Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок ценных бумаг






Ценные бумаги можно рассматривать с двух точек зрения: эмитента (заемщика), т.е. юридического лица, выпустившего (эмитировавшего) ценную бумагу, и ее покупателя (т.е. кредитора). Для первого - это инструмент привлечения дополнительных средств для финансирования производственной или коммерческой деятельности, для второго - вложение средств с целью получения прибыли. В Гражданском кодексе Республики Беларусь (ст. 143 и 144) ценная бумага определяется как документ строго установленной формы и реквизитов, удостоверяющий совокупность имущественных прав, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценные бумаги (ЦБ) подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся следующие.

Облигации — выпускаются правительством и компаниями. Эмитенты облигаций обязуются выплатить через определенный срок взятые взаймы деньги и процент на них. Права на управление компанией облигация не дает. Ее владелец, как правило, получает фиксированный доход, который выплачивается равными долями в течение всего срока действия облигации. Облигации бывают краткосрочные (до 3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Целью выпуска облигации обычно является формирование капитала для освоения новых видов деятельности, модернизации производства, освоения новых рынков.

Акции — это ЦБ, удостоверяющие право на владение частью капитала и на получение определенного дохода от деятельности компании (дивиденда). Акции бывают простые, они не гарантируют дивиденд, но дают право голоса, и привилегированные — дают право на фиксированный дивиденд, но не дают право голоса.

Векселя — краткосрочные долговые обязательства корпораций. Это, как правило, менее надежные ЦБ, по сравнению с акциями и облигациями, но и более доходные. Казначейские обязательства — по существу это векселя, которые выпускает правительство. Депозитные сертификаты — документы, удостоверяющие внесение денег в банк и дающие право на получение оговоренного дохода.

Вторичные ценные бумаги возникают на основе первичных или других базовых активов (валюты, товаров и др.). Среди наиболее распространенных их видов можно выделить следующие. Фьючерсы — срочные контракты, заключаемые между продавцом и покупателем на покупку (продажу) ценных бумаг (или других активов) по заранее фиксированной цене в будущем на определенную дату. Опционы — срочные контракты на ценные бумаги, предусматривают право на их покупку или продажу по установленной цене в течение определенного срока. Главное отличие опционов от фьючерсов состоит в том, что первые предусматривают право, а не обязанность на проведение тех или иных операций.

ЦБ обращаются на рынке ценных бумаг (или фондовом рынке). Он представляет собой сегмент финансового рынка (наряду с рынком банковских заемных фондов, иностранной валюты), через который осуществляется трансформация сбережений в инвестиции, временно свободных денежных средств - в краткосрочные займы.

Рынок ценных бумаг с сопутствующей ему системой финансовых институтов - это та сфера, в которой реализуются отношения собственности, формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Он имеет сложную структуру и включает множество сегментов.

Прежде всего, можно выделить первичный сегмент, на котором происходит размещение вновь выпущенных (эмитированных) ЦБ, и вторичный, где происходит их перепродажа. Именно на первичном осуществляется трансформации сбережений в инвестиции. Вторичный рынок обеспечивает постоянную котировку ценных бумаг и, тем самым, выполняет важную информационную функцию. Кроме того, если рынок является достаточно ликвидным, он позволяет операторам достаточно быстро переводить финансовые средства из одних активов в другие. Это позволяет инвесторам диверсифицировать свои портфели, что означает разделение активов по различным видам с целью минимизации риска.

Кроме того, выделяют биржевой и внебиржевой сегмент. Первый относится к торговле на бирже. На него допускаются только наиболее надежные ЦБ. Торговля фондовыми ценностями, их котировки, а также правила поведения участников здесь строго регламентированы. Внебиржевой рынок демократичней, но и характеризуется более высоким риском.

Кроме эмитентов и инвесторов на рынке ценных бумаг действуют профессиональные участники: брокеры и дилеры. Последние могут действовать от своего имени и за свой счет. Они осуществляют конкретные сделки. На рынке ценных бумаг действуют также профессиональные консультанты (физические лица и фирмы), которые оказывают квалифицированную консультационную помощь непрофессиональным инвесторам при принятии решений. Они являются частью инфраструктуры рынка ЦБ. Профессиональные участники фондового рынка осуществляют финансовое посредничество между эмитентами, выпускающими ценные бумаги в обращение, и инвесторами, распределяют и смягчают финансовые риски, ведут деятельность в данной сфере на квалифицированной основе. Кроме них, к инфраструктуре рынка ценных бумаг относятся: фондовая биржа, депозитарии, реестры держателей ценных бумаг.

Фондовая биржа - некоммерческая организация, которая создается для обеспечения условий деятельности профессиональным участникам рынка торговли ЦБ, а также определения их курса, его публикации, регулирования рынка. Торги проводятся по определенным правилам, обеспечивающим их прозрачность и контроль. На бирже котируются только ценные бумаги, включенные в специальный список, который называется листинг.

