Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мы можем познавать






Эпистемология — наука познания. Все мировые философии и религии задаются вопросом: " Может ли человек познать мир? " И если да, то как? Слово Божье говорит:

" Да! Человек способен познать окружающий его мир". Мы можем накапливать знания с помощью открытий и откровений. Современная наука утверждает, что материальный мир реален, измерим и познаваем, что, в принципе, является библейской концепцией. Существует основная причина, по которой принявшие христианство народы стали ведущими в науке и технике; эта причина заключается в библейском основании любой области знаний.

Исламский мир может только скопировать передовые технологии, но не умеет их создавать. Все дело в том, что исламское учение о материальном мире гласит, что нет четких законов, по которым существует вселенная, а есть только воля Аллаха. Многие христианские доктрины сегодня подошли слишком близко к такому опасному взгляду Индуизм и буддизм утверждают, что материальный мир, в котором мы живем, не реален, а следовательно, не важен.

И только Библия учит, что истину можно " открыть и познать", а также тому, что применение этих знаний принесет плод. Господь знает всю истину, а истина, в свою очередь, открывает Бога в любой сфере жизни. А " тайна" заключается в разнице между тем, что знаем мы, и тем, что знает Бог, а не в том, что можно познать. Слово Божье — источник мудрости и знаний.

 

Образование является одним из признаков мудрости

Для иудея, воспитанного на учении Моисея, " знание" всегда предполагает его применение. К сожалению, большинство взглядов сегодня противоречит такой точке зрения. Например, многие системы образования основываются на той концепции, что предмет можно познать путем приобретения информации о нем, без возможности или необходимости применения этих знаний на практике. А в результате, современные выпускники университетов, впервые придя на работу, ничего не умеют. Им нужно объяснять, как следует выполнять то или иное задание.

Неумение применять знания на практике представляет большую проблему сегодня, которая должна быть изучена и решена специалистами в области образования. Эта же идея, согласно которой информация — это то же самое, что и знание, породила поколение христиан, которые верят, что знают Бога, однако не подчиняются Ему. Многие считают, что достаточно знать Автора Святого Писания, а применять Его принципы не обязательно, что они могут быть спасены, не проявив плода спасения в своей повседневной жизни. Ни одна из этих точек зрения не является библейской.

Во всей Библии, от Бытия до Откровения, Господь подчеркивает, что знания проявляются в действиях, вера—в делах, познание — в возрастании, а мудрость — в любви. Святое Писание не дает основания для " слепой веры". Это экзистенциализм, который говорит, что вы " не можете знать", вы можете лишь " испытать". Искушаемый сатаной Иисус отказался броситься вниз с крыши храма. Он понимал, что знать о воле Господа можно и без слепой веры. Опыт является не единственным способом познания. Божья мудрость заключается не только в правильном выборе, но также в понимании, почему он правильный. Конечной целью Господа является не наше послушание, а наше согласие с Ним.

Мы понимаем, что сначала должны сказать " нет" нашим детям, если они пытаются протянуть свои маленькие ручки к горящей горелке. Позже мы попытаемся объяснить ребенку, что там горячо и он может обжечься, но пока он слишком мал, мы удовлетворяемся тем, что запрещаем ему прикасаться к горелке. Когда дети взрослеют, мы хотим, чтобы они поняли, что такое " горячо", и согласились, не испытав на собственном опыте, что ожог — это плохо и очень больно. И наконец, мы хотим, чтобы они не прикасались к плите, потому что согласны с тем, что это плохо и опасно.

Возрастая в Боге, если таковое происходит с нами, мы будем приходить к пониманию, что в нашей жизни будет возникать все больше и больше вещей, по поводу которых нам не нужно обращаться к Богу, потому что нам уже известно Его мнение о них. Это не значит, что мы больше не пытаемся познавать Бога. Это означает, что мы больше не задаем Богу один и тот же вопрос, потому что знаем Его ответ и согласны с Его доводами. Теперь мы учимся и вопрошаем Бога о вещах, которые являются для нас новыми, мнение Господа о которых мы еще не знаем.

