Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли обучить человека творческому мышлению?






 

Большинство исследователей положительно отвечают на этот вопрос. Априори можно предположить, что все поступающие в вуз абитуриенты, имеют творческие способности, хотя бы по тому признаку, что у них есть мотив к образованию. С оотношение таких показателей как интеллект и творчество оказалось очень сложным. Единственное, что можно сказать с определенностью так это то, что при низких коэффициентах интеллектуальности (ориентиром, до некоторой степени, может служить показатель IQ) возможен только низкий творческий потенциал. Что касается средних и высоких показателей умственной одаренности, то творческий потенциал этих людей может быть совершенно различным, и может даже отсутствовать (вспомните прозвище некоторых своих товарищей по школе - «ходячая энциклопедия»).

 

И всё-таки, при положительном ответе на вопрос о возможности обучения творчеству, речь, скорее всего, идёт не о творчестве в целом, а об отдельных его составляющих. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более " творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить таких как Ван Гог, Лонгфелло, Эйнштейн, Павлов, Пикассо, Дикенс или Фрейд. Действительно, после определенного периода «обучения творчеству», многие из приведенных показателей улучшились, но гениальные произведения или открытия прошедшими через курсы людьми, так и не были созданы.

 

Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творческие способности можно расширить следующими средствами:

 

 Развитие базы знаний

С ильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает творческой личности больший запас информации, на которой вырабатывается и шлифуется талант. Все вышеперечисленные творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и совершенствуя свои базовые навыки.

 

С оздание правильной атмосферы для творчества

Какое-то время назад в моду вошел прием " мозгового штурма". С уть его, как мы уже писали, в том, что группа людей генерирует как можно больше идей, не подвергая критике высказывания других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое количество идей или решений проблемы, участие в мозговом штурме способствует индивидуальному развитию творческого мышления каждого участника.

 

 Поиск аналогий

Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают (см. Hayes and Simon, 1976; Hinsley, Hayes, and Simon, 1977). Пытаясь сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные задачи, с которыми вы возможно уже встречались, найти отличия и выработать новые решения

 

Мы уже не раз говорили о необходимости для современного молодого человека иметь активную творческую позицию и держать свои творческие способности на «пике формы». Один из отечественных ученых, посвятивший свои исследования творчеству, Г. С. Альтшуллер писал, что для формирования активной творческой позиции нужны как минимум шесть качеств:

1. Наличие достойной цели - новой (или не достигнутой), значительной, общественно-полезной.

2. Ум ение программировать достижение поставленной цели.

3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.

4. Ум ение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.

5. Готовность " держать удар": отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.

6. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты.

 

Воспитание комплекса творческих качеств - главная цель жизненной стратегии творческой личности.

 

За рубежом уже в течение более 50 лет разрабатывается стратегия повышения творческих способностей. Широко известны такие технологии активизации творчества как «мозговой штурм», синектика (коллективная постановка и решение задач), деловые игры, научно-исследовательская деятельность, конференции, эвристические методы развития творческих способностей.

 

Особенно глубоко разработаны эвристические методы, заключающиеся в организации поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов творческой деятельности. Из них широко известны:

 метод аппликации – использование уже известной теории в той области, для которой она создана, но в том секторе, который ещё не изучен;

 метод соединения (комбинирования) – попытка соединения двух теорий уже известных, но из разных областей;

 метод дефиниций – дать максимально возможное число определений тем явлениям, которые предполагается изучить;

 метод экспериментального беспорядка – попытка из отдельных элементов теорий или явлений создать новую конструкцию;

 метод противоречия – опровергнуть все существующие в науке мнения по какому-то вопросу;

 метод критики – дать обоснованную критическую оценку уже имеющимся мнениям по какому-то вопросу;

 метод обновления – классическую теорию попробовать изложить современным языком или применить её к современным условиям;

 метод рекодификации – найти новое выражение для известных теорий с тем, чтобы можно было подобрать новые решения проблем;

 метод представления – представить словесную теорию в графическом или схематическом изображении.

 

Однако, развить можно только то, что имеешь. Замечательный русский ученый, профессор Б.П.Вейнберг ещё в 1928 году писал: «Идеалом специалиста надо считать не того, кто помнит много подробных данных по различным вопросам своей специальности, а того, … кто может быстро, тем или иным способом, найти нужную работу и ещё быстрее восстановить в своей памяти её содержание».

 

С чего же следует начать свой творческий путь, путь в науку, путь в образование? К.И. С крябин, автор более 700 научных работ писал: «Начинающему входить в науку необходимо с первых же шагов проявить огромную активную самостоятельность, старание, прежде всего, самому справиться с возникшими затруднениями, прибегая к помощи руководителя только в наиболее трудных случаях. Таким образом, главное, чем должен обладать исследователь, состоит не в частных задатках, которые можно развить, не в знаниях, которым можно научиться, даже не в умениях, которые можно укрепить практическим опытом, а во внутренней постоянной пытливости, вызванной стремлением к выяснению неизвестного, жажде понять причины явлений, в склонности искать и обнаруживать неясности. Поглощенность проблемами составляет главную черту исследователя. Задатки исследователя имеет тот, кто способен длительно прилагать усилия, охотно ломая голову над трудными задачами».

 

Конечно, хороший курс (а в С ША этот курс рассчитан на год) развития креативных способностей был бы весьма полезен и студенту и начинающему специалисту, но можно попытаться и самому выработать у себя необходимые способности к умственному труду. Но это возможно только в процессе научного творчества - «Кузнецом можно стать только в кузнице».

 

Где отточить те качества, которые необходимы для творческого мышления? Конечно, в споре, поскольку именно там «рождается истина». С пор, дискуссия – прекрасное место для тренировки креативных способностей. Недаром искусству спора ещё древние философы и ораторы посвящали свои трактаты и оттачивали в споре своё ораторское искусство.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.