Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Лекция






Одним из компонентов зрелой личности является половое сознание, под которым понимается осознание человеком самого себя как носителя определенного пола, а также выработку системы установок, регламентирующих сексуальное поведение. В динамике становления полового сознания Г. С. Васильченко (1977) выделяет 4 основные стадии:

1. Понятийная стадия. Характеризуется тем, что воз­никающие представления (понятия) о половых различиях лишены специфической чувственной окраски. Постепенно ребенок осознает, что и взрослые, и его товарищи по играм разделяются на мужчин и женщин, маль­чиков и девочек. На первых этапах этой стадии роль основных критериев для разделения полов в сознании ребенка играют внешние признаки (одежда, прическа и т. д.). Далее ребенок начинает осознавать, что половые разли­чия связаны с разницей в телосложении и в строении по­ловых органов. Зачастую проявляемый интерес детей это­го возраста к гениталиям детей противоположного пола •совершенно не имеет специфически чувственной окрас­ки и является, по сути, чисто исследовательским интере­сом. Однако взрослые, столкнувшись с так называемыми социосексуальными играми (игра " в папу и маму", " в док­тора" и т. п.), включающими элементы обнажения детей, столь бурно и отрицательно на это реагируют, что факти­чески сами впервые " впечатывают" в сознание ребенка ощущение того, что все, связанное с половыми органа­ми, окружено тайной и неприлично.

Очень важно усилить на этой стадии контроль за про­цессом формирования полового самосознания ребенка, в котором следует обратить особое внимание на два ком­понента:

— полоролевая ориентация, т. е. представления ре­бенка о том, насколько его качества соответствуют при­нятым требованиям мужской или женской роли;

— полоролевые предпочтения, т. е. какую половую роль ребенок предпочитает в ситуации свободного вы­бора.

Какие-либо несовпадения полоролевой ориентации и полоролевых предпочтений могут быть признаками воз­можной сексуальной патологии.

В этом возрас­те возникают первые вопросы о поле, и взрослые должны не уклоняться от них, а давать удовлетворяющие ребен­ка ответы.

Эти вопросы естественны: ребенок пытается осмыс­лить себя и окружающий его мир. Объяснения должны соответствовать пониманию ребенка. Целью этих бесед. должно стать не только обеспечение ребенка информа­цией, но и установка на то, что отношения между пола­ми естественны и нормальны. Чаще всего это вопросы о рождении (" откуда берутся дети? "). Не менее распро­странены вопросы об отличительных признаках полов. Получение ребенком правдивой и понятной информа­ции часто снижает интерес к ним.

2. Романтическая (платоническая) стадия. Основная характеристика этого периода — наличие эмоциональ­ного компонента. Эротические фантазии, которые типичны для данной стадии, чаще всего, отражают со­держание прочитанных к этому возрасту книг (" рыцар­ские" романы, вестерны с благородными героями-ковбо­ями, и т. п. литература, где описаны ситуации спасения прекрасной девушки от злодеев). В этой стадии возмож­но появление влюбленности (" первая любовь", " детская любовь") По мнению И. С. Кона (1973), у девочек раньше возникают сложные фор­мы рефлексии, чувство одиночества; у них сильнее по­требность во взаимопонимании, психологической бли­зости; они раньше, чем мальчики, и в 3—4 раза чаще пишут стихи, ведут дневники; у них раньше и сильнее проявляется интерес к внутреннему миру литературных героев; преобладает ориентация на словесное общение, а не на совместную деятельность. Девочки раньше и в два раза чаще, чем мальчики, проявляют озабоченность собственной внешностью, они охотнее отдают предпочтение мужско­му статусу, чем мальчики женскому; девочки свободнее в общении с мальчиками, чем мальчики с девочками; по­требности в достижении своих целей и ориентация на бу­дущую взрослую жизнь у мальчиков выше.

В это время весьма часто обостряются отношения под­ростков с родителями (возникает так называемый конф­ликт " отцов и детей"). Как отмечают Д. Н. Исаев и В. Е. Каган (1979), исток ухудшения отношений лежит в стрем­лении подростков к самостоятельности, к достижению статуса взрослых и свойственная подросткам всех времен потребность в группировании со сверстниками.

Родителям и педагогам не следует иронически отно­ситься к подростковой влюбленности, напротив, эти про­явления должны оцениваться положительно и с должным пониманием.

3. Сексуальная стадия. Резкий скачок в физическом раз­витии обусловливает особенности подростковой и юно­шеской сексуальности. " Некуда девать удлиняющиеся руки и ноги, за один учебный год становится мала парта, мото-рика приобретает черты угловатости и неловкости, трудно управлять голосом, новизна формирующейся груди и ощущение первых менструаций у девочек, необычность поло­вого напряжения и его разрядка при поллюциях у мальчи­ков — вот далеко не полный перечень волнующих подростка телесных сенсаций» (Н. Исаев, В. Е. Каган, 1979). Период юношеской гиперсексуальности преимуще­ственно характерен для мальчиков и часто сопровождает­ся длительными эрекциями с выраженным половым воз­буждением, необузданными эротическими фантазиями и т. п. Необходим дифференцированный подход к понима­нию такого явления подростковой и юношеской сексуаль­ности, как мастурбация.

