности, не только ее отражение, но и еще один жизненный план, еще одна обитель человека и человечества. Процессы спонтанной организованности, структурные изменения, происходящие в телекоммуникациях, непосредственно и ощутимо влияют на обыденную, якобы внекоммуникационную жизнь (если таковую можно себе сегодня представить).

ü Коммуникация – средство актуализации органически целого мира человеческой мысли и отношения «социальных актеров», которых телеологически объединяет одинаковый смысл, вкладываемый ими в сообщения, распространяемые массовой коммуникацией.

ü Коммуникация, понимаемая через тезис – «само средство коммуникации и есть сообщение» (М. Маклюэн), влияет как на человека и общество, так и на другие средства коммуникации самим фактом своего существования и испытывает при этом многообразные ответные влияния.

ü С включением проблематики «обратной связи» в теориях массовой коммуникации обозначился парадигмальный перелом, способный существенно изменить как устоявшуюся проблематику всего того, что связано с исследованием массмедиа, так и саму практику использования коммуникативных средств.

ü Расширение теорий массовой коммуникации обусловливается следующими факторами:

• бурным развитием телекоммуникационных компьютерных средств, заставляющим говорить уже не об обратной связи, а об интерактивном взаимодействии коммуникационного средства и потребителя информации;

• появлением многообразия форм общения с помощью компьютерных телекоммуникационных средств, что ставит задачи более подробного изучения психологии дистанционного общения;

• проникновением в социологические и психологические исследования проблематики информационного общества, проблем его становления и самоорганизации;

• усилением собственно информационного аспекта массовой коммуникации, выступающим не только в качестве средства, но и цели исследования;

• проникновением кибернетических идей и концепций в исследования коммуникаций и информационного общества.

• использованием в практике и теории массмедиа достижений информатики, для которой информация – это поддающаяся математическому выражению мера управляемости той или иной системой;

• рождением новых интегративных направлений научного знания, с одной стороны, включающих в себя массмедиа как один из объектов исследования, с другой – способных предложить исследователям массмедиа принципиально новые и продуктивные описательные схемы.

ü Гипертекстовый способ представления информации (WWW, например, это не что иное, как глобальный гипертекст) превратился из технического средства в онтологический принцип, так как уже реальность и действительность открываются как гипертекст.

ü Постмодернизм, являющийся на сегодняшний день базовой культурной парадигмой современной цивилизации, диктует свои правила формирования сообщений и их интерпретации. Восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм»: постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность.

ü Несмотря на молодость технологии и культуры интернета, их изучение возможно и необходимо в историческом ключе.

ü Информация на веб-серверах хранится в виде набора документов. Каждый документ содержит гипертекстовые ссылки (выделенные фрагменты документа, позволяющие переходить к другому документу, содержащему связанную информацию), с помощью которых пользователь может обращаться к информации в других документах по данной теме. Подобная технология позволяет наряду с текстом включать в веб-документы графику, звук и видеоизображения. Перемещаясь по огромным массивам электронных документов, хранящихся на тысячах серверов в интернете, пользователи в поисках конкретной информации могут фактически путешествовать по всему свету.

ü WWW изменил взгляды специалистов и пользователей на способы представления информации, которые обеспечиваются дружественностью интерфейса, последовательной и целостной реализацией принципов гиперсреды, свободой получения и представления информации.

ü Профессиональная принадлежность населения сети с ростом числа пользователей существенно изменилась, что совпало с тем, что персональный компьютер перешел в разряд бытовой техники. И теперь в сети живут и работают люди практически всех сфер профессиональной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.