Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности политического процесса в современной России






Характеризуя особенности политического процесса в со­временной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от то­талитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове-


дение выборов в высший орган власти — Съезд народных де­путатов — на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Кон­ституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переуст­ройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались де­лом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены за­тронули базовые социальные, экономические и политичес­кие структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преоб­разования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулиро­вавших различные стороны жизни людей. Серьезно постра­дал уровень жизни значительных слоев населения. В резуль­тате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем из­держки других революций) породили разочарование и недо­вольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX—XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общест­венного мнения наглядно продемонстрировали, что более по­ловины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна.

Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пу­ти становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели бо­лее четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены пра­ва, свободы, честь и достоинство человека. В свете произо­шедших в стране за последние годы трансформаций пер­спектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыноч­ной экономики, политической демократии, правового госу­дарства и российских исторических и культурных тради­ций.


Особенностью политического процесса в современной Рос­сии является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания усло­вий для развертывания предпринимательства, что соответст­вует принципам демократии. Но все это сочетается с прояв­лением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современ­ной России является их «гибридный характер» в большин­стве регионов страны. Отличительной характеристикой та­кого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и вну­тренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический ре­жим в современной России имеют очевидные признаки де­мократии — регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой систем­ной оппозиции. Но одновременно существующая система от­вечает интересам привилегированных групп — старой и но­вой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опи­рается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженнос­ти, стрессов политической системы страны, которой не хва­тает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося ми­ра и которой со временем может недоставать массовой поддержки.

Вместе с тем российские реалии дают и повод для опти­мизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в по­вседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демо­кратия, демократический политический процесс в его разви­тых формах остаются для России делом будущего, перспек­тивы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок само­организации людей, институтов гражданского общества.

Модель демократического процесса не может быть навя­зана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.


S4W Основные понятия: политический процесс. яЙЩ Термин: агрегация.

Проверьте себя

1) Почему мы можем назвать политический процесс ди­намической характеристикой политической системы? 2) Ка­кие факторы оказывают воздействие на политический про­цесс? 3) В чем особенности политического процесса в рамках демократических политических систем и систем диктатор­ского типа? 4) Каковы роль и место политических партий и групп интересов в политическом процессе? 5) Дайте харак­теристику основных типов политических процессов. 6) В чем состоят особенности политического процесса в современ­ной России?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Один из ваших друзей заявляет, что рядовые гражда­
не в нашей стране никак не включены в политический про­
цесс и не принимают в нем никакого участия. Что вы мог­
ли бы возразить? Обоснуйте собственную точку зрения.

2. Часто можно услышать утверждения, согласно кото­
рым партии не играют никакой значимой роли в рамках по­
литического процесса в нашей стране. Насколько обоснова­
на подобная точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

3. Подумайте над тем, какие именно политические про­
цессы протекают в данный момент в вашем родном городе
(регионе).

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных американских политоло­гов о политическом процессе.

Выработка политического курса является ключевым мо­ментом политического процесса. Чтобы понять политику го­сударства, мы должны знать, как принимаются решения....Правительственные учреждения играют центральную роль в выработке политического курса. Влияние экономических, социальных и индивидуальных акторов (от лат. actor — дей­ствующий) оказывается важным, когда оно отражается на решениях, принятых в рамках правительственных институ­тов. Не будучи трансформированы государственными чинов­никами в законы или политический курс в соответствии с установленными правилами принятия решений, не могут стать эффективными ни претензии групп интересов на на­логовые льготы, ни требования защитить находящиеся под угрозой исчезновения виды флоры либо фауны. Вместе с тем было бы неверным трактовать правительственные действия как нечто сугубо однонаправленное. Процесс взаимодейст­вия между правительством и гражданами имеет двусторон-


ний характер, включая в себя идущие вверх влияния и тре­бования общества и спускающиеся вниз решения правитель­ства. Хотя партии, группы интересов и другие акторы мо­гут быть весьма активными в артикуляции и агрегации интересов, правительственные чиновники, законодатели и соответствующий штат служащих по большей части непо­средственно инициируют и формулируют предложения отно­сительно политического курса.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.

Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. —

М.: Аспект пресс, 2002. — С. 187—188.

РН Вопросы и задания к источнику. 1) Какие именно институты политической системы играют решающую роль в разработке поли­тического курса? 2) Какими институтами осуществляется влияние на принятие решений правительственными учреждениями?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.