Старый спор о вреде или пользе мастурбации в зна­чительной мере определяется неверной постановкой воп­роса, так как существует не один, а несколько типов мас­турбаций, часто имеющих между собой весьма мало общего (детская генитальная игра, не связанная с семя­извержением и оргазмом; снижающая напряжение мас­турбация периода юношеской гиперсексуальности; мас­турбация как временная замена отсутствующей нор­мальной половой жизни у взрослых; вынужденная, на­вязчивая мастурбация, вытесняющая прочие формы половой жизни и т. д.).

Подростковая и юношеская мастурбация статистичес­ки является наиболее массовой. С одной стороны, она служит средством разрядки полового напряжения, вы­зываемого физиологическими причинами, с другой — стимулируется психическими факторами: примером свер­стников, желанием проверить свою половую потенцию, получить чувство удовлетворения и т. д.

Осведомленность родителей о подростковой мастур­бации еще ниже. Заметив признаки мастурбации у сво­их детей, родители чаще всего бывают потрясены, ис­пуганы и реагируют резко негативно: начинаются запу­гивания, запреты и даже физические наказания. В луч­шем случае они демонстрируют к этому проявлению развивающейся сексуальности подростка брезгливо-презрительное отношение.

Сексуальные фантазии подростков в этой стадии существенно отлича­ются от эротических фантазий предыдущей, платоничес­кой стадии: здесь можно говорить о наличии образов кон­кретного сексуального контакта. В этом возрасте половое воспитание юношей и девушек с использованием медицинской терминологии (полюции, менструации, эрекции, оргазм и т. п.) становится необходимым. Принимая во внимание тот факт, что часть подростков вступает в половые контакты до 16 лет, следу­ет сосредоточить половое просвещение на вопросах кон­трацепции и профилактики венерических заболеваний.

4. Стадия зрелого полового сознания. Основным от­личием этой стадии является гармоничное соотношение всех компонентов предыдущих стадий (понятийного, воз­вышенно-романтического и специфически сексуально-чувственного) по сложившейся системе морально-этичес­ких критериев.

Представления 3. Фрейда о процессе психосексуаль­ного развития предполагают в качестве основной и оп­ределяющей модели для подражания в раннем детском возрасте фигуру родителя того же пола.

Именно в это время ребенок подвергается социализа­ции, вступающей в конфликт с его эгоистическими по­требностями. Начинается активное использование местоимения " я", познание таких по­нятий, как " можно", " нельзя", " стыдно", " плохо", " хорошо", " неприлично" и т. п., ранее неведомых для ребенка (" Крош­ка сын к отцу пришел, и спросила кроха..."). Не случайно в это время у детей появляются негативизм и упрямство, сво­еволие, реакции эмансипации и проявления деспотизма, механизм которых направлен на отстаивание своего " Я" и преодоление зависимости от ро­дителей. В этом следует видеть не признаки " испорченно­сти", а первые сумбурные проявления личности, " самости".

Родителям следует понимать особенности этого воз­раста и постараться пройти между подавлением личности ребенка, чреватым последующей его пас­сивностью и зависимостью и деспотическим манипулированием ребенком своими родителями, а впоследствии и окружающими людьми. Формирование " Я" проявляется также в детской любознательности, в форме бесконечных " почему? ".

К пяти годам ребенок усваивает основные представ­ления о своей роли, поведении, взаимодействии с взрослыми.

К семи годам он становится менее спонтанным, утрачивает непосредственность и наивность. В это вре­мя у него появляются собственные переживания, кото­рые не хочется открывать взрослым, формируются пред­ставление о себе, самооценка, самолюбие, самоуважение. Меняется и отношение к взрослым, к окружающим лю­дям (Л. С. Выготский, 1984).

Препубертатный возраст характеризуется отсутствием внешних признаков развивающейся сексуальности, что косвенно подтверждает положение 3. Фрейда о периоде латентной сексуальности. Сексуальное поведение мальчиков и девочек препубертатного возраста подра­жательно, носит характер поиска информации, ознаком­ления с проблемой, пробного осознания своей маску-- линности или фемининности.

Отдельно следует рассмотреть пубертатный период, из которого выходит уже фактически взрослый человек. Границы этого периода простираются от менархе (пер­вой менструации) и эякулярхе (первого семяизверже­ния) до остановки роста.

Заканчивается он репродуктивной зрелостью, завер­шающей соматическое половое развитие, когда организм готов к воспроизведению вида. Признаками репродук­тивной зрелости являются у женщины регулярные овуляторные циклы, а у мужчины — регулярная продукция зре­лых и полноценных сперматозоидов. Чаще этот период определяют в возрастных границах от 12—13 до 17—18 лет.

Бурная телесная перестройка в этом возрасте вызывает ряд эмоциональных проблем, таких, как сомнение в пра­вильности своего развития и роста, тревожно-мнительное отