Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репрезентативные системы






Процесс коммуникации начинается с восприятия, модель кото­рого является одной из самых ярких.

Мы получаем информацию об окружающем с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Комплекс этих внешних ощущений и есть самое первое средство, позволяющее понять внутренний мир другого человека. У каждого человека есть своя уникальная мысленная «карта реальности» - система внутренних представлений, возникающая на основе индивидуальных представлений.

По образному выражению Э. Хаксли, наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы раскрываем, чтобы собрать информацию об окружающей реальности. Через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу - информация о внешнем мире поступает в наш мозг. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, а потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее она существует.

Наше подсознание воспринимает окружающий мир по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации в единицу времени, чем сознание.

У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - тот из органов чувств, которому мы доверяем больше, чем другим. Например, если ваша «любимая система» - зрение, то вы воспри­нимаете и храните мир «в картинках». Если увидели что-то новое или что-то знакомое, сравниваете новую или знакомую картину с ранее увиденной, хранящейся в вашей памяти, вы - визуально ориентированная личность. Если же вы больше доверяете чувствам, чем картинкам и словам, больше думаете о том, что вы ощущаете, чувствуете, когда вы воспринимаете, например, кошку, человека или современное искусство, вас назовут кинестетиком.

Однако надо помнить, что речь идет о ведущей, более развитой репре­зентативной системе, но вовсе не о единственной. Человек с ориен­тировкой на зрение использует также и слух, и чувства, хотя пер­венствующим остается зримый образ мира. Разумеется, многое за­висит от ситуации: если для «смотрящего» на нее зримая информа­ция мала, приходится полагаться и на иные системы.

Как узнать, какую именно систему восприятия предпочитает че­ловек? Внимательно понаблюдайте за ним: многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из под­сознания - важно только научиться ее распознавать и использовать.

Посмотрим, как же ведут себя представители разных систем восприятия.

«Смотрящий» (визуал), собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро. Его глаза поднимаются вверх или смотрят прямо с легкой расфокусировкой на пятно на расстоянии около 60 сантиметров от глаз. И если вы встанете именно в это место, вы можете помешать такому человеку думать, он даже «непонятно из-за чего» может рассердиться. В речи людей, предпочитающих визуальную модель восприятия, преобладают «зрительные» слова: «видеть», «ясно», «красочный». Они предпочитают выражения: «Я вижу, что вы имеете в виду», «Я уловил картинку» и т. п. Их голос может быть высоким и слегка напряженным, прерывистым. Темп голоса у них всегда выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической системами. И они часто напрягают шею и плечи, потому что это помогает им делать «картинки» четче и яснее. Они чаще, чем другие, обращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок. Они чаще обращают внимание на закат солнца. Они легче ори­ентируются в незнакомом месте.

Человек слухового типа (аудиал), собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Он часто ведет внутренние диа­логи. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос посто­янно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Чтобы принять решение, надо прекратить внутренний диалог и прислу­шаться к своим чувствам, но человек часто им не доверяет. Его гла­за в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней ли­нии или идут вниз и влево. В их речи преобладают такие слова, как «тон», «крик», «интонация», «усиливать», «гармонировать» и т. п. Они часто используют фразу: «Я слушаю вас».

«Слуховики» гордятся своим голосом - и по праву: их голоса обычно очень мелодичны и имеют хороший, четкий ритм. Дыха­ние сосредоточено в средней части груди, ниже, чем у визуалистов: это дает им возможность вдыхать достаточное количество воздуха, чтобы иметь ровный, ритмичный темп речи. Если у людей, предпо­читающих слуховой вариант восприятия, возникают какие-то за­труднения в жизни, они могут отвлечься, слушая пластинку или от­правившись на концерт.

Люди кинестетического восприятия (кинестетик), прежде чем что-то сказать, прислушиваются к своим внутренним ощущениям. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «поражать», «бо­лезненный» и т. п. Им свойственны выражения: «чувствовать проблему», «сдвигать камень», «развязывать узел». Их глаза в это время смотрят вниз и вправо. Их голоса глубже, чем у представителей визуальной и аудиальной моделей восприятия. Они делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит.

