Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социал-демократия и коммунизм: истор опыт 20в. 2 страница







 

 


Древнерусское государство: формирование, функционирование, сущность.

Для характер-ки соц-полит разв-я Др Руси м испол-ть такие источ-ки, как свод законов «Рус правда», летопись ПВЛ + свид-ва визант-х, араб-х и европ-х авторов. Эк, соц, полит и дух предпосылки создания Древнерус гос-ва. Источ-и => восточнослав об-во в 9 в наход-сь в стадии созд-я гос-ти. Соц предпосылки. К 9 в процесс разложения первоб-общин строя заверш-ся. Одновременно развив-ся процесс соц диф-ции вост славян. 1-е вр этому препятствовали общин традиции и обычаи. Но выдел-е знати – необратим процесс. Выдел-т 2 вида знати: родоплем-я и воен-друж-я. П/нач-но родоплем знать – старейшины (иногда сочетали жреч ф-ции с орг-й обществ жизни). Рост насел-я => услож ф-ций старейшин. Они нач-т привлекать к себе молод дееспособных (старейшина перестает означать «старый в роду»). Постеп старейшины дистанцир-ся от остал-х, сосредотач-я власть в св руках. Воен-друж верхушка формир-ся позже, но ее форм-ние более интенсивно. Постепен знач-е вождей (риксов) меняется. Причина – климат и демограф условия. Климат станов-ся теплее => повыш-е уровня вод => н уйти в более юж земли => столкнов-е с др племенами => повыш-е роли вождей. Затем вождями выбирали уже тех, кто себя зарекомендовал => устойчивая группа. 8-9 вв риксы => князья. Вокруг них - отряды проф воинов. К 8 в склад-ся пост небол-е отряды воинов во главе с вождем из-за увелич насел-я и роста столкн-я с др племенами => т.к они пост воюют и не м пахать, им отделяют часть продукта + вожди получали воен добычу => воен прослойка станов-ся богаче. 1-ое вр обе верхушки сосущес-ли, б равны, но с к 8–сер9вв воен знать начинает превалировать. Разлож-е род строя => возникнов-е более слож соц стр-р – союз племен (объед-е неск 10-ов мелк слав племен) => прежние средства разрешения и регулир-я отношений (прежде всего институт кров мести) недостаточны. Н нов институты, кот разрешали бы соц и иные пр/речия на нов уровне. Полит предпосылки. На всей тер-ии рассел-я славян – укрепл-е этих тер-рий. Племена объедин-ся в союзы союзов (формы соц-полит укрупнения). Таких суперсоюзов б 4. Пр: Юж суперсоюз (вокруг полян, с центром в Киеве, включавш древлян, дреговичей, часть кривичей, северян). Сев суперсоюз (вокруг ильмен словен, с центром в Новгор, включав-й восточ кривичей, мурома, чудь, весь). В этих союзах изнутри рожд-сь отн-я госп-ва и подчин-я, создав-сь иерархия власти, устанав-сь полюдье, как форма дани, накоп-е богатств. Эти союзы б многослойными, существ старейшины, родоплем верхушка. С-ма: чем выше ранг, тем выше роль и знач-е знати; чем больше объед-сь, тем меньше роль - у род общинников. Услож-ся и повыш-ся роль воен вождя в суперсоюзах. Дружины вождя небол-е (несколько 10-ов). Во вр круп походов – ополчение. Эк предпосылки. Развитие производит сил. Преход к желез орудиям труда, рост числа городов, развитие торговли, воен походы. Торговлей и грабежами заним-сь элита => еще больше обогащалась и отдел-сь от рядовых общинников. С к 7 в славяне захватывают пленных => шли на продажу или выкуп-сь (бол-я прибыль). Постеп начинают продавать и др товары, кот собир-сь у общин-ков. Постеп воен знать захватила власть – нач-т собирать дань (полюдье – мед, мех, воск и тд) => воен знать к 9 в - сам элит группой. Внешнеполит фактор. Н защита от кочев-ов, походы на др гос-ва. В результате соц-эк и полит развития восточнослав племен склад гос образование. Два подхода к истокам древнерус государственности: предание о Кие и его братьях, легенда о призвании варягов в ПВЛ (спор норманн-ов и антинорман-ов в позднейшей истор-фии). Нестор начинает повествование о происхожд-я гос-ва с легенды о построении Киева: в земле полян князь Кий и его 2 брата Щек и Хорив и сестра их Лыбедь построили город на берегу Днепра и назвали в честь старшего брата Киевом (до 737). Еще до Нестора в 8 в эта легенда б записана в старин армян летописи. В ПВЛ приводится др легенда о призвании варягов, в кот говорится, что еще до Рюрика варяги брали дань со слав племен (чудь, славены, мери, кривичи). Но потом данники отказ-сь платить и прогнали варяг => начались усобицы => решили пригласить варягов владеть землей. На призыв откликнулись 3 брата - Рюрик, Синеус, Трувор. Они стали княжить в Новгор, Белоозере и Изборске (862). Бол-во истор-ов признает вымышлен-ть Синеуса и Трувора => с древнешвед яз - «с домом и дружиной». 