Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды умственного труда






 

Разговор об умственном труде, правильной его организации, гигиене умственного труда является весьма актуальным в студенческой аудитории, где получают свою будущую профессию новые интеллигенты.

 

Казалось бы, ученые, занимающиеся профессионально умственным трудом, давно могли бы разобраться во всех его тонкостях, но, по мнению известного русского ученого И. А. Ефремова, всё, оказывается, обстоит не так: " Человек в средних условиях своего труда и жизни использует лишь малую часть мощности своего мыслительного аппарата. Человечество за многие тысячелетия своего существования не научилось учиться. Открытие секретов учения, преодоление мощных защитных систем психики, немедленно вступающих в действие при отсутствии интересов, при утомлении, при однообразии, должно стать одной из главных возможностей общего подъема интеллектуального уровня здорового человека ". Действительно, умственному труду можно и нужно учиться, сочетая теорию с практикой, освоение навыков умственной деятельности с тренировками. Тем более, что и сам умственный труд достаточно разнообразен.

 

Ум ственный труд может быть нескольких видов:

 шаблонный или стереотипный;

 эмоционально-умственный;

 творческий умственный труд.

К шаблонному труду относится труд корректора, труд лаборанта, для студента это – работа с учебником, выполнение лабораторных работ, перевод иностранной статьи.

 

К эмоционально-умственному труду относится труд диспетчера, программиста, для студента эмоционально-умственный труд наступает в период сдачи сессии – на зачетах и экзаменах.

 

К творческому умственному труду относится труд ученого, художника, писателя, конструктора, архитектора. С туденты занимаются творческим трудом тогда, когда они пишут курсовые и дипломные работы, участвуют в научно-исследовательской работе, проектной деятельности.

Именно способность к творческому труду является одним из важнейших признаков образованности. Творческий подход к решению нестандартных проблем и задач, которые ставит перед человеком жизнь, отличает широко образованного человека от «узкого специалиста», обученного выполнять шаблонный труд в узких рамках своей профессиональной деятельности. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают актуальность формирования творческого мышления, которое влияет не только на качество жизни человека, но и позволяет ему занять достойное место в современном обществе.

 

Творческий умственный труд предъявляет повышенные требования к таким качествам личности, как инициативность, способность к оригинальному мышлению, анализу, синтезу, планированию, целеустремленность, умение рисковать, развитие этих качества стимулируется внедрением и развитием рыночной экономики. С юда следует добавить личную ответственность, самостоятельность, мобильность и гибкость мышления, обеспечивающие высокую продуктивность творческого процесса. Безусловным требованием современности является высокая нравственная ответственность и духовность человека.

 

С амо понятие умственного труда, как труда исключительно человеческого, связывает его с ещё одним, тоже исключительно человеческим качеством – интеллектом.

 

Проблема соотношения обучения и интеллекта является одной из основных в педагогической психологии, в конечном счёте, это – проблема обучаемости, поскольку интеллект представляет собой процесс адаптации к окружающей среде (природе и обществу) только посредством мысленных образов. С ледовательно, человек интеллектуальный (разумный) лучше приспособлен к окружающей действительности, чем человек необученный, необразованный.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.