Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация в явлении постмодернизма






Постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара«Постмодернистский удел», в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, т.е. власти единой повествовательной стратегии, парадигмы –научной, философской или художественной.

Непосредственными предшественниками постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Они чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма – постструктурализм и деконструкция свели историю к философии, а философию к поэтике. Главный объект постмодернизма – Текст с большой буквы.

Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества и, очевидно, предвестником информационного общества. В новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности – власть, деньги, обмен, производство –деконструируются.

Постмодернизм в какой-то степени – это порождение идеи, что все слова уже сказаны, следовательно, каждое слово, даже каждая буква – это цитата. Эта идея получила выражение в так называемом принципе «культурной опосредованности». Иными словами, информация или сообщение, доставляемое потребителю, не имеет какой-либо самостоятельной ценности, поскольку является всего лишь комбинацией цитат. Имеют значение только сам факт этого сообщения и возникшая при этом коммуникация.

Другой фундаментальный принцип постмодернизма – отказ от истины. Истина – это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом – не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось раньше. «Вполне соглашаясь с Витгенштейном, что истина – это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее только как слово, как элемент текста, как в конце концов сам текст. Текст вместо истории. История – не что иное, как история прочтения текста». (Пятигорский, 1996). Рассказывание историй (stories) – одна из главных мифологем постмодернизма. Даже представители естественных наук, таких, как физика, рассказывают истории о ядерных частицах. Смысл этого высказывания согласуется с тем, что говорят философы-физики о зависимости эксперимента от экспериментатора и т.п.

Интересно, что русское слово со-общение понимается чаще как передача информации, хотя его этимология (совместное общение) более подходит к смыслу слова коммуникация. Коммуникация – это своего рода одновременное рассказывание истории и проживание в ней. В этом рассказе не существует проблемы истины, ибо истинно само по себе со-бытие, в котором происходит рассказывание и развертывание истории. Понятно, что в таком понимании коммуникации нет возможности делать допущения о ее односторонности, вещательности. Здесь диалог и интерактивность, продуктом которого является само по себе событие коммуникации. В этом пункте важнейшее отличие постмодернистского понимания массовых коммуникаций от предшествующих методологических подходов. Именно это отличие позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, интерактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию, а не только как одно из средств массовой коммуникации.

Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых коммуникаций, является его особое отношение к понятию «текст». Пост­модернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее, он создает множество реальностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию, состоящую из множества виртуальных реальностей – со-бытий, которые описываются в со-общении-истории. Любая рассказываемая история-сообщение – это опять история создания и интерпретации текста. Множественность реальности отражается в тексте же, следовательно, тут не просто текст, а гипертекст. Понятие «гипертекст» является ключевым как для телекоммуникационных средств, так и для культуры постмодернизма в целом. Гипертекстовый способ представления информации (WWW, например, это не что иное, как глобальный гипертекст) превратился из технического средства в онтологический принцип, так как уже реальность и действительность открываются как гипертекст.

Американский писатель Р. Федерман опубликовал роман в 1976 г., который можно читать (он так и называется – «На ваше усмотрение») с любого места, в любом порядке и последовательности по желанию читателя.

Постмодернизм, являющийся на сегодняшний день базовой культурной парадигмой современной цивилизации, диктует свои правила формирования сообщений и их интерпретации, так как с постмодернистских позиций все, принимаемое за действительность, на самом деле лишь представление о ней, зависящее от точки зрения наблюдателя, смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм: на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность» (Ильин, 1996).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.