2 этих легенды => две идеи: 1 – идея слав источ-ка древнерус гос-ти; 2 – инозем источ-ка => с 18 в спор в ист-фии норманн-в и антинорман-в. Норман теория – нем ученый Байер в 18 в. Рюрик получил св власть на основе договора (ряда), от него н б организация внеш воен мероприятий, защита союза, защита внеш торг интересов + ф-ция суда. Версия о происхождения династии от «иноземья» типична для СВ. Противник этой теории – Ломоносов. Гос-ть - не предмет экспорта//импорта, а закономер результат многовеков ист пути народа. Источ-ки свид-ют, что восточнослав об-во в 9 в б на стадии гос-ти. Нестор гов о раннегос-х образов-х у полян, древлян, дреговичей, полочан. Призвание варягов не говорит о создании гос-ва на Руси, только о появ-и варяж династии в новгород земле. Нет с-нибудь замет следов влияния варягов на соц-эк и полит жизнь славян, язык и к-ру. Археолог-ки доказано, что кол-во варягов на Руси б невелико + варяги быстро ассим-ли с мест населением. Проблема происхож-я названия «Русь» (славян//скандинавс корни). Имя народов «русь»//«рось» появ в источ-ах 1-ые в сер 6 в. Иордан - «мужи-росы», враждовав-х с готским князем Германарихом в 370-е. Др сирийский автор перечисляя степных кочев-в Причерном-я, упомянул некон-й народ Рос, живший в Сред Поднепровье. Норман-ы предлаг-т искать корни назв-я «Русь» в древнесканд словах со значением «гребец, участник похода на греб судах». Др предполаг-т, что в древнеслав яз река называлась «руса», т.к. древнейш поселения славян б вдоль рек («руси») => название гос-ва Русское. Еще 1-а теория, что «Русь» происх-т от р. Рось. Объед-ние сев и юж союзов восточнославян племен и возникновение Киев Руси. Заключит этап образ-я Древнерус гос-ва - рез-том полит объед-ния сев и юж союзов восточнослав племен. Это произошло в 882 (эта дата, как и бол-во летопис дат 9-10 вв, условна, т.к. они не восхоядт к погодным записям современн-в, а рез-ат летопис выкладок летописцев 11-12 вв). Олег захват Киев, убив Аскольда и Дира. В ист-и дост-но отражен факт пр/речий к кон 9 в Новгор и Киева, т к они наход-сь на торг пути «из варяг в греки» => объяснило стремление к объед-ю и контролю над этими терр-ми. При этом нов династия пошла на смещение центра полит жизни с сев на юг, сделав Киев св столицей. Складывание важнейш инст-тов гос власти. У Олега - бол власть. У него б право подписывать договора от всей земли + сбор полюдья + судеб ф-ции. Власть б неабсолют, она огранич-ся расстоянием – чем дальше от Киева, тем власть меньше. Древнерус гос-во сочетало инст-ты нов феодал формации и старой. Во главе гос-ва – князь, кот подчин-сь владетели др княжеств (не известно их точное кол-во). Князь – з/датель, воен предвод-ль, верх судья, адресат дани. Процесс расслоения древнерус об-ва дает рез-ты уже к нач 10в. Так в договорах Руси с Визант-й 10в упомин-ся «светлые» и «велик князи», «князи», «велик бояре» и «бояре». Князя окружала дружина, с кот князь совет-ся по всем делам. Стар дружин-ки - постоян совет (думу), стали назыв-ся боярами. Д/обоз-ния млад дружины – термины «отроки, чадь, гриди». Княж дружина – нарожд-ся слой феод-ов. Княж власть б огран-на эл-ми народ с/управления – вече. Народ старейшины («старцы грацкие») учав-ли в княж думе, без их соглавсия б трудно принять то//иное важн решение. Присоед-ные терр-и нач рассматр-ся верхов правителями как гос собст-ть; право на сбор дани с опред терр-й получили дружинники князя. Основ направления внеш п-ки киев князей. Внеш п-ка этого периода заключ: 1. в укреп-и границ гос-ва, стоит-во крепостей-застав на границах; 2. укреп-е и охрана торг путей; 3. поиск нов рынков сбыта, нов торг пути; 4. воен походы п/в кочев-ов, на Виз-ю. Олег: подчинил древлян, северян, радимичей. 