Ветхий и Новый Заветы полны наставлений в дополнение к опыту личного общения с Богом, информации о Нем, почерпнутой из творения, истории и записанного Слова. Павел писал о том, что Господь обновляет наш ум (Рим. 12: 2) и " пленяет всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10: 5). В 1 Коринфянам, 14: 15, Павел назидает Церковь молиться и умом, и на языках. В Деяниях народ Божий собирался вместе и пребывал в единстве сердца и разума (Деян. 4: 32). В Послании к Римлянам 8: 6 Павел предупреждал о помышлениях плотских и учил римлян жить по духу. Все Притчи прославляют премудрость, несущую благословение в нашу жизнь, и призывают искать ее всю жизнь. Снова и снова в книгах Моисея Бог наставляет евреев изучать и постигать пути Господни, а также применять знание их в повседневной жизни.

Иисус постиг эти принципы, когда ему было двенадцать, изумив священнослужителей в храме Своей мудростью (Лк. 2: 46—47). Одно из отличий между Иисусом и фарисеями заключалось в том, что они цитировали законы, а Он разъяснял их. Он понимал их и умел применять в повседневной жизни, Иисус призывал Своих учеников просить, искать и стучаться, чтобы учиться у Него и Его Отца (Мф. 7: 7-8). Все пророки советовали народу Израиля вернуться к Божьим принципам, данным им через Моисея, и тогда благословения снова вернутся в их жизнь.

 

 

" Раскаяться" означает изменить мышление

Новозаветное понятие " раскаяться" часто истолковывается как " изменить направление". Точный перевод этого слова с греческого означает " изменить мышление". Другими словами, ключом к изменению поведения является изменение мыслей, а не наоборот. Фокусируясь на своих действиях, мы ставим внешнее проявление нашей жизни выше ее сути. Мы выглядим хорошо, а внутри нас ничего не изменилось. Бог заботится не о том, как мы выглядим или действуем, а о том, какие изменения происходят внутри нас, кем мы являемся на самом деле. Бог хочет привести нас к Своему видению реальности и истины, стать подобными Ему, так как видим реальность такой, какой видит ее Он.

Павел говорит о том, что наша битва, в частности, является битвой на поле разума.

" Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружие воинствования нашего не плотское, но сильное Богомнаразрушение твердынь: им ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10: 3-5).

Наша битва с этим миром — это битва идей с реальностью. Чтобы выстоять и своим влиянием изменять народы, мы должны не только действовать, как действовал бы Иисус, но также думать так, как думает Иисус.

Образование и семья

В одном из номеров журнала " Экономист", вышедшем в конце 90-х, ученые делились результатами проведенного эксперимента. Они пришли к выводу: успешное изучение того или иного школьного предмета не зависит от количества потраченного времени и денег. Там, где тратится больше денег и времени, зачастую получается меньше знаний, и наоборот. Одним из главных факторов, влияющих на успеваемость, является метод преподавания материала. Еще одним важным фактором успеваемости учеников является поддержка их родителей. Если родители помогают ребенку, он учится лучше. Сравнивая эти выводы с тем, что написано в Святом Писании, видим, что очень многие библейские идеи совпадают с выводами ученых. Авторитет и ответственность родителей за процесс обучения ребенка хорошо описаны в Святом Писании: Второзаконие 6: 20-25; 11: 19; 4: 9-21.

 

Дети и их взгляды на мир

Как мы уже говорили в главе " Семья", ребенок с самого рождения и до четырех лет впитывает в себя знания о внешнем мире; в этом процессе взгляды родителей являются критическим фактором. Ребенок впитывает моральные ценности и верования семьи, независимо от того, учат его этому родители или нет. Дети верят в то, что говорят и делают их родители, и копируют их. На этом этапе развития у них нет другого выбора, так как нет иных примеров. Родители передают детям, хоть и не всегда осознанно, свою систему ценностей. По этой причине Бог снова и снова акцентирует внимание родителей на том, как важно их активное участие в процессе воспитания у своих детей Божьего взгляда на жизнь в таких повседневных событиях, как прием пищи, прогулки, совместная работа по дому.

