Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виртуальный эйкос






Смысл понятия «реальность» (лат. realis – вещественный) в том, что человек потенциально относится к окружающему его миру как к набору предметов, которыми он в состоянии манипулировать, т.е. как к вещному миру. Реальность – это освоенная человеком часть мироздания. Под манипулированием здесь понимается не только непосредственный физический контакт, но и перцепция (восприятие), а также осмысление. Человек опредмечивает все, к чему прикасается, с помощью органов чувств и все, о чем мыслит. К реальности следует отнести не только материальный мир, но и мир символов, образов и смыслов. Кроме реальности, мы обязаны признать также наличие ирреальности (низшая реальность) и трансреальности (высшая реальность), психологическое отражение которых совершается в форме предчувствия, предвосприятия, интуиции, инсайта, откровения. Различение высшей и низшей реальности обусловлено тем, что явления низшей реальности носят хаотизирующий, импульсивный характер, в основном инстинктивного витального свойства. В то время как высшая реальность привносит в индивидуальный психический мир новые планы духовного бытия.

Близким по смыслу является понятие «действительность». Однако реальность и действительность не одно и то же. Действительность предполагает реальность действия, которое делает реальность объективно (а не только субъективно) изменчивой.

Обитель человека – эйкос (oikus) является также вещью, может быть, важнейшей вещью для человека. Очевидно, эйкос не является чем-то незыблемым и постоянным:

• во-первых, он для каждого свой;

• во-вторых, отличный для каждого социума;

• в-третьих, общечеловеческий эйкос XX века не такой, каким он был в XIX веке, а в XIX он был не такой, каким был до Рождества Христова.

Обитаемый мир, с одной стороны, находится в постоянном становлении, а с другой – каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Отсюда и появляется идея полионтологичности бытия, т.е. предположение об одновременном существовании во множестве вещных миров. Потенциальная изменчивость эйкоса позволяет ввести понятие виртуального эйкоса.

Виртуальный эйкос – часть космоса (мира), которая осознается при нахождении в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства (дома). Его размеры могут колебаться от физических размеров человеческого тела и даже отдельных органов тела (когда, например, все внимание сосредоточено на физической боли) до обозримых мысленно бесконечных пределов Вселенной.

Означает ли виртуальный характер эйкоса, что понятие «дом» размывается и человек теряет ориентацию?

Подобное действительно происходит в измененных состояниях сознания, а также при некоторых психических заболеваниях. В норме же существует психический механизм, позволяющий отделять центр от периферии, т.е. чувствовать себя именно в том доме и мире, который является наиболее реальным в данный момент. Это механизм актуализации, который проще всего выразить принципом «здесь и теперь». Для его применения психика человека должна уметь ориентироваться в пространстве и во времени, следовательно, быть способной адекватно отражать пространственно-временные отношения реальности. Но поскольку каждый актуализированный виртуальный эйкос задает свои пространственно-временные отношения, их отражение в психике достаточно сильно может отличаться от моделей этих фундаментальных категорий, предлагаемых натурфилософией и естественнонаучным знанием. Это отчетливо иллюстрируют, например, пространственно-временная метрика сновидений, а также произведения художественного творчества. Всегда, когда человеческая психика формирует образы пространства и времени, не используя при этом шаблонов рационального знания, создается геометрия, существенно отличная от эвклидовой и даже от геометрии Лобачевского.

Человек живет в обитаемом мире, а обитаемый мир – это не только освоенная, но и осмысленная реальность. Человек предполагает наличие смысла в том, что окружает его, будь то мебель в гостиной или галактические созвездия. Психика человека получает и обрабатывает информацию, поступающую извне, а результат обработки – новая информация возвращается в окружающую среду. Человек формирует и регулирует свою деятельность, совершая действия и производя вещи, которые отчуждаются от автора и погружаются в среду, что наполняет ее новыми смыслами. Так осуществляется информационный обмен между человеком и обитаемым миром.

Следовательно, рассматривая эйкос, полезно выделить тот его функциональный компонент, который будет отвечать за психологическое взаимодействие с индивидуальной психикой. Речь идет о психоинформационной модели эйкоса.

В эту модель необходимо включить:

картину мира, представляющую сложную суперпозицию архетипов, сформированных в филогенезе, образов объектов, сформированных в процессе прохождения жизненного пути (онтогенеза), образов, взятых из социокультурной среды и родившихся в результате научения (науки). В целом картина мира представляет многослойное поле символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельности и в комбинации имеет свое значение и эмоциональную окраску;

поток новых фактов, независимо поступающих из естественно­го природного окружения и искусственной среды;

набор событий – реакций на человеческую деятельность, в том числе хозяйственную, научную, художественную и тому подобное;

информацию, поступающую в результате интерактивного общения с другими людьми, культурными, научными, паранаучными и религиозными объектами;

независимый информационный поток, поступающий по каналам социальных коммуникаций из социокультурной среды.

Рис. 3.1. Психоинформационная модель эйкоса

На рис. 3.1 представлена психоинформационная модель эйкоса (возвратные стрелки означают интерактивный информационный обмен).

Эта модель центрирована психикой человека, вне которой рассматривать понятие «реальность» можно только как отвлеченную категорию.

Упрощенно аналогичную схему можно применить и к социальной группе, слою, сообществу, любому социальному объекту, то есть можно говорить осоциоинформационной модели эйкоса.

В центре этой модели под Ψ (пси) следует понимать коллективное сознание и коллективное бессознательное, а под картиной мира – систему, включающую общественные мнения, ценности, теории, предрассудки, убеждения, идеологию, т.е. весь набор инструментов оценки и коммуникации с реальностью.

Картина мира в этом контексте сливается с понятием «социальная среда».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.