907 – поход на Визант => договор. 911 – упрочил стар договор нов статьями. Игорь воевал с древлянами. 941 – неудач поход на Визант. 944 – удач поход. Ольга продолжила его п-ку, покорила древлян. Святослав сражался в Поволжье, Дунайс Болгарии, подчинил вятичей, разбил Хазарс каганат + булгар. Предпосылки и генезис феодал отношений на Руси. Вр появ фоед з/владения остается в истор науке спорным. Проблема зарожд-я феод строя в Др Руси и его класс стр-ры б поставлена совет ист-фией в дискуссиях к20-х + получила решение в иссл-ях Грекова и Юшкова. Изуч-е этой проблемы в послед гг Рыбаковым, Черепненым и др учен-и - рассхож-ние в поним-и влияния дофеодал факторов на разв-е об-ва и его стр-ры, внеш и внутр источн-в форм-ния завис нас-я. Свердлов раздел-т мнение Черепнина о разлож-и у вост славян п/бытнообщин строя в 8-9 вв и постепен утвержд-и на протяж-и 10-1/2 11вв раннефеодал отнош-й => 2/2 11 – 12 вв. заверш-ся становл-е всех основ соц-эк и полит инст-тов феодал строя. Фроянов счит, что в Древнерус гос-ве - 2 соц-полит уклада – свобод общин-ки и значит слой рабов. Этой т.зр придержив-ся и Пьянков. Бол-во истор-в счит, что Киев Русь б ранне-феодал гос-вом, сочетавшим эл-ты феод-ма и пережитки п/бытнообщин строя. Возник-е феодал з/владения и формы феодал собст-ти. Спор о вр возник-и феодал з/влад-и: нек авторы - его появ-е к 9-10 вв, но бол-во полаг, что в 10в сущ-ли лишь отдел княж села, а уже во 2/2 11-1/2 12вв образ-ся феодал вотчина. В 9-1/2 11в 3 линии, по кот шло разв-е форм раннефеодал собст-ти и обращ-е сел насел-е в завис-е от господ-го класса: 1. окняж-е земли и обложение свыобод общинников данью, перерастав-й в феодал ренту => гос собст-ть («черная»); 2. расслоение сосед общины, из кот выдел-сь крестьяне-з/владельцы, превратив-ся затем в феодалов, и безземел люди, труд кот присваив-ся з/владельцами; 3. собст-ки-феодалы сажали на землю рабов, станов-ся завис кр-ми. До сер 11-12 вв господ-й формой феодал собст-ти б гос-я, господ видом эксплуат-ции – взимание дани. К 11 в склад-ся княж з/влад-е (домениальное), бояр, церк, основан-е на присвоении прибав продукта, произвед-го трудом завис кр-на и посаж на землю холопа. Категории зависимого населения.? о соц-полит строе тоже явл дост-но спорным. Источ-ки по этому? – Рус Правда + ПВЛ. В источ-ках - упоминание о древнерус общине – верви. Осн крест население – свобод общинники (люди//людины). Смерды – возм-но несвободные//полусвободн княж данники. Не им право остав-ть свое имущ-во непрямым наследникам. С разв-м феодал отн-ний эта категория пополн-сь за счет свобод общин-ков. Др группа нас-я – рабы: челядь, холопы. Б полн-тью бесправны, не им право свидет-ть на суде. 2 вида рабства: полное и неполное. Источ-к полного раб-ва – плен + многие сами продавали себя. Холопом стан-ся, если не заключ с господином спец договора (ряда), и тот, кто поступал на службу тиуна//ключника. Терял свободу чк, женивш-ся на рабе. Неполное раб-во – закупы – разорив общ-к, пошедший в долг кабалу к князю. Он получ к-то ссуду (купу) и д б работать на господина. Имел право выкуп-ся на волю. Сам низш ступень – изгои – люди, кот лиш-сь соц статуса. Киев держава как тип неустойч военно-нолит единства. На 11-12вв. единое гос-во распалось на ряд отдел полусамост княжеств и земель – феодал раздроб-ть. П/е смерти Ярослава => порядок княж владения. Не б единолич власти и его лич преемства по завещанию + не б деления на доли. Сущ-ла своеобраз очредь, кот опред-сь по старшинству. 1-ое поколение Ярославичей определяли простейшие отношения в тесн кругу близких родичей. Постеп этот круг расшир-ся => усложняется круг?? => 1-а из причин раздроб-ти (династич и земская). Размножение князей отдельных линий => их отчужд-е. Рус земля распадается на обособ др от др области, земли.

 

Синтез языч и христиан начал в к-ре Древ Руси.