Я не говорю, что Святое Писание призывает родителей проводить обучение детей на дому. Это лишь один из методов обучения, а Библия не обязывает использовать только одну модель. Но вместе с тем в Слове подчеркивается огромное влияние родителей на жизнь ребенка. В зависимости от отношения родителей к нему ребенок пойдет в школу, веря, что он способный или, наоборот, глупый. От родителей будет зависеть, придут ли их дети в школу, испытывая живой интерес к учебе, понимая, как она важна, или будут идти туда с неохотой, считая, что это скучно и является лишь потерей времени. Выполнение домашнего задания может стать для ребенка либо ценным процессом познания, либо тяжкой повинностью, а дом — тем местом, где ему помогают учиться или где его заставляют делать то, чего он не хочет. Именно из родительского дома он вынесет понимание того, что у каждого человека и события можно чему-то научиться, или же убежденность в том, что ни у кого ничему научиться нельзя. Еще до школы ребенок либо будет верить, что есть Бог, Который открывает истину, либо в то, что истины не существует вообще.

Вас никогда не удивляло, почему Бог уделял так много внимания обучению юного Даниила в чужой стране? Даниил и три его друга были чужаками в Вавилоне, захваченными в плен и оторванными от своих семей. Выбранные для служения вавилонскому царю Навуходоносору отроки обучались разным наукам и языку халдейскому Их окружали язычники, но культура идолопоклонников не смогла оказать на них своего тлетворного влияния.

Как мы можем это объяснить, живя в мире, где христиане и нехристиане утверждают, что телевидение, кино, музыка, реклама и школа формируют мировоззрение наших детей? Как же удалось Даниилу и другим сохранить свою веру в вавилонской среде? Ответ прост и четко сформулирован в Священном Писании. Эти юноши в сердце и разуме своем сохранили ценности, которым их научили дома. Они сравнивали то, чему их учили дома, с тем, что окружало их. И знание, заложенное в них родителями, оказалось сильнее. Я думаю, что если бы эти отроки стали жертвами окружающего их мира, Священное Писание дало бы этому только одно объяснение: значит, дома они не получили знаний, позволивших им правильно оценивать происходящее и верить, что Бог поможет им увидеть истину.

 

Образование и правительство

На протяжении нескольких десятилетий христиане в моей стране очень красноречиво говорили о том, какой вред был нанесен государственной школьной системе отменой в школах молитвы. Я не собираюсь доказывать, насколько правильным или неправильным было это решение, но я хочу сказать вот что. Во-первых, с Божьей точки зрения, объявить молитву вне закона невозможно. Правда, можно заменить молитвенные встречи или произнесения молитвы вслух. Бог не давал правительству полномочий господствовать над нашими сердцами и умами. Мы можем думать и верить в то, что нам нравится. Такой государственный институт, как правительство, может только пытаться контролировать наши действия.

Десятилетиями мы наблюдали за деградацией системы образования в США, приведшей к закону, запрещающему молитву, хотя запретить молиться можно только в том случае, если люди с этим согласны. То, что такой закон принят, печально. Но разве это трагедия? С другой стороны, в этой же стране произошло событие, имевшее намного более серьезные последствия. Постепенно общенациональные ассоциации работников сферы образования вытеснили небольшие местные союзы, состоявшие из родителей и учителей. Такая передача полномочий от семьи правительству была гораздо более опасной, чем запрет молитвенных собраний. Господь не давал правительству власти над нашими детьми. Господь дал эту власть родителям. Правительства созданы Богом для управления народами. Это является их первоочередной функцией, в то время как образование по своей природе является процессом индивидуальным. Попробуйте обратиться к правительству с просьбой заняться проблемами, связанными с бедностью и наркотиками, и вы получите дорогостоящие, но неэффективные программы. Правительство попытается решить проблемы каждого одним и тем же способом... как это делается в тюремной системе. Но за социальными проблемами, наркотиками и системой образования стоят конкретные нужды отдельных людей, требующих индивидуального подхода.