Депозитарием является организация, оказывающая услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Благодаря наличию депозитария становится возможным осуществлять торговлю ценными бумагами без их физического перемещения. Регистратор или держатель реестра ценных бумаг - это хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Инвестиции в ценные бумаги осуществляются, чаще всего, с целью получения дохода, а также для приобретения контроля над определенной корпорацией (если речь идет об акциях). Следует подчеркнуть, что любые ценные бумаги связаны с риском дефолта, т. е. неисполнения своих обязательств их эмитентом вследствие неплатежеспособности. Причем между степенью риска и уровнем ожидаемой доходности ЦБ имеет место прямая зависимость. Чем рискованней ЦБ, тем выше должен быть предлагаемый по ним доход, иначе инвестор просто не приобретет ЦБ. Если же бумага имеет фиксированный номинал, то чем выше риск по ней, тем ниже её рыночная цена [3, с. 219 - 222].

Как и всякий другой рынок, фондовый рынок характеризуется наличием спроса и предложения, под влиянием которых складывается рыночная стоимость ценных бумаг.

Спрос на ценные бумаги формируют так называемые инвесторы — субъекты, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использовать их для покупки ценных бумаг. Ими могут быть частные лица и институциональные субъекты: государство, корпорации, фонды, банки и др.

Предложение ценных бумаг обеспечивают эмитенты — юридические лица, выпускающие ценные бумаги и обязующиеся выполнять обязательства, которые вытекают из условий выпуска. В качестве эмитентов могут выступать негосударственные структуры (акционерные общества, инвестиционные фонды, предприятия, коммерческие банки) и государство в лице министерства финансов, центрального банка, местных (муниципальных) органов власти [1, с. 236].

 

6. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль и её функции

 

Наряду с трудом, капиталом и землей к основным факторам производства принадлежит предпринимательская способность — способность человека использовать наиболее эффективное сочетание ресурсов для производства благ и услуг. Этим фактором владеет предприниматель, функции которого раскрывают содержание и значимость предпринимательской способности.

Обычно выделяют следующие основные функции:

• проявление инициативы в деле соединения ресурсов (труда, капитала и земли) в единый процесс производства товара или услуги, выполнение роли катализатора и одновременно движущей силы производства;

• принятие основных неординарных решений по управлению фирмой, сопряженных с ответственностью за их выполнение;

• новаторское стремление производить новые продукты, внедрять новые технологии;

• готовность рисковать не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и капиталом.

Каждый из факторов производства приносит своему владельцу доход. Доходом предпринимательской способности является экономическая прибыль. В самом общем виде прибыль определяют как разность между общим доходом фирмы (выручкой от реализации) и общими издержками. Экономисты различают явные и неявные издержки производства и, соответственно, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль равна разности между общим доходом фирмы и явными издержками, которые представляют собой платежи фирмы внешним поставщикам ресурсов.

Однако в процессе производства используются и ресурсы, принадлежащие владельцу фирмы: капитал предпринимателя, его труд и т.д. Затраты ресурсов, принадлежащих предпринимателю, — это неявные издержки. В сумме явные и неявные издержки дают экономические издержки.

Экономическую прибыль можно рассчитать, если из общего дохода фирмы вычесть экономические издержки. Когда экономическая прибыль равна нулю и фирма покрывает все свои издержки, то говорят, что фирма получает нормальную (нулевую) экономическую прибыль. Это минимальная прибыль, которая позволяет предпринимателю работать безубыточно с точки зрения экономиста. Хотя ее и называют прибылью, но фактически это доход, который получает предприниматель, используя в процессе производства собственные ресурсы. Как минимум нормальную экономическую прибыль должен получать каждый субъект хозяйствования, если он хочет удержаться в данной сфере бизнеса.

Предпринимателя отличают новаторство, готовность идти на риск и умение принимать нестандартные решения. В этом и заключается предпринимательская способность как фактор производства, и доходом этого фактора является экономическая прибыль. Именно ее имеют в виду, когда речь идет о прибыли. Максимизация экономической прибыли составляет цель предпринимателя. Экономическая прибыль возникает тогда, когда общий доход фирмы превышает ее экономические издержки. За счет чего возникает это превышение, что является источниками прибыли?

Большинство экономистов причисляют к основным источникам экономической прибыли а) риск, связанный с неопределенностью, присущей рыночной экономике, б) инновации, в) наличие монопольной власти.

 

Прибыль как вознаграждение за риск. Если представить себе экономику, в которой все известно и ничего не меняется (статичную экономику), то в таких условиях доход каждого владельца фактора производства оказался бы равен предельному продукту фактора (как при долгосрочном рыночном равновесии). Прибыль, превышающая этот доход, была бы невозможна вследствие конкуренции. В такой экономике не было бы и убытка, так как во избежание потерь владельцы факторов производства переместили бы ресурсы в другие отрасли, обеспечивающие необходимый доход.

Однако реальная рыночная экономика гораздо сложнее — динамичнее, непредсказуемее. Здесь постоянно изменяются спрос, предложение, цены ресурсов и товаров, вкусы и предпочтения потребителей, техника, технология производства. Это порождает неопределенность и риск. Различают два вида риска. Вероятность одного из них можно оценить (риск пожара, наводнения и т.д.), а значит, и застраховаться от него. Такой риск называют страхуемым. Страховые взносы, выплачиваемые страховым компаниям, предприниматель включает в издержки производства. Риск другого вида вызывается непредсказуемыми изменениями спроса, предложения и цен, цикличностью развиия экономики, изменением экономической и политической обстановки в стране. Его невозможно заранее оценить, а значит, нельзя и застраховаться от него, т.е. это нестрахуемый риск.