К классической триаде систем восприятия иногда добавляют еще один тип - «рассудочных» людей. Это те, которые реагируют не на чистое восприятие, а на обозначения, «ярлыки», которыми они маркируют все свои ощущения и образы. Все в окружающем мире имеет для них имена и названия, и реагируют они именно на эти «этикетки». У «рассудочных» людей между восприятием и ответом на воспринимаемое - плотный фильтр из слов. Мы все используем слово для общения, но у «рассудочных» людей слова играют особую роль. Это люди, «живущие головой».

В поведении «рассудочных» людей обычно мало каких бы то ни было внешних проявлений. Движения их глаз трудно уловить. Однако, если такому человеку задать вопрос открытого типа, например: «Не расскажете ли вы о своих глубоких переживаниях какие вы когда-нибудь испытывали в жизни?», или: «Какое событие в вашей жизни вы считаете самым интересным?», или: «Какой день в вашей жизни вы считаете самым важным?» - он не сразу находит ответ на вопрос, и в этом случае поиск ответа сопровождается разнообразными движениями глаз. По этой реакции легко определить его «любимую» систему восприятия.

Для чего все это нужно? Для овладения искусством общения. Если вы угадываете модель восприятия вашего партнера по общению, вы можете не только правильно его понять, но и действовать.

Распознать ведущую систему восприятия, прежде всего, помо­гут и движения глаз. На схеме показано, какого рода обработку информации осуществляют большинство людей, переводя взгляд в определенном направлении.

 

Схема

где: ВВ – визуальные воспоминания – воспроизведение образов того, что уже было увидено ранее; ВК - визуальное конструирование - видение образов того, что человек никогда ранее не видел, или несколько измененные представления тоого, что было увидено ранее; АВ - аудиальное воспоминание - воспоминание звуков, слышан­ных ранее; АК - аудиальное конструирование - представление звуков, не слы­шанных ранее; ВД - внутренний диалог - разговор с самим собой; К - кинестетика - ощущение эмоций, тактильные ощущения (чувство прикосновения) или проприоцептивные ощущения (ощу­щения мышечных движений).

 

У небольшого числа людей (главным образом тех, кого называют левшами) все наоборот, то есть движение глаз происходит согласно зеркальному образу данной схемы.

Запомните: говорить на языке, соответствующем «любимой» модели восприятия человека, - значит сохранять с ним очень тесную связь.

Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, со слуховой и кинестетической - другие. Будете правильно выбирать и использовать слова в соответствии с предпочтениями собеседника - вас сочтут человеком, с которым приятно общаться и с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

 

Якоря

Эмоциональные состояния оказывают сильное и глубокое воздействие на мышление и поведение. После извлечения и калибровки этих состояний как мы можем использовать их, чтобы стать более ресурсными в настоящем? Мы нуждаемся в способе, как сделать их устойчиво достижимыми и как стабилизировать их здесь и сейчас.
Вообразите, какой бы стала ваша жизнь, если бы вы могли включать свое состояние высшего мастерства по собственному желанию. Мастера своего дела в политике, спорте, искусстве и бизнесе должны уметь входить в ресурсное состояние в любой момент. Актер должен уметь входить в роль в тот момент, когда поднимается занавес, а не за час до этого и не в середине второго действия. Это основа профессионализма.

Столь же важно уметь отключаться. Актер должен уметь сбросить с себя роль вместе с падением занавеса. Многие люди в бизнесе становятся чрезвычайно активными, достигают значительных результатов и в то же время сжигают сами себя и становятся несчастными, теряют семью или, в крайнем случае, заболевают. Управление своим состоянием требует уравновешенности и мудрости.

У каждого из нас есть личная история, богатая различными эмоциональными состояниями. Чтобы воспроизвести их, нам необходим триггер, некоторая ассоциация в настоящем, чтобы извлечь исходное переживание. Наш мозг естественным образом связывает переживания, это тот способ, которым мы придаем смысл всему, что делаем. Иногда эти ассоциации оказываются очень приятными, например, любимая музыкальная пьеса, которая навевает нежные воспоминания. И каждый раз, когда мы слышим эту особенную музыку, у нас возникают нежные ощущения. И всякий раз, когда это происходит, ассоциация усиливается.

