Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические дезадаптации у студентов






 

Студенческий контингент, особенно студенты первых курсов, обнаруживает повышенный риск развития состояний социально-психологической дезадаптации. Причина их развития связана с изменением образа жизни, что само по себе способствует развитию расстройств адаптации, которые более тяжелы у тех, кто вынужден учиться в другом городе, особенно при наличии материальных трудностей. Для многих студентов учебная нагрузка оказывается слишком большой из-за того, что приходится учить большие объемы нового материала, особенно если материал труден для усвоения. У других студентов трудности проистекают из неумения организовать учебный процесс, что ведет к тому, что накапливается невыученный материал, освоение которого в дальнейшем становится очень трудным или невозможным.

 

При исследовании большой выборки московских студентов (Н.Д. Кибрик, М. Кушнарев, 1988) было выделено три степени дезадаптации.

 

Первая степень характеризовалась затруднениями в усвоении учебного материала, что проявлялось в развитии невротических расстройств в период экзаменационных.сессий. Отмечались снижения памяти, трудности в сосредоточении внимания, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздражительность.

 

При этом одни студенты активно стремились облегчить свое состояние соблюдением режима, советовались с друзьями, занимались самолечением, обращались за помощью к врачам. Они стремились удержаться в институте.

 

Другие «замыкались в себе», не стремились активно преодолеть складывающуюся ситуацию, предоставляя ей возможность «саморазрешиться».

 

Вторая степень характеризовалась выраженным снижением успеваемости, накоплением академической задолженности, пропусками занятий, конфликтами с преподавателями и администрацией института. Здесь также у одних обнаруживалась активная форма поведения, у других -пассивная.

 

При активной форме поведения студенты наряду с появлением отрицательного отношения к учебе занимали позицию «активного сопротивления» принятым формам и методам преподавания, конфликтовали с учебной частью института, обвиняли преподавателей в предвзятом к ним отношении, активно искали помощи в медучреждениях (чтобы продлить сессию или получить академический отпуск). У них отмечалось нарастание неврозоподобных и аффективных расстройств, а у некоторых появ лялись суицидальные мысли. Нередко из-за своей конфликтности и нетерпимости они практически отказывались, от получения помощи.

 

При пассивной форме поведения у студентов нарастали пассивность, бездеятельность, равнодушие к своим обязанностям. Они хотя и не пропускали занятия систематически, но и не участвовали активно в учебном процессе. Становились соучастниками асоциальных действий (пьянство, случайные связи), не реагировали на воспитательные воздействия.

 

Третья степень дезадаптации выражалась в прекращении обучения, что приводит к отчислению студента за академическую неуспеваемость, пропуски занятий, нарушение дисциплины.

 

При активной форме поведения поводом для отчисления чаще служили нарушения дисциплины и асоциальное поведение, но отчисленные выражали желание учиться в другом институте, строили планы на трудоустройство, чтобы обеспечить себе дальнейшее обучение. Однако некоторые объединялись с себе подобными и становились организаторами и участниками новых противоправных действий, часто сопровождавшихся пьянством.

 

При пассивной форме поведения студенты в течение ряда месяцев не посещали институт, не выходили из дома, были равнодушны к своей судьбе и к окружающему, высказывали суицидальные мысли и даже иногда совершали суицидальные попытки. Обычно это были замкнутые, стеснительные, сензитивные личности. Они скрывали от близких возникшие трудности, не решались с кем-либо посоветоваться. Отчисление из института они воспринимали как трагедию.

 

На первом году обучения преобладали пассивные формы поведения. Активные формы поведения при дезадаптации нарастали ко второму и третьему году обучения.

 

Среди причин дезадаптации важнейшие:

 личностные особенности,

 психические травмы.

 

 Личностные особенности

 

Было выделено три группы личностных особенностей, предрасполагавших к декомпенсации.

 

Несоответствие структуры личности выбранному учебному заведению — наблюдалось при неудачном выборе учебного заведения, нередко сделанного под давлением родителей. После начала обучения студент обнаруживал несоответствие выбранного его интересам, его представлениям о значимости избранной специальности. Нарушения развивались уже на первом курсе и проявлялись развитием психосоматических заболеваний (язвенная болезнь), вегетативными расстройствами, суицидальными высказываниями.

 

Несоответствие особенностей личности предъявляемым требованиям в процессе обучения. Здесь основным было неумение организовать учебный процесс, приспособиться к требованиям обучения в высшей школе. На первом курсе преобладали трудности, связанные с новой формой организации учебного процесса (отсутствие ежедневных опросов, частого повторения материала). На втором курсе нарастали трудности с умением освоить большой объем изучаемого материала. У студентов нарастали неврастенические расстройства, головные боли, расстройства сна, утомляемость, а затем пониженное настроение, идеи самоуничижения, которые иногда порождали суицидальные мысли и намерения.

Несоответствие интеллектуальных возможностей объему и содержанию учебного материала. Чаще эту группу составляли лица с остаточными явлениями органического заболевания мозга. У них, кроме невротических расстройств, происходили обострения основного заболевания. Декомпенсации нарастали в период экзаменационной сессии.

 

 Психогенные факторы

Поводом декомпенсации служили относительно незначительные события, которые были существенны скорее в силу того, что усугубляли учебные проблемы и приводили к затруднениям в учебном процессе. Это могли быть болезнь родителей, ссора с другом, материальные затруднения, конфликт с преподавателем, нежеланная беременность. Легче переносились те конфликты, которые могли вызывать сочувствие у окружающих, по поводу которых было несложно посоветоваться с окружающими. Если же конфликт не давал такой возможности (внебрачная беременность, венерическое заболевание), то студент (или студентка) оказывались в изоляции, опасаясь осуждения окружающих, переживая чувства самообвинения, самоуничижения.

 

Студенты первых двух курсов нередко преувеличивали экзаменационные опасения, ожидая особого предвзятого отношения со стороны преподавателей, их излишнюю требовательность, что создавало чрезмерно пессимистическую установку на ситуацию экзаменов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.