Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание империи






 

Начало было положено в 1832 г., когда министр финансов, которому надоели, постоянно происходившие взрывы котлов на американских пароходах, обратился во Франклиновский институт в Филадельфии, предложив институту изучить эту проблему. С тех пор правительство в каждом десятилетии выплачивает все большие суммы специалистам, работающим по его заказам.

 

Наиболее резкий рост совершенно очевидно происходил в период с конца 40-х годов нашего века до настоящего времени. Федеральные расходы на НИР составляли 250 млн. долл. в 1940 г., несколько менее 1 млрд. в 1948 г., достигли 3 млрд. в 1957 г., подскочили до 8 млрд. в 1960 г., а в период 1967-1971 гг. уже превышали 16 млрд. долл. в год.

 

В настоящее время НИР осуществляются во всех закоулках федерального аппарата и являются столь сложными, что Национальному научному фонду обычно приходится затрачивать несколько лет лишь на то, чтобы определить, сколько и кем было израсходовано. О степени участия всех органов государства в этой деятельности свидетельствует тот факт, что в начале 1970 г. было выявлено 22_ ведомства и министерства, проводящих океанологические исследования, и не менее 60 правительственных подразделений, осуществляющих программы в области изучения окружающей среды. Колоссальные суммы на научные исследования затрачивают Пентагон, НАСА, Комиссия по атомной энергии, а также министерство здравоохранения, просвещения и социального обеспечения. Кроме того, существуют еще десятки ведомств, учреждений и комиссий, расходы которых на научные исследования также исчисляются миллионами долларов.

 

Несмотря на то что федеральные научные исследования и разработки имеют большой размах и, по всей вероятности, в последующие годы их масштаб еще увеличится, на них тем не менее приходится немногим более половины всех затрат на НИР в целом по стране. Данные двух опубликованных обзоров дают представление об объеме НИР в США в 1969 г. в долларовом выражении: в исследовании Баттеловского научно-исследовательского института, который сам является научной организацией, названа цифра 25, 9 млрд. долл., а в обзоре, составленном издательской фирмой «Макгроу-Хилл», мы находим цифру 27, 17 млрд. долл. В исследовании, проведенном в начале 1971 г. журналом «Индастриал риседч", предсказывалось, что расходы на НИР составят 28 млрд. долл. еще до окончания года. Несмотря на то что за последние три-четыре года наблюдается сохранение на одном и том же уровне расходов на НИР, многие предсказывают, что в конечном счете темпы роста не будут снижаться, а, согласно некоторым прогнозам, расходы на НИР в ближайшее десятилетие удвоятся.

 

Дальнейшее увеличение, если судить по опыту недавнего прошлого, будет связано не только с федеральными ассигнованиями, поскольку местные органы власти и промышленность значительно увеличивают свои затраты на эти цели по сравнению с предшествующими годами. Показательны два факта, приведенные в недавно опубликованных обзорах Национального научного фонда: расходы на НИР местных органов власти увеличились с 20, 3 млн. долл. в 1966 г. до 28, 8 млн. долл. в 1967 г., а расходы на НИР, финансируемые промышленностью, увеличились на 114% между 1957 и 1966 гг.: с 3, 4 млрд. долл. до 7, 3 млрд. долл.

 

