Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неблагоприятные факторы для умственного труда






 

Умственный труд, уменьшая физические нагрузки на организм, способен причинять серьезный ущерб здоровью, особенно при неправильной организации и нарушении правил безопасности, предотвращающих неблагоприятные воздействия. В числе неблагоприятных факторов, вовлекаемых в процесс умственного труда и оказывающих вредное воздействие, можно назвать следующие:

 гипокинезия и гиподинамия;

 монотонность;

 эмоциональные нагрузки;

 трудности переработки больших объемов информации;

 неритмичность;

 напряженность внимания.

 

Первый фактор - гипокинезия и гиподинамия.

 

Гипокинезия (hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - это состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности.

 

Гиподинамия (hypo - понижение; dinamis - сила) – это совокупность негативных изменений в организме вызванных длительной гипокинезией.

 

Их проявлением могут быть атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, изменение водно-солевого баланса, деминерализация костей и т.д. Следствием становится снижение функциональной активности органов и систем, нарушение деятельности центральных и периферических регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимодействие, снижение устойчивости к неблагоприятным внешним факторам. Происходит снижение тонуса мышц, их силовых показателей, снижение общей выносливости.

 

Умственный труд сокращает и сводит к минимуму всякую физическую нагрузку, что порождает проблему гипокинезии. Последствиями ее являются детренировка сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ, вызванные избыточным поступлением жиров, углеводов и их недоиспользованием. Это, в свою очередь, ведет к увеличению веса, развитию атеросклероза и ряда других заболеваний. Наконец, гипокинезия ведет к большей активности отделов центральной нервной системы (ЦНС), не связанных с физической нагрузкой, ухудшая условия отдыха даже в период после завершения самой работы. Студенты и учащиеся, вынужденные более интенсивно заниматься, перестают заниматься спортом, участвовать в развлечениях, что ведет к дальнейшему ухудшению здоровья.

 

Более устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы шеи, спины, которые постоянно участвуют в преодолении гравитационной силе и потому работают постоянно. Сравнительно быстро атрофируются мышцы живота, что оказывает неблагоприятное воздействие на функции органов кровообращения, дыхания и пищеварения.

 

В системе органов кровообращения вследствие гиподинамии снижается сила сердечных сокращений, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови, ослабляется тонус артериальных и венозных сосудов, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (белкового, жирового, углеводного, солевого и др.).

 

В системе органов дыхания в условиях гиподинамии уменьшаются жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена.Следствием всего этого становятся повышенная утомляемость, нарушения сна, снижение способности поддерживать высокий уровень умственной и физической работоспособности, снижение активности защитных сил организма.

 

Нормальная активная деятельность мозга требует, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. При этом особое значение имеют мышцы, составляющие половину массы тела, движения которых порождают огромное количество нервных импульсов, стимулирующих мозг своим потоком и поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Такую связь двигательной активности с умственной деятельностью демонстрируют наблюдаемые во время напряженного умственного труда напряженные мышцы шеи и лица (сосредоточенное выражение лица, сжатые губы). При этом, чем сложнее задача, которую приходиться решать, тем выше напряжение мышц. Импульсы, поступающие от напряженной мускулатуры в головной мозг, дополнительно стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Поэтому умственная работоспособность, как и другие проявления психической деятельности, требует хорошего общего состояния здоровья, и в частности, физического здоровья, мышечной системы, в укреплении которых огромная роль принадлежит физической культуре.

Второй фактор – монотонность. В одних случаях монотонность порождается необходимостью выполнения однообразной рутинной работы (работа на компьютере, вычисление, пересмотр карточек в картотеках или иных источниках информации, оформление курсовых работ и иных учебных работ и т.д.). В других случаях она порождается необходимостью перебора большого числа вариантов для решения предложенной задачи, длительностью сохранения в поле внимания узкого круга вопросов, необходимых для решения. Избегай переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

 

Третий фактор - эмоциональные нагрузки, порождаемые ситуациями экзаменов и зачетов, конкурсов или конференций, переживаний, возникающих вследствие неблагоприятных воздействий. Таковыми могут быть также угроза наказания со стороны руководства при невыполнении работы, невозможность своевременно добиться требуемого результата от других участников работы. Наконец, эмоциональная напряженность может быть связана с тревожным ожиданием требуемых результатов деятельности, переживаниями в связи с невозможностью или с затруднениями в достижении поставленной цели. Особенно тяжелые последствия вызывают неудачи, возникшие в ходе выполнения работы.

 

Четвертой причиной переутомления может стать невозможность или затрудненность переработки требуемых объемов информации, особенно в условиях ограниченного времени, наличия постоянного контроля, при систематическом невыполнении работы в требуемые сроки.

 

Пятый фактор — все перечисленные моменты усугубляются характерной для умственного труда неритмичностью, вследствие чего организм, центральная нервная система не могут приспособиться к неожиданно возникающим перегрузкам.

 

Специфической особенностью умственного труда является недостаточная управляемость этим видом труда, невозможность произвольного перехода в режим отдыха. В процессе умственной деятельности в коре головного мозга возникают состояния возбуждения, отличающиеся значительной стойкостью и инертностью. При этом, в то время как после прекращения физической деятельности человек может почти сразу отключиться от нее и перейти в состояние двигательного покоя и отдыха, то при умственном труде интенсивная деятельность мозга может продолжаться значительное время и после завершения ее.

 

Напряженная умственная работа во вторую половину рабочего дня затрудняет засыпание. Проявлением такой не завершающейся умственной деятельности являются так называемые «ситуационные сновидения», когда человек даже во сне продолжает решать нерешенные задачи, обдумывать прочитанное, обсуждаемое или написанном. Такая деятельность мозга может приводить к решению задач, как известный сон Д.И.Менделеева, увидевшего во сне разработанную им таблицу. Но нежелательным следствием этого является то, что нервная система при этом не получает требуемого отдыха.

 

Шестой особенностью умственного труда является высокая напряженность внимания. Если при большинстве видов физического труда его напряженность варьирует от 15-17 % (работа на станке) до 59 % (езда на автомобиле по городу), то при чтении или работе на компьютере она достигает 100 %.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.