Стимул, который связан с физиологическим состоянием и запускает его, называется в НЛП якорем. Другие примеры естественно действующих положительных якорей – это любимые фотографии, запахи, вызывающие воспоминания, особенный слова любимого человека или тон голоса.

Якоря обычно являются внешними. Звенит звонок будильника, и наступает время вставать. Школьный звонок сигнализирует о конце перемены. Это аудиальные якоря. Красный сигнал светофора означает " стой". Кивок головы означает " да". Это визуальные якоря. А запах свежего гудрона может, как по мановению волшебной палочки, отбросить вас в далекое детство, когда вы в первый раз почувствовали этот запах. Рекламодатели стараются сделать марку своей фирмы якорем для особенных товаров.

Якоря – это все, что вызывает эмоциональное состояние, и они являются настолько очевидными и широко распространенными, что мы вряд ли замечаем их. Как возникают якоря? двумя способами. Во-первых, путем повторений. Если вы встречаетесь с повторяющимися случаями, когда красное ассоциируется с опасностью, эта ассоциация закрепляется. Это простое научение: красное означает опасность. Во-вторых (и это значительно важнее), якорь может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и время выбрано правильно. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Вспомните то время, когда вы учились в школе (это сильный якорь сам по себе), и найдите что-нибудь интересное и волнующее, чему вы легко научились. Заметьте, как легко было научиться чему-нибудь интересному и волнующему. Те факты, которые вас мало интересовали, требовали изрядного количества повторений. Чем менее эмоционально вовлеченными вы оказываетесь, тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Большинство ассоциаций являются очень полезными. Они формируют привычки, и мы не могли бы без них действовать. Если вы водитель, у вас смена зеленого сигнала светофора на красный всегда ассоциируется с нажатием вашей ноги на определенную педаль. Это не та операция, о которой вы хотели бы думать каждый раз сознательно, и если вы не закрепите эту ассоциацию, то весьма вероятно, что вы недолго будете ездить без аварий.

Другие ассоциации, будучи полезными, могут быть менее приятными. Вы проезжаете светофор и смотрите в зеркало заднего вида. Вы видите позади себя автомобиль с мигалкой на крыше и человека в униформе внутри машины. У вас меняется состояние, вы проверяете скорость и начинаете думать о том, что, может быть, у вас не работают задние сигналы торможения.

Иные ассоциации не очень полезны. Многие люди ассоциируют публичное выступление с возбуждением и с наступлением умеренной паники. Воспоминания об экзамене заставляет многих чувствовать себя взволнованными и неуверенными в себе. Слова могут действовать как якоря. Слово " тест" является для многих школьников якорем, они чувствуют себя взволнованными и теряют способность показывать лучшие результаты.

В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное отрицательное состояние. Это фобии. Например, люди, страдающие клаустрофобией, усвоили очень сильную ассоциацию между пребыванием в замкнутом пространстве и состоянием паники, и они всегда воспроизводят эту ассоциацию.

Жизнь многих людей оказывается излишне ограниченной прошлыми страхами, которые еще не прошли переоценку. Наш мозг не может не создавать ассоциаций.

Мы можем выбирать ассоциации, которые хотим усвоить, можно взять какое-нибудь событие своей жизни, которое кажется нам наиболее трудным или наиболее озадачивающим, и решить заранее, какое физиологическое состояние хотели бы мы иметь во время этого события. Для любой неприятной ситуации мы можем создать новую ассоциацию, а, следовательно, новую реакцию с использованием якорей.

Это делается в два этапа. Сначала мы выбираем желаемое эмоциональное состояние, затем ассоциируем его со стимулом или якорем, так, чтобы мы могли по желанию вызвать его в любой момент. Спортсмены используют талисманы на счастье, чтобы включить свое мастерство и выносливость. Часто можно увидеть, как спортсмены совершают небольшие ритуальные движения, служащие той же цели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.