Бог создал семью как союз индивидуальных личностей. Родители могут передавать свои полномочия школе, но если они решат отозвать эти полномочия в случае, если их родительская власть будет игнорироваться, то такие школы не будут иметь законной власти над детьми. То же самое происходит, когда родители не хотят участвовать в процессе обучения своего ребенка в христианской школе. Бог не давал Церкви полномочий обучать ваших детей. Он дал эти полномочия родителям.

 

Образование и законы человеческой природы

В сферах образования и коммуникации важно уделять внимание вопросу о человеческой природе и о том, как с точки зрения Бога она должна функционировать. В современных средствах массовой информации сила убеждения стала доминирующей. И теперь мы воспринимаем себя как автоматическое устройство, бездумно поглощающее информацию и действующее согласно ей. При наступлении очередного кризиса в обществе мы начинаем говорить о влиянии средств массовой информации, школы, постмодернизма на формирование мышления современной молодежи. Мы говорим о вреде мирского образования, как если бы оно само по себе обладало силой.

Не о таком мировоззрении говорится в Священном Писании. Бог наделил человеческую расу большой властью: властью принять или отвергнуть соблазны внешнего мира. Ничто в Слове Божьем не указывает на то, что заставить человека поступать так, как мы хотим, — легкая задача. Писание подчеркивает способность человека распознавать, принимать или отвергать влияние этого мира. В следующей главе " Коммуникация" мы обсудим такие темы, как " промывание мозгов", подсознательное восприятие и теории " программирования человека".

Продолжая наш разговор о познании, хочу отметить, что по завершении первых формирующих его четырех лет жизни, человек принимает ту информацию, которую хочет принять. Мы больше похожи на фильтры, чем на впитывающие губки. Истинность этого утверждения можно видеть на примере бывшего Советского Союза, где после семидесяти лет обучения в советских школах коммунистическим доктринам в коммунизм верят не более 20% населения страны. Не одному поколению чернокожих в Южной Африке втолковывали, что они не способны играть никакой роли в политической жизни своей нации, однако почти никто из них в это не верит. Или такой пример. Европейский ребенок и ребенок племени маори обучаются в одной школе, но по окончании ее они выходят с совершенно разным восприятием мира.

Я беседовала с преподавателями во многих странах мира, и все они согласились с тем, что двумя основными ключами к познанию являются участие родителей в процессе обучения и мотивация ребенка. Библия рассматривает каждого ребенка как одаренного, каждый ребенок обладает способностью к познаниям, каждый ребенок ценен и каждый ребенок имеет право полностью раскрыть свой творческий потенциал. Слово подчеркивает, что мы созданы Богом свободными людьми и от нас зависит, учиться нам или нет, слушать или нет. Умение делать правильный выбор воспитывается в детях в домашнем окружении, там, где мы проводим несколько первых лет своей жизни.

Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что нам нужно понять, что система образования может дать, а чего — нет. Мы должны осознать важность роли родителей в процессе познания. Школа занимает определенное место в Божьем порядке вещей, но не стоит ожидать от нее чудес или верить, что она может функционировать без нашей помощи. Будущее наших детей зависит не только от полученного ими образования.

 

Помощь в изучении

Темы для изучения и обозначения отдельным цветом: образование, познание, запоминание, ум, мысль, доказательства, воспитание, мудрость, семья.

Сфера семьи открывает нам Великого Учителя-Равви.

Основная характеристика Бога, которую отражает семья, — мудрость.

Бог управляет этой сферой через законы человеческой природы.

Цвет, который я выбрала, — коричневый.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.