Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отставание в области методов исследования






Начнем с того, что нация не уделяла внимания внутреннему положению. В 60-х годах стало ясно, как мало в действительности известно об этой проблеме. С одной стороны, специалисты Пентагона в области планирования и космических исследований с легкостью жонглировали наисложнейшими данными, с другой стороны, в отношении актуальных социальных проблем существовало полное невежество. В 1969 г. бывший помощник президента Джозеф А. Калифано-младший заявил об этом в своих показаниях на подкомиссии сената по вопросам труда. Калифано указал, что правительству Джонсона потребовалось почти два года, чтобы выяснить, что представляют из себя те 7 млн. человек, которым в США оказывается помощь через систему социального обеспечения. Это было первое в США исследование лиц, получающих социальную помощь. Два года ушло также на то, чтобы наконец в 1967 г. был сделан вывод, что в течение следующего десятилетия необходимо построить 26 млн. новых жилищ. Калифано также отметил, что, когда в 1965 г. начались гражданские волнения в гетто в Уотсе, правительство послало на место группу из 20 человек, чтобы выяснить, кто и в каких условиях живет в этом районе. В заключение он сделал следующий вывод: «Горькая правда состоит в том, что правительственный чиновник США принимает решения, начать ли, прекратить или расширить огромные социальные программы, основываясь скорее на своей собственной интуиции, как это делает вождь племени далекой Африки, а не исходя из тщательно обработанных и полных данных, которые использует министр обороны, доказывая необходимость создания новой системы вооружения». Очевидно, что кропотливый процесс сбора данных только начался.

 

Первый урок был получен тогда, когда провалилась попытка прямо перенести в широком масштабе рабочую практику, применяемую в военной и космической сферах, ка решение внутренних социальных проблем. Многие предпринятые ранее попытки применить высокоразвитую технологию и организацию в невоенных областях привели к неудаче. Рассматриваемый случай представляет собой одну из наиболее смелых попыток, которая была предпринята фирмой-консультантом «Шривер Макки ассошиэйтс» из Розлина, штат Вирджиния. Фирма была основана и возглавляется отставным генералом Бернардом А. Шривером, бывшим начальником Управления по разработке систем для военно-воздушных сил, создателем ракет «Атлас», «Титан», «Тор» и «Минитмен», который считается одним из наиболее способных практиков в области разработки систем. В 1967 г. Шривер начал создавать консорциум основных американских компаний, для того чтобы повести широкомасштабное наступление на проблемы городов. Консорциум был назван «Урбан системе ассоциэйтс» и включал компании «Локхид» и «Нортроп» из аэрокосмической промышленности, «Эмерсон электрик», «Контрол дэйта» и «Рэйтеон» из электронной промышленности и архитектурную фирму Ральфа М. Парсонса, а также компанию «Америкен семент».

 

В течение почти двух лет консорциум пытался начать свою деятельность, отыскивая крупного клиента для проведения широкомасштабного проекта развития города — предпочтительно в жилищном строительстве. Однако «Урбап системе ассошиэйтс» постигла неудача. В августе 1968 г. представитель консорциума сообщил, что группа столкнулась с трудностями в определении своей клиентуры, нечетко разграничивает технологические и социальные проблемы и не вышла на рынок. Хотя велось обсуждение большого проекта городского развития в Сан-Франциско, проекта регионального развития и программы обеспечения водных ресурсов для штата Аризона, переговоры между УСА и потенциальными клиентами не привели к чему-либо определенному.

 

Генерал Шривер признал поражение, и консорциум прекратил свое существование. Шривер честно рассказал о причинах поражения и согласился с тем, что подход консорциума был ограниченным. Он сказал: «Хотя потребность в системном подходе к городскому развитию существует, к несчастью, в настоящее время его применение исключительно затруднено. Основная проблема заключается в том, что социальные и психологические явления нельзя точно представить в математическом выражении, как это можно сделать с физическими явлениями. Невозможно определить на аналитической основе последствия применения стратегии городского развития. К сожалению, нельзя также применять эмпирический подход в связи с отсутствием соответствующих данных». Другая причина относилась к потенциальным клиентам. Среди недостатков можно назвать следующие: отсутствие единства в правительстве, местные органы управления не определяют свои потребности, представители местных органов власти не могут в своем мышлении выйти за рамки, определяемые их должностью, и очень немногие мэры и губернаторы понимают существо системного подхода.

 

Иллюстрацией оптимистической убежденности, что существующие технические средства позволят разрешить внутренние проблемы, служит борьба с преступностью. В феврале 1967 г. президентская комиссия по вопросам применения закона и отправления правосудия начала выпускать доклады о проблеме преступности и возможных способах ее разрешения. Один том, подготовленный в основном Институтом оборонного анализа, содержал большое количество предложений об использовании современных технических методов и системного анализа в борьбе с уголовной преступностью. В других томах рассматривались дополнительные аспекты этой проблемы, и в целом было сделано более двухсот рекомендаций. В том же году президент запросил и получил 50 млн. долл. для исследований и проведения экспериментальных программ по предотвращению преступности; в следующем году эта сумма была увеличена до 300 млн. долл.

 

Три года спустя запланированная большая война с преступностью выглядела как мелкая потасовка, а сама проблема приобретала все больший и больший размах. Было осуществлено лишь несколько из двухсот конкретных рекомендаций. Были потрачены деньги, но, как отмечали критики, эти средства были распределены по всей стране столь небольшими порциями, что суммарный эффект был ничтожным. Многие ассигнования на осуществление важных проектов настолько дробились к тому моменту, когда они достигали местного уровня, что приобретали совершенно бессмысленный характер, например город Эвансвилл, штат Индиана, получил 112 долл. на программу борьбы с наркоманией и 89 долл. на приобретение аппаратуры для обнаружения наркотиков. В других местах субсидии на проведение программ составляли иногда даже ничтожную величину — 75 долл. В большинстве случаев почти не существовало возможности для создания чего-либо нового. Полицейские управления, получившие помощь, могли лишь заключить договор о проведении исследований или купить несколько дополнительных единиц оборудования. Несмотря на отсутствие успеха, в настоящее время предсказывается, что федеральные субсидии на предотвращение преступности через несколько лет достигнут миллиарда долларов в год. Изучение вопроса об использовании средств, выделенных на борьбу с преступностью, проведенное Национальной лигой городов и опубликованное в 1970 г., содержало ряд факторов, объясняющих неудачу, в том числе и программ, в которых ставилась задача доказать, что преступность в городах требует к себе большего внимания, чем преступность в сельской местности; отсутствие координации как на уровне штатов, так и на федеральном уровне; огромный объем документации, бюрократизм, запоздалое поступление средств в те районы, где они нужны; ограниченное участие местных официальных лиц; дублирование областей исследования и тот факт, что пособия выделяются в основном для «изучения» вопросов, которые уже изучались; а также высокие административные расходы.

 

Стало совершенно ясным, что специалисты должны разработать новую методику, если они действительно стремятся к разрешению этих проблем.

 

Еще одна значительная проблема, возможно представляющая наибольшую трудность, связана с тем, что многие организации начали быстро обогащаться за счет средств, выделяемых Вашингтоном для борьбы с преступностью. Трудно сказать, кто виноват больше — те, кто ассигнует средства, или те, кто их получает, однако легко сказать, кто остается в проигрыше при изучении социальных мероприятий, подобных «войне с бедностью».

 

Основная критика, обращенная против этой войны — по множеству мотивов, начиная с резкого протеста либералов и кончая упреками в расточительстве со стороны консерваторов, — была нацелена на фонды, израсходованные другими консультантами и корпорациями, которые занялись этим делом и получили от этой «войны» прибыли. Примеры многочисленны.

 

Только в 1965 и в 1966 гг. Управление по изучению экономических возможностей (УЭВ) истратило более 12 млн. долл. по контрактам на оценку положения — это не только было слишком много для оценки только что появившихся программ, но и не привело к достижению удовлетворительных результатов. Один из бывших служащих УЭВ говорит: «Деньги раздавались без разбора людям, которые не знали, чем они должны заниматься, и, если говорить честно, мы сами не знали, чем они должны заниматься».

 

Федеральные служащие уходили с правительственной службы и становились консультантами по проблемам, связанным с бедностью, получали крупные контракты на оценку деятельности в области борьбы с бедностью. Например, организация «Лео Крамер инк.», возглавляемая бывшим сотрудником УЭВ Лео Крамером, получила от УЭВ семь контрактов на общую сумму 1, 9 млн. долл. в 1967 и 1968 гг. Шесть из этих семи контрактов Крамер получил в качестве единственного исполнителя, т. е. без какой-либо конкуренции. Уильям Келли, бывший директор Управления по трудоустройству, в настоящее время является сотрудником подрядной фирмы, которая получила более 25 млн. долл. за помощь УЭВ в обработке данных.