Предприниматель определяет стратегию фирмы, принимает решения о том, какие товары поставлять на рынок, по какой цене, какие каналы использовать для продвижения товара к потребителю. При этом он берет нестрахуемый риск на себя. Если выбор сделан правильно, то наградой будет получение экономической прибыли. В противном случае предприниматель понесет убытки.

Прибыль как вознаграждение за инновации. Инициативный, творческий человек не только использует существующие возможности для получения экономической прибыли, но и сам создает их. Известный экономист Й. А. Шумпетер (1888—1950) считал предпринимателя новатором, роль которого состоит в осуществлении «новых комбинаций» различных факторов производства, под которыми он понимал нововведения (инновации). Новаторы отличаются от управляющих. Они внедряют новые идеи в производство, стремятся найти новые сочетания ресурсов. Нововведениями Шумпетер считал: изготовление принципиально нового товара (услуги) или создание нового качества товара (услуги); внедрение нового способа (метода) производства; освоение нового рынка либо сегмента рынка; получение нового источника сырья или полуфабрикатов для производства товара; реорганизацию предприятия, обеспечивающую ему монопольное положение на рынке.

Инновации позволяют предпринимателю предложить потребителю новый товар или снизить издержки традиционного, тем самым обеспечивая определенные конкурентные преимущества. Создается как бы временная монопольная власть, которая и позволяет предпринимателю получать экономическую прибыль. Но так бывает не всегда. Инновации связаны с неопределенностью и риском. Новому товару не всегда легко найти потребителя, финансирование его разработки и производства может принести предпринимателю огромные убытки. Даже в случае успеха проекта вознаграждение за инновации носит временный характер: высокая прибыль привлечет конкурентов, они начнут поставлять на рынок такой же товар или товар-субститут (если новый товар защищен патентом), применять такие же или аналогичные способы производства. Нововведения постепенно станут достоянием большого числа фирм, что отразится снижением цен и прибыли. Со временем экономическая прибыль исчезнет.

Однако технический прогресс непрерывен: появляются новые изобретения и инновации, а значит, снова возникает и прибыль. Хотя она и временна, ее величина не зависит от того, какую прибыль получают другие предприниматели (в отличие от доходов от других факторов производства).

Прибыль как следствие монопольной власти. Известно, что монополия может получать экономическую прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Используя свой контроль над ценой, она устанавливает цены выше предельных издержек, ограничивая предложение товара. При этом увеличивается продолжительность времени, в течение которого монополия получает прибыль. Тому способствуют барьеры, препятствующие вхождению в отрасль других фирм. Прибыль еще называют монопольной. Если другие источники прибыли (изменения рыночной конъюнктуры, инновации) связаны с неопределенностью, то благодаря монопольной власти, фирма, занимающая доминирующее положение на рынке, способна уменьшить неопределенность и риск. Предприниматель, принимая на себя конъюнктурный риск, осуществляет инновации и этим приносит обществу несомненную пользу. Что же касается монопольной власти, то, с точки зрения большинства экономистов, монополия не является эффективной рыночной структурой и, следовательно, ее польза сомнительна.

Анализ сущности прибыли и ее источников дает представление о функциях прибыли и ее роли в развитии экономики.

♦ Прибыль выступает движущей силой, стимулом развития производства. Именно стремление получить экономическую прибыль заставляет предпринимателей постоянно искать новые идеи, осуществлять инновации, распостранять их, т.е. развивать производство. Инновации связаны с инвестициями, которые обеспечивают экономический рост и как следствие — повышение уровня благосостояния нации.

♦ Ожидание экономической прибыли побуждает предпринимателя эффективнее использовать ресурсы в процессе производства. Зная, что снижение издержек дает дополнительную прибыль, он добивается непрерывности производства, экономного расходования ресурсов, осуществляет контроль за производством и т.д. Хотя, конечно же, основные возможности повышения эффективности использования ресурсов связаны с нововведениями.

♦ Прибыль обусловливает эффективное распределение ресурсов между альтернативными производствами: ресурсы устремляются в отрасли и производства, где предприниматели получают экономическую прибыль. Именно здесь спрос на продукт превышает его предложение. Приток ресурсов приводит к расширению производства, падению цен и исчезновению прибыли — в этом и состоит парадокс прибыли. Если же в данной отрасли фирмы несут убытки, то производство сокращается, а ресурсы частично перебрасываются в другие отрасли, на другие производства.

♦ Прибыль является одним из важнейших финансовых источников инвестиций. Часть прибыли фирмы используют для покупки новых станков, внедрения передовых технологий, а крупные корпорации — и для финансирования НИОКР. Таким образом, получение прибыли позволяет предпринимателю осуществлять инновации и, следовательно, дает новые возможности для создания экономической прибыли [1, с. 253 – 257].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.