Феноменальный рост НИР после второй мировой войны вызван целым рядом обстоятельств. Некоторые из них можно отнести за счет специфических тенденций и событий, как, например, запуск спутников Советским Союзом. Это достижение в значительной мере обусловило развертывание военной и гражданской космических программ США, а также дало толчок научной работе в других областях, начиная от обороны и кончая просвещением. Запуск спутников вызвал тревогу в Америке и заставил правительство по-новому подойти к оценке различных институтов — от статуса вооруженных сил до качества начального образования. Ответной мерой явилось увеличение ассигнований на НИР — говоря конкретно, расходы увеличились с 3 млрд. долл. в 1957 г., когда были запущены первые спутники, до 15 млрд. долл. к 1964 г. В этот период стремительно возросла помощь университетам при проведении научных исследований, равно как и ассигнования, связанные с обследованием всех форм осуществления образования. Целый ряд других реальных и мнимых опасностей, порожденных «холодной войной», и стремление сохранить военное превосходство привели к увеличению расходов на НИР; этому способствовали и многие второстепенные события, как, например, резкое снижение добычи и продаж угля, что вызвало необходимость создания Управления научных исследований в угольной промышленности, а также к проведению в ограниченных масштабах исследований в области угледобычи и поисков новых способов использования угля. В последние годы признание факта существования различных видов социального зла, а также ущерба, наносимого окружающей среде, явилось стимулом к проведению новых исследований. В связи с ростом преступности, например, стали разрабатываться методы обеспечения выполнения законов и создаваться новые виды оперативной техники для полиции.

 

После второй мировой войны наука и техника во все большей степени стали переходить под опеку федерального правительства. Попросту говоря, одно из положений, определявших правительственную политику, состояло в том, что правительство будет выступать в качестве источника финансирования и осуществлять руководство научно-исследовательской деятельностью в стране. Такие меры непосредственно связаны с положением в период второй мировой войны, когда правительство для обеспечения военных усилий в весьма значительной степени опиралось на научные круги. В годы войны, как никогда, стало ясно, что наука может внести огромный вклад в дело обеспечения безопасности страны, и с тех пор правительство стало считать науку и; технику областями, заслуживающими его поддержки. Наиболее распространенная до настоящего времени среди членов федерального правительства точка зрения хорошо сформулирована в докладе, представленном в 1945 г. президенту Рузвельту Ваннева-ром Бушем, ученым, который возглавлял во время войны Управление научных исследований и разработок. Буш писал: «Основная политика Соединенных Штатов заключалась в том, что правительство должно способствовать достижению новых рубежей. Оно открыло морские просторы клиперам и обеспечило землей первых поселенцев. Несмотря на то что эти рубежи уже в значительной степени не существуют, рубеж науки остался. Более того, поскольку здравоохранение, благосостояние и безопас- ность входят в компетенцию правительства, научный про-гресс представляет и должен представлять первостепенный интерес для правительства...» Тем не менее, хотя правительство в значительной степени финансирует НИР и играет здесь направляющую роль, оно ограничило свое участие в фактическом их осуществлении. Примером этого может служить программа «Аполлон», в которой роль HACA свелась к тщательной координации усилий примерно тысячи подрядчиков, проводивших НИР. Еще один фактор, который всегда способствовал росту НИР, заключается в том простом обстоятельстве, что их осуществление необходимо для прогресса. Если существует потребность создания новой ракеты, вакцины против свинки или мышеловки, то единственный путь здесь — проведение НИР. Более того, понятие «прогресс» не требует постановки конкретной цели еще до того, как начинается финансирование НИР. Фундаментальные исследования часто называют «посевом», поскольку хотя они и не направлены на получение конкретных результатов, однако могут в перспективе привести к получению новых знаний и методов, позволяющих решить новые проблемы или достичь нового прогресса. Монография, выпущенная Национальным научным фондом в 1969 г., показывает, насколько оправданна подобная точка зрения. В книге, названной «Ретроспективный анализ технологии и переломные моменты в науке», перечисляется ряд важных изобретений недавнего времени, как, например, видеомагнитофон, и прослеживаются их истоки в безграничном царстве фундаментальных исследований. Наконец, еще одним мощным фактором, способствующим росту научных исследований, является то обстоятельство, что сами НИР неизбежно порождают более сложные и более дорогостоящие НИР. Поскольку плодами НИР являются технология, идеи, знания и продукты, то совершенно очевидно, что научные исследования и разработки открывают пути для новых исследований. ДДТ, например, явился результатом исследований. Позднее широкое применение этого препарата побудило других исследователей изучить его действие, и полученные ими отрицательные результаты в значительной мере послужили причиной того, что в настоящее время новый контингент научных работников старательно ведет поиски новых средств борьбы с насекомыми. Аналогичным образом изобретение электронно-вычислительной машины открыло новые широкие горизонты для НИР. Самым эффективным примером, пожалуй, может все же послужить самолет. В настоящее время в США затрачивается около 4 млрд. долл. па аэрокосмические НИР, тогда как стоимость первоначальных НИР, давших возможность самолету братьев Райт оторваться от земли, составляла всего несколько тысяч долларов. В 20-х годах прототип нового самолета можно было создать, затратив на НИР около 10 тыс. долл., в 30-х — средняя стоимость подскочила до уровня 600 тыс. долл., в 40-х годах уже требовалось несколько миллионов на каждый новый тип самолетов, а к середине 50-х годов эта стоимость составляла от 10 до 20 млн. долл. Стоимость НИР на создание сверхзвукового пассажирского самолета оценивалась в 1, 4 млрд. долл., пока конгресс не принял решение о прекращении осуществления этой программы. Можно просмотреть на вы-бор любую кипу научных отчетов, будь то отчеты из об-ласти теоретической физики или общественных наук, и обнаружить в большинстве из них одну общую особен-ность: содержащееся в конце утверждение, что представ-ленные результаты свидетельствуют о необходимости про-ведения дальнейших исследований. Несмотря на то что одной из причин подобных утверждений вполне может оказаться самодовлеющее стремление получить новые ассигнования и новые контракты, вывод о необходимости дальнейших исследований является в большинстве случаев обоснованным.