 

Другим из многих примеров дорогостоящих исследований сомнительного качества является контракт одной организации («Нэшнл аналистс оф Филадельфия»), по которому она получила 39 тыс. долл. на изучение писем, присланных на телестудию после показа музыкального шоу, сделанного по заказу правительства. Гудзоновский институт получил 74 932 долл. за составление общего обзора по проблеме бедности в Америке — исследования, которое подверглось резкой критике за его расплывчатость.

 

Характерным примером скептицизма, возникшего в связи с усилиями федерального правительства, направленными па разрешение внутренних проблем, являются выссказывания Джеймса А. Калиша, вашингтонского консультанта, который писал о фирмах, занимающихся городскими проблемами, в ноябрьском номере журнала «Вашингтон мансли» в 1969 г. следующее: «Отрасль, занимающаяся городскими проблемами, могла бы быть — а в действительности и должна быть — техническим органом широкой общественности в данной области. Если такая отрасль использует заинтересованность правительства в своей деятельности (путем пустых рассуждений, обмана, саморекламы, а именно этим и занимаются весьма успешно все те, кто занят городскими проблемами), то она не просто неспособна решить городские проблемы: она активно препятствует их решению». Короче, основным препятствием на пути разрешения внутренних проблем являются бесцеремонные, беззастенчивые дельцы

 

Наконец, весьма важным фактором, затрудняющим эффективное решение городских проблем в настоящее время, является нехватка средств. Первоначальные неудачи, политические обстоятельства, отсутствие конкретных целей и военные расходы в равной мере являются причиной, однако несомненен и тот факт, что имевшиеся средства применялись нерационально и крайне распылялись.

 

Для научно-технической общественности последний фактор создает очень серьезную проблему в силу двух причин. С одной стороны, население США требует сокращения расходов на вооружение и космические программы. С другой стороны, ощущается нехватка средств, предпринимаются недостаточные меры для решения внутренних проблем, весьма многообещавшие программы федерального правительства в настоящее время зашли в тупик, местные органы управления совершенно не имеют средств или близки к этому. Тем не менее значительное количество исследовательских организаций планируют в будущем направить по крайней мере частично свою деятельность на решение внутренних проблем, поскольку они считают, что в конце концов на эту область будут выделены средства. Все большее количество организаций заявляет о своей готовности заняться указанными проблемами. В 1969 г. Институт городских проблем — новая «фабрика мысли», занимающаяся вопросами развития городов, — сообщил о существующей, по его словам, тенденции к «феноменальному» росту этих организаций. По данным института, если в 50-х годах существовало только около двух десятков центров, связанных с решением городских проблем, к 1967 г. их было около 80, а к концу 1969 г. их общее количество выросло почти до 200. Подобная тенденция, характерная для университетов, проявляется также и в других организациях; те из них, что существовали раньше, стали обращать внимание на решение новых внутренних, гражданских, городских проблем и проблем окружающей среды в не меньшей степени, чем специально созданные организации для разрешения этих проблем. Подобное изменение проблематики вызывает особое напряжение в организациях, длительное время занимавшихся военными вопросами. Фирмы, выполняющие оборонные контракты, «фабрики мысли» и фирмы, занимающиеся исследованиями и разработками, создают новые отделы, в которых накопленный ими опыт применяется к решению внутренних проблем. В других областях фирмы-консультанты, архитектурные фирмы и научные группы также, по крайней мере частично, занимаются этими проблемами.

 

Можно быть уверенным, что основной причиной таких изменений является стремление выжить. Существуют также и другие причины. Военные «фабрики мысли», получающие помощь со стороны федерального правительства, являются хорошим примером. Однако стремление выжить, несомненно, является для них основным фактором, поскольку они опасаются сокращения расходов на оборону. Даже военные признают существование этой проблемы и пытаются обеспечить дальнейшую деятельность своих организаций.

 

Для «фабрик мысли», ориентирующихся на военную деятельность, существуют и другие причины для изменения тематики, помимо стремления выжить. Одна из наиболее часто упоминаемых причин заключается в том, что, по мнению руководителей этих организаций, они могут и должны использовать свои возможности для решения жизненно важных внутренних проблем. С Л. Дейчман, директор вновь организованного в Институте оборонных анализов Управления гражданских программ, указывает па четыре причины, повлекшие за собой общую перемену в круге вопросов, рассматриваемых военными «фабриками мысли»: «Во-первых, я думаю, что наблюдается общее отсутствие интереса к военным проблемам. Люди думают, что они уже очень много сделали в этой области — пришло время заняться чем-то другим. Во-вторых, я думаю, что сейчас в стране происходят перемены, которые приведут к увеличению расходов на гражданские программы. В-третьих, в «фабрики мысли» приходят новые молодые люди, которые не хотят заниматься работой на оборону. И наконец, в новых областях гражданской деятельности осуществляется большое количество новых идей, а способные молодые люди именно этим и хотят заниматься». Уильям Шнейдер, экономист Гуд-зонского института, говорит: «Мы.очень много внимания уделяли военным исследованиям, и большинство людей, окружающих меня, устали или разочаровались в них и в настоящее время переходят в другие области». Представитель корпораций «МИТРЕ» говорит, что переход его компании к новым областям деятельности оправдан как с точки зрения корпорации в целом, так и отдельных ее членов. С одной стороны, новое направление подтверждает наше собственное мнение о себе как о фирме, являющейся специалистом в решении важнейших проблем, стоящих перед нацией. С точки зрения отдельного сотрудника, добавляет он, это открывает новые горизонты для сотрудников, чья квалификация может снизиться в результате того, что они работают над созданием одной военной системы за другой. Представитель корпорации отмечает, что гражданские проблемы также позволяют специалисту более свободно публиковать свои работы и завоевать известность в качестве специалиста, поскольку его деятельность не носит секретного характера.

 

В то время как весьма многообещающей стороной этого процесса является создание довольно надежной базы, состоящей из технических специалистов, которые могут приступить к более эффектному и систематическому решению гражданских проблем, в этом процессе существует и сторона, вызывающая скептицизм. Руководители «фабрик мысли», занимающихся главным образом решением проблем в военной области, говоря о своей готовности принять участие в решении городских проблем, не устают повторять, что они располагают необходимыми техническими методами и способными сотрудниками. Вполне уместно задать вопрос, где же были все эти мыслители, когда проблемы городов начали выходить из-под контроля, и почему они ждали до тех пор, пока не встанет вопрос о сокращении военного бюджета, чтобы заявить о себе как о спасителях городов.

 

Существующие организации охвачены процессом изменения тематики в различной степени, но создаются также новые «фабрики мысли», основной задачей которых является решение проблем анализа, фундаментальных исследований и подготовки специалистов для городов. В отличие от первого эшелона политиков, торгашей и сотрудников, занимающихся связью с общественностью, выступающих с обещаниями быстрого разрешения этих проблем, такие новые группы в основном характеризуются определенной скромностью, которая является результатом озабоченности дополнительными проблемами, вызванными большим количеством невыполненных обещаний. Они не обещают быстрого разрешения проблем и универсальных средств и рассматривают программу «Аполлон» как сравнительно несложную по сравнению с той, что стоит в настоящее время перед ними. Они делают особый упор на долгосрочную координированную помощь, предоставляемую в форме исследований, применения результатов исследований, новых методов и более качественного анализа и оценки проблем и программ. Такие группы рассматривают свои программы как неотложные, по также считают эту неотложность причиной для того, чтобы не начинать их разрешение без полного понимания проблем, на которые они ведут наступление.

 

Некоторые из этих групп уже существовали в течение определенного времени, однако большинство из них появилось недавно. Примером группы, существующей в течение определенного времени, является Институт исследования проблем бедности Висконсинского университета — «фабрика мысли» с годовым бюджетом 1 млн. долл., созданная в 1962 г. с участием УЭВ, которая играет значительную роль в изучении проблем бедности в Америке. Занятая в институте группа из 25 разносторонних специалистов концентрирует основную часть своей работы на проблемах реформы системы социального обеспечения. Являясь основным создателем идеи об «отрицательном доходе», она проводит единственный широкомасштабный в стране эксперимент в соответствии с этой концепцией — трехгодичное исследование тысячи семей, получающих помощь по социальным программам в штате Нью-Джерси.

 

Эта группа также проводит эксперименты меньшего масштаба в сельских местностях по программам социального обеспечения и фундаментальные исследования других путей осуществления социального обеспечения. Результаты деятельности этой группы смогут проявиться лишь в том случае, если реформа программ социального обеспечения вступит в действие.

 

Возможно, наиболее важным из новых «фабрик мысли», однако, является консорциум правительственных учреждений. Сначала мало сомнений вызывала та форма, в которой он будет создан: он будет выполнять роль корпорации «РЭНД» в отношении исследований в области проблем, стоящих перед городами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.