Восточнослав племен языч к-ра как локал вариант общеевроп религ и культ-мифолог традиции. Мощн основой формир-я и разв-я самобыт древнерус к-ры б богатое культ наследие вост славян. Гос-во Киев Русь - на многоэтнич основе, в составе: восточнослав племен и нек неслав племена. Передавала традиции языч религия. М/народ авторитет возрастал с кажд годом, налажив-сь контакты с окружающ народами, расцвет торговля. В то же вр крупн-е гос-ва того периода не хотели считаться с сев соседом из-за приверженности насел-я Руси стар традицион языч культам. Осн этапы разв-я языч представлений вост славян (вера в «упырей и берегинь»; вера в Рода и Рожаниц; склад-е пантеона богов и его связь с тернарной стр-рой космологич модели мира). Нестор дел языч-во на 2 стадии: 1. культ природы, 2. связана с изготовл-м идолов и жертвоприношениями. 2-я период-я («Слово об идолах» Григорий Богословец): 1) жертвопринош-я упырям и берегиням – п/бытный анимизм. Возник в глубинах охотнич хоз-ва в палеолите//мезолите. Почитание земли, воды, огня, растений, нек животных; 2) культ Рода и Рожаниц – божества вселенной, природы и плодородия. Этот культ близок к культу Осириса и б распр-н на Ближ Вост и в Ср/земноморье, оттуда дошел до слав мира. Связ с з/дельческим хоз-вом; 3) выдвиж-е Перуна – покров-ль дружинно-княж кругов Киев Руси, культ возник одновр-но с возник-м рус гос-ти. Появ иерархия (Перун – Даждьбог и Сварог – Стрибог и т.д.) => преобраз-е пантеона отражало тенденцию к монотеизму в славяно-рус язычестве; 4) с принятием хр-ва продолжали молиться комплексу богов во главе с Перуном + рожан и цам – языч-во сохран-сь, но тайно. Сохран-сь пиршества в честь Рода. 1-я эпоха –преклон-е и принес-е жертв упырям и берегиням => это неперсонифицир-е бож-ва. Упыри – вампиры, зло. Плодородием, своевремен-ми дождями ведали берегини – русалки, красивые крылат-е девы, забот-ся о посевах и дожде. Берегиня связ с берегом, водн простр-вом и глаголом «оберегать». Связь берегинь с дождем – позднейшее з/дел-е переосмысл-е. Упыри и берегини – пр/положные начала, единст-е представ-ли внеш мира. Берегини – сирены с птич и рыбьим обличием (родство со стихиями и чком). Вампиры не сопостав-сь с ч-либо реал, никогда не изобр-сь в иск-ве. Культ Рода и Рожан и ц – сам устойч-й. 8 сен – день Рожан и цы (рожд-ва Богородицы). Род – всегда в ед числе. Кругозор Рода ограничен рамками 1ой крест семьи. По сведен-м «Слова об идолах»: 1. Род - на небе; 2. Роду припис-т возник-е нов жизни. Род – это всеобъем бож-во вселенной со всеми ее мирами: верхн (небес), средн (природа и рожд-е) и нижн («огнен родство»). В слав зодчестве верхов-во Рода – на высок местах. Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связ с з/делием. Картина мира славян - как мир древо: верх – крона – небесн мир; ствол – земной мир; низ – корни. Об-во строилось по такой же модели => 3 сословия + деление богов по тернарной стр-ре (на 3). Небесн боги: Сварог, Даждьбог, Стрибог, Перун; боги связ-ные с земн миром: Волос (олицетворение всех невнятных сил природы, предст-ся в образе медведя//змея), Макошь (Фрея в скандинав мифах, олиц-ет жен начало); преисподняя – один из образов Велеса. Жизн процесс идет по кругу => смена 4-х сезонов (циклы). Переход от присваив к производ хоз-ву => появ-е нов богов //нов значений. Пр, Ярило (аналог Осириса) – олиц-т весну, сексуал мощь; Макошь – олиц-е земли и лета; переход в осень => смерть – Мора, Мара, Марена (богиня смерти) => слово «мороз». Кризис языч мировоззрен-я в связи с возн-ем Древнерус госв-а. Постеп-но языч религия - прогрессив д/эпохи воен демократии - стала тормоз-им фактором в разв-и СВ гос-ти феодал типа, требов-ей жестк центр-ции соц институтов и объедин-я под руков-ом един правителя + яз-во на опред этапе уже не обеспеч-ло дост-но интенсив разв-е торговли и культ обмена с христ и ислам странами => принятие 1-ой из мир религий - истор необход-ь, в опред степени уровнявшей Русь с остал европ державами. 