 

По мере увеличения объема и расширения сферы исследований возрастала и стоимость НИР. Научные исследования представляют собой индустрию о с оборотом во много миллионов долларов, которая далеко продвинулась со времен одинокого изобретателя, что-то мастерившего у себя в подвале, или не получавшего финансовой поддержки университетского физика. Рост расходов в значительной степени вызван инфляцией, однако не меньшую роль играет сложность работы, равно как и численность персонала и количество оборудования, необходимых для обеспечения исследователя, например электронно-вычислительные машины и электронные микроскопы. В 1963 г. средние расходы, связанные с деятельностью одного ученого, работающего в области космических исследований, составляли 54, 4 тыс. долл.; эта сумма возросла до 62 тыс. долл. в 1966 г., а сейчас составляет, по оценке, свыше 70 тыс. долл. Увеличивающаяся стоимость научных исследований отмечалась в официальном отчете комиссии палаты представителей по правительственным мероприя-тиям. В отчете в качестве примера указывалось, что за составление обзора исследований по определенной теме в 1947 г. правительство заплатило несколько более 9 тыс. долл., тогда как аналогичный обзор, составленный на ту же тему той же фирмой в 1967 году, обошелся в 150 тыс долл

 

 

Эти гигантские усилия оказали огромное воздействие на всю страну. Вакцина против кори, программа освоения космоса, сублимационная сушка кофе, полупроводниковая электроника, цветное телевидение, лазеры, ЛСД, быстродействующие ЭВМ, планы автоматизации, водородная бомба, новые виды крупяных концентратов к завтраку, ксерография, а также планы на случай внезапного возникновения войны — все это лишь несколько примеров из богатейшего арсенала научных достижений, взрывоподобно порожденных исследованиями и разработками. Одновременно с этим чрезвычайно большим и чрезвы-. чайно разнородным конгломератом продуктов и открытий возникла целая империя.

 

Новые профессии, невиданная ранее финансовая поддержка, оказываемая колледжам и университетам, стимулы к развитию экономической деятельности на местах и самое наглядное — тысячи и тысячи новых фирм и учреждений свидетельствуют о ее непреходящем и возрастающем могуществе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.