Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы эмпатии






Многие современные исследователи эмпатии в зарубежной науке (А. Бандура, Х. Вернер и др.) вслед за Т. Липпсом считают наиболее существенным для механизма эмпатии («вчувствования») моторную имитацию (внешнедвигательную, кинестетическую, представляемую) формы образа. А. Рагг вообще отождествляет эмпатию с зарождающимся телесным движением в творческом процессе.[69] Однако, как показывают другие эксперименты (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др.), моторное подражание форме образа является общей предпосылкой многих психических процессов, например, восприятия, а поэтому оно не специфично для эмпатии, хотя играет в ней действительно чрезвычайно важную роль.

Специфичным для эмпатии является механизм проекции-интроекции, а результативным выражением процессов – идентификация.

Проекция – это мысленное перенесение себя (своего реального «Я») в ситуацию того объекта, в образ которого вживаются, это создание для реального «Я» воображаемой ситуации, «предполагаемых обстоятельств» (К. С. Станиславский). Проекция способствует идентификации «Я» с образом объекта. В результате проекции реальное «Я» оказывается вынесенным за пределы реальной ситуации творца, его пространственно-временных координат в воображаемую для него ситуацию, т. е. оказывается тождественным «Я-образу», вставшим на точку зрения воображенного «Я».

Например, реальная ситуация ученого-математика – это физическое пространство его кабинета, стол, авторучка или пишущая машинка, математические знаки, которые он пишет или печатает на во многом за деятельность воображения и творчества (мпатия связана главным образом с деятельностью правого полушария, " ии мозгабумаге. Напротив, его творческое «пространство» - это воображаемая ситуация идеальных объектов – математических понятий, моделей и т. п. Именно в эту ситуацию проецируется его «Я». Скульптор, реально оперируя с глиной, одновременно мысленно переносится в воображаемую ситуацию модели, которую он лепит и т. д.

Одновременно с проекцией осуществляется обратный, диалектически с ней связанный процесс интроекция – внесения воображаемого «Я» в реальную ситуацию творческого субъекта. Для воображенного «Я» эта ситуация выступает не просто как реальная, но как условная, игровая, символическая, знаковая ситуация. Например, «Я» героя пьесы на сцене видит не просто веревку, а изображаемую с ее помощью змею. Вместе с тем «Я» не галлюцинирует, оно видит и собственно веревку, используемую для имитации змеи. Воображаемое «Я» математика имеет дело не просто с идеальными понятиями, но со знаками, обозначающими эти понятия, со знаками-понятиями.

Будучи связанными с созданием воображаемой и условной ситуации, проекция и интроекция суть механизмы воображения, направленные на преобразование не системы «не-Я», а системы «Я».

Экспериментально установлено также наличие механизмов когнитивной интерпретации и ориентации в процессах эмпатии (Дж. Шэхтер, Х. Крейтлер и др.) установки (Г. Фримен, Р. Г. Натадзе и др.) на идентификацию «Я» и образа, реализуемых с помощью механизмов самовнушения, таких чувств, как вера, надежда, любовь. Все эти механизмы и их компоненты, а также в ряде случаев и внушение со стороны, нужны для того, чтобы преодолеть известное сопротивление со стороны реального «Я» против, хотя и «естественного», но все же «раздвоения» на реальное «Я» и «второе», воображенное «Я» (точнее – систему этих «Я»).

Творец в акте творчества сознательно или бессознательно должен внушить себе, поверить в то, что его «Я» и образ какого-либо объекта (атома или героя) идентичны. Разумеется, в норме речь идет не о полной идентичности, идентификации, а о диалектической, предполагающей внутри себя и различия между реальным «Я» и воображенными «Я». Воображенные «Я» должны быть для субъекта привлекательны, любимы (творческой любовью). Именно это имел в виду В.А. Фаворский, когда писал о методе искусства, который, как и науки, строится на том, что человек из любви к истине забывает себя в творчестве. Процесс творчества и эмпатии должен создавать фон наслаждения творческим процессом, творец должен надеяться на успех, переживая его в особом чувстве предвосхищения.

Многие ученые, в особенности психоаналитики, считают эмпатию бессознательным процессом, протекающим на пре-сознательном (промежуточном между сознанием и бессознательным) уровне. Мы разделяем позицию А. Рагга, который, признавая значение неосознаваемых моментов в актах творчества, в то же время весьма критически настроен к тезису психоаналитиков о бессознательности творческого акта. Он полагает, что обширная область деятельности творческого воображения осуществляется и на уровне сознания.

По-видимому, это верно и в отношении эмпатии. Лишь в искусственных условиях гипнотического внушения воображенное «Я» функционирует «творчески» на бессознательном уровне. Но гипноз – это не творчество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.