980 – Влад проводит р-му – попытка унифиц-я языч-ва на терр-и Руси. Над всеми богами возвыш-ся Перун. Справа и слева, как за пиршес столом, - Хорс (солнеч диск), Даждьбог (бог солнца), Стрибог (ветер), Симаргл (бог, охран-й посевы) + Макошь (богиня плодород-я, воды, покров-ца дев судьбы). Хорс и Даждьбог – боги солнца => Вл исп-л богов различ племен. Р-ма оказсь д/бол-ва славян напрасной => все прод-ли молиться своим богам. Реф-му Влад-ра н понимать как попытку преод-я кризиса самого яз-ва, вызванного обостр-ем пр/речий и межплемен и соц-х. Но попытка волевого преодол-я объектив пр/речий лишь усугубляет их. В летописи - указание на конфликт, возник-й у князя с наемниками-варягами, в рез-те кот часть их ушла в Визан. Влад д б искать компенсации этой потери среди самих киевлян. Поиск нов союзников//иной соц опоры предполагает неизбеж уступки в их пользу. Принятие хр-ва и оформ-е нов типа религ-идеол орг-ции об-ва. Попытка превращ-я яз-ва в гос религию с культом Перуна во главе (зачатки монотеизма) не удов-ла Влад. В Киеве уже давно б известно хр-во. 1-е свед-я о хр-ве у русов относ-ся к 860-70 в Хв в Киеве уже б церковь Св Ильи (христ двойник Перуна). Об этом гов-ся в договоре князя Игоря с греками 944 года. Киевск знать и купцы участв-е в заключ-и договора, представ-т 2 равноправн общины: языч и христ. Язычники клянутся на оружии именем Перуна, а хр-не в Констант-ле клянутся в верности слову церковью Ильи в Киеве, а в самой столице подтверж-т эту клятву в Ильинской церкви. Нет никаких следов завис-ти киевской христ общины от Констант-ля. Сущ-ние киев христ общины сер – ¾ 10в. подтверж-ся данными арх-гии (находки в могилах христ символов – крестов => христ влияние). Киев князья медлили с принятием хр-ва, т.к при тогдашних богослово-юр воззрениям визант-цев принятие крещения из их рук означ переход новообращ народа в вассал зав-ть от Визант. 988 – Влад крестился и крестил бояр, заставил крест-ся всех русских. Форм-но Русь стала христ-й. Орг-ция церк: во главе – киев метрополит, кот назнач-ся либо из Конст-ля, либо самим киев князей с послед-м избранием соборов епископов. В круп городах – епископы, ведавшие всеми церков делами епархии. Метрополит и епископы владели землями. На содерж-е церкви – десятина (1/10 дани и оброка). Все ср-ва иск-ва б исп-ны д/утвержд-я св взглядов на жизнь и общ стр-ру => особо торжест службы, бол кол-во церкв, ежедневн службы. Худ-ки изобр-ли «Страш суд». Б/ба христ церкви с языч-вом. Хр-во не сразу внедрилось в жизнь, даже чисто формал-я хр-ция насел-я встречала сил сопротивл-е и растян-сь на длит период. Крещ-е сопров-сь разруш-м яз капищ, сожжением идолов. На их месте - нов церкви. Церк – б/ба с народ гуляниями, музыкой, нецерков пением, хороводами, гаданиями, но это унич-ть не удалось. Языч обряды стали исп-ся д/привлеч-я людей к православ => христ-во усваив-сь народом, т.к оно сливалось с яз-во. Пр, чб вызвать дождь в засуху, стали катать по полю не волхва, а попа => склад-е «народ» вар-та православия. Перуна зам-л Илья Пророк, Велеса – Св. Никола, новогод святки (языч) стали празн-ся в связи с Рожд-вом и крещением. Масленицу попы перенесли за пределы Велик поста. Праздник Ив Купала совместили с рождением Иоанна Крест-ля (24 июня). Природ календарь б выстроен в христ-й: нов год – рожд-во; яблоч спас, благовещенье – нач весны и полев работ. Языч календарь получ способ сущ-ния в христ к-ре => феномена двоеверия не б, т.к. яз-во стало частью христ к-ры6 идолопоклон-во сохран в виде почитания икон, ос-но чудотвор. Отражение языч наследия в лит-ре, иск-ве, фольклоре, обрядах, суевериях. Календар обрад поэзия: заговоры, заклинания, обряд песни, миф сказания, отображ-е языч верования. Послед-я принятия хр-ва: 1. выводило Русь из числа варвар стран; 2. усил-сь княж власть, т.к. ее происх-ние связ с бож волей; 3. хр-во проповед-ло милосердие, отменяло жертвоприн-е, убийства и др яз обычаи; 4. распр-ние прав-я => н грамот люди => появ-е азбуки, письм-ти, шк; 5. в рус к-ру - нов твор напрв-я (камен стр-во, живопись и т.д.).

 

Рус к-ра и общест мысль кон 14 – нач 16вв.

Нац и соц-полит возрождение Руси п/е Кулик битвы. Форм-ние великорус народности (14-16вв) => возник-е общн-ти яз (при сохран-и в нем диалект различий) и к-ры, склад-е общей гос терр-и. Бол роль – перемещ-е масс нас-ния, вызванн монгол-татар игом, народ колониз-я нов регионов на сев и с-в страны. Идея един-ва Рус земли и б/бы с инозем игом - ведущ в к-ре. С к 14в - подъем рус к-ры благодаря успехам в хоз разв-и и 1-й круп победе в Куликов битве. Опред-ся ведущ роль Моск в объед-и рус земель. Кулик победа => подъем нац самосозн-я => во всех областях к-ры. При сохран-и сущ-х мест особен-й в к-ре идея ед-ва Рус земли стан-ся ведущей. Д/к-ры того вр хар-но обращ-е к прошл св страны, к трад-ям, к св «антич-ти» => возбуж-ет патриотич чувства, внушает увер-ть в победе. Древ былины возрож-ся, оформ-ся жанр историч песни (не о прошл, а о настоящ). Лит-ра. 14в – отмечен общим возрожд-ем письм-ти и лит-ры. Вырабат-ся жанр пышн похвал, п/нач-но обращ-х к славян святым, покровительств-м победам рус народа. Пр, одно из 1-х произв-й этого лит течения посвящено Дмит Донскому «О житии и преставлении вел кн Дм Ивановича». Нов стиль сказыв-ся в переводах именно истор произ-ний (хроники Манассии, в «Троянской притче»), интерес к кот неизм-но растет с общ подъемом нац с/созн-я. Лит-ра б связана с идеями эпохи «предвозрожд-я», с интересом к чел личности. Лит-ра стан-ся риторичной. Лит шк => разв-е лит языка, усложн-е синтаксиса, появ-е много нов слов. Лит произ-я оконч-но теряют черты феодал-областной огранич-ти и приобретают общенар рус хар-р. Рус лит-ра 14-15вв сохр-ла публицист-ть, выдвигала важн проблемы полит жизни Руси. Особ-но тесно с общ-полит жизнью связано летописание. В рус летописи обычно -рассказ об истор событиях за неск столетий в хронологич порядке – отлич черта летописи. Кажд летопись - не случайн набор записей по годам, а един цельн труд, преследов-й опред полит задачи. Летописи б офиц произ-ми и полит док-ми, играя роль в полит б/бе. Летописи никогда не б узкоместными. Постеп-но летописи - общерус хар-р. Б локал особен-ти, но гл тема – един-во Руси и б/ба с завоеват-ми. О росте нац с/созания - возрожд-е общерус летописания. 1-й рус свод б составлен в Москве в нач 15в (Троицкая летопись). Раньше др областей рус летопис-е возрож-ся в Твери. В 1305 п/е 25-лет перерыва б составлен 1-й тверс великокняж свод. В 14в ведутся уже и др летописи: княж в Рязани и Смоленске, епископская – в Ростове. В к14 – н15 на 1-й план - летоп-е Моск. В ее летопис сводах – отраж-е моск общерус п-ки. Моск нужд-сь в идеолог обоснов-и св дейст-й => 1409 – в Моск б составлен обшир общерус свод. Инициатор – митрополит Киприан (закончена б п/е его смерти). Впервые в свод б вкл известия по ист-и Литвы. Др жанром б воинск повесть. Кулик битва => бол число различ произ-ний: летописн, житийных, повест-х, фольклорных. П/нач-но возн-ли 2 летопис повести о Кулик битве: краткая и пространная. П/е смерти Дм Донского (1389) - «О житии и преставлении вел кн Дм Ивановича». Цель ее состав-я – окружить ареолом святости род москов князей + способ-ть укрепл-ю его престижа. Крупнейш произ-ния нач 15в о Кулик битве – «Задонщина» Софония Рязанца, назв-я так по месту битвы – за Кулик полем, за Доном – героич стиль => прославл-е рус победы. Связь со «Словом о полку Игореве». С т.зр автора «Задонщины», «Слово...» гов о нач тат-мон ига. Б/ба с половцами и б/ба с тат-монголами – б/ба за независ-ть. Сближ-е ист событий хар-но д/истор мысли к14 – н15. В ½ 15 – еще 1 произ-ние на эту же тему – «Сказание о Мамаевом побоище». Много раз перепис-сь. Тема б/бы с чужезем игом - излюб темой рус лит-ры. Перерабат-ся сохранив-ся в Твери, Рязане, Смоленске и др городах многочисл-е произ-ния, народ предания о б/бе с татарами. Пр, «Повесть о приходе Батыевой рати на Рязань» (2/2 15в) – соед-е неск сказаний. Житийная лит-ра. Церк проповедь сочеталась с разв-ем мысли о главен роли Моск и о тесном союзе вл и церк. Это биограф повести о князьях, митрополитах, основат-й монастырей. Особ извест-ть на Руси - «Слово о житии кн Дм Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского» - основ-ля Троицко-Серг монастыря под Моск. Бол распр-е в житийн лит-ре – риторическо-панегирич стиль (экспрес-эмоцион): в текст - пространные, витиеватые монологи, речи, автор риторич отступл-я, рассуж-я морал-богослов хар-ра. Бол вним-е - описанию чувств героя, психол мотив-ки его поступков. Пр, митрополит Киприян «Житие митрополита Петра». Публиц хар-р. В сер 15в сил интерес к ист-и всего мира => потреб-ть в рус т.зр на мир ист-ю => москов книжники – созд-е св всемир ист-и – 1441 – 1-й рус хронограф (Похомий Логофет). Хронограф нач-ся от сотворения мира. Особ вним-е – еврейс ист-я, ист-и Грец и Рима, а от событий ист-и Визан хронограф переходит к рус ист-и как завер-ю ист-и мира. Особ-ть – идея всеславян ед-ва => в него б вкл-ны сербск произ-ния. Среди книж людей н15в - рус монах Епифаний Премудрый. Долго путеш-л на Вост. Начитан-ть Епифания – в его соч-х – он отлич знает произ-ния соврем ему и прошл церк, богослов, житийн и истор лит-ры. В состав-х им житиях - сведения энциклопед хар-ра, рассужд-я о пользе книг, имена ученых и т.д. Цветистую ораторскую нов лит манеру Епифаний довел до пределов пышности. Прояв-т инерес к истор произ-ям. Произ-я – Послание о Ф. Греке, жизнеописание Стеф Пермского и Серг Радон-го. Жанр «хождений». К15-н16 – вр ВГО. Рус землепроходцы еще в 15в - в Персию, Сирию, Кит. 1466-72 – твер купец Аф Никитин кратч сухим путем прошел в Инд => «Хожд-е за 3 моря» (Каспий, Черн, Аравийск залив Инд океана) – небол заметки историко-изыскател хар-ра. В записках - не только описаны те терр-и, где б Никитин, но и др терр-и (Цейлон, Кит, Индокит п-ов). Оч интересную книгу – новгор путеш-к и поляр мореход И.О. Амосов – «Книга-уставец океана-моря. Хожд-е Ив. Олельковича, сына Новгородца». Изуч сев моря. «Зол век» рус публ-ки. Сер 15в – все бол значение - в лит-ре публ-ка. Публ-ка - в летопись, публиц отступл-я встреч-ся даже в житиях святых и богослов лит-ре. Выдающ публ-ты выдв-ся в к15-н16вв – Вассиан Рыло, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, митроп-т Данил и др.? гос устр-ва, соц справед-ти, церков з/влад-я – открыт обсуж-е в посланиях и «словах». Дух критики, строг логика в аргум-ции св мысли и практич трезвость опред-ли публиц выступ-я к15-н16вв. Но особ разв-е – с сер 16в. Нач книгопеч-я. 1-я типогр-фия ок 1553г. 1563-64 – Ив Федоров и Петр Мстиславец созд-ли на печат дворе на Никол улице в Моск 1-ю печат книгу. Арх-ра. П/е тат-мон ига камен стр-во на Руси прекрат-сь на 50лет, кадры зодчих б унич-ны, нарушена техтич преемств-сть => в 14в во многом приход-сь нач-ть сначала. Стр-во сосред-сь в 2-х основ р-нах – на с-з (Новгород, Псков), во Владим земле (Моск, Тверь). В Новг-де в теч 15в форм-ся нов тип церкви – кладка из мест камня в сочет-и с валуном и кирпичом => силуэт пластичен + вертикал устрем-ть (1345 – церковь Николы на Липне, 1342 – церк Спаса на Ковалеве). Лучш памят-ки этого типа богато декорир-ны. Геогр полож-е Пскова => разв-е оборон зодч-ва (1330 – крепость Изборск). Хар черта – стр-ли без собст-го фундамента д/экономии. 1-е камен постройки в Моск Кремле нач14в – не сохр-сь. 2/2 14в - ос-но на стр-ве укреп-ний. 1367 – Белокамен Кремль. На 14/15 – нов тип одноголов башенообраз храма (Спаский собор Спаса Андроникова монастыря в Моск). С превр-ем Моск в религ и полит столицу => стремл-е поднять техн-худ уровень моск стр-ва. Рус мастера работали с лучш зодчими Евр => моск зод-во теряло регион огран-ть. К к15в кремль Дм Донского обветшал => д/возвед-я нов стен и башен (1485-95) приглашены итал-цы (Пьетро Антонио Солари и др). 30-е 16в сооружена 2-я линия укрепл-й Моск - стены Китай-города (мастер Петро Малый), 1585-93 – 3-я – Белый город (мастер Ф. Конь). Своеобраз итог разв-я крепост зод-ва в 16в – Смоленск кремль (1595-1602, Конь). На Соборн площади Кремля на месте стар храмов – нов. Зодчий Аристотель Фиоравантий – Успен собор => соед-л хар-е древнерус формы с ренессанс поним-ем арх простр-ва. 1505-09 – Алевиз Новый – усыпальница моск кн-й, Арханг собор. Вводил детали гражд зод-ва. Завер-ли ансамбль Собор площади Грановитая палата (Марко Руффо, Солари) и высок столпообразн храм – Колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин). ½ 16в – зодчие перенесли в камен стр-во эл-ты нац шатров храма (церк Вознесения в Коломенском). Живопись. Москов жив-сь 14-15 – подъем. Лучш всего жив-сь 2/2 14в – в Новгороде. Ф. Грек. Появ-ся в Моск ок 1390. Под его рук-вом - росписи соборов и теремов Кремля. Наиб достоверн творением в Моск – иконы Диесусного чина Благовещ собора н15в. Иконостас Благовещ соб – древнейш из дошедших т.н рус выс иконостасов. Смел манера в обращении с иконограф традициями, виртуоз-ть исполнения, интерес к внутр миру чк. Ярк прояв-е экспер-эмоц стиля в иск-ве. Зан-ся также и свет живописью: на стене 1-го из княж домов в Моск – панарама Моск, а на особ листе Епифания Премудрого – София Констант-я. А. Рублев. Его деят-ть нач-сь в центре рус предвозрожд движ-я - Троицко-Серг монастыре. 1405 – он вместе с Прохором из Городца и Ф. Греком распис-ет Благовещ собор Моск кремля, а в 1408 вместе с Даниилом Черным - Успен собор во Владимире. Сам знаменит работа – «Троица». Живопись Рублева отлич-ся спокойствием, движ-ния сдержаннее, краски ярче + лиричнее, мягче, душевнее + гармония м/у чел-м и божест-м. Дионисий. Его работы - к к15-н16вв. Икона Успен собора Моск кремля, 1484 – Дионисий и его 2 сына распис-ют собор Иосифа Волокамс монастыря. Темат произ-ния Дионисия посвящ культу Богоматери, покровител-це Моск + тема семьи. Общест-полит мысль. Глав тенд-я рус общест мысли 16в – освобожд-е от церков мировоззр-я, апелляция к разуму – секуляризация //обмирщение к-ры. Ф. Карпов, Ив Пересветов. По мн Пересветова, царь – это не просто самовластн государь, у него есть обяз-ти п/д народом. Обмирщ-е захв-ет даже ортодокс церков авторов. Пр., Сильвестор – автор «Домостроя», куда вкл-сь не только наставл-я церков хар-ра, но и советы по домовод-ву. Спор м/у И4 и кн Курбским. Курб-й обвин-л И4 в тирании и жестокости. Написал памфлет п/в царя – «Ист-я о вел кн Москов-м». Ив и Курб-й – не только антогонисты, но и во мн единомыш-ми: оба – за центр-цию гос-ва, сил царск власть, полит идеал – деят-ть избран рады. Разногласия – по поводу царск власти. Д/Ив4 монархия д б деспотич, а д/Курб – царь д отвечать не только п/д богом, но и п/д народом. Б/ба с еретич движ-ми. Это вр остр религ споров. Ересь и вольнодум-во – с/стоят поиск истины. Ереси, хотя и не выходили за пределы религ мировозз-я, они б по сути враждебны церкви и несли в себе эл-ты соц протеста. 70-егг 14в - в Новгороде – ереси стигольников, распр-сь среди низш дух-ва и рем-ков. Критиковали с позиции разума Библию и соч-я отцов церкви + отвергали церк обряды. Церк и гос-во их преслед-ло, мног б казнены. Они встреч-ся в Новгор и Пскове до сер 15в. Ересь «жидовствующих» - их обвин-ли в переходе в иудаизм. Видимо, еретики исп к-то соч-я иудейс богословов. Они (свящ-ки Алексей, Денис и др) отриц-ли церков иерархию, не принимали догмат о троичности бож-ва, счит ненужным иконы и обряды. Церковь жестоко с ними боролась. Среди еритиков – видные дипломаты (дьяк Фед Васил, Ив Волк, Курицины) + гос переписчик Ив Черный и т.д. Иосифляне. Иосиф Волоцкий и его сторонники: церк не только имеет, но даже обязана владеть насел-ми землями. Пр/полож позиция – нестяжатели (Нил Сорский) => за р-му монастырей, указывали на несоответ-е церков практики принципам хр-ва. Их идеи нашли поддержку у двор-ва и вел князя, но со стор мног церков-в – враждеб отн-е. 1503 – на церков соборе иосифляне выступили п/в попыток Ив 3 конфис-ть часть церков земель => власти вынуждены б уступить + Иосиф развил теорию теократич абсол-ма, что укрепило авторитет свет власти и позиции церк => нестяжатели объяв-ны еретиками. В общ-полит мысли 16в – оформ-е теории феодал монархии, в состав-и кот - предст-ли дух-ва (теория «Москва – 3-й Рим» монаха Филофея => богоизбран-ть царства), двор-ва, княжеско-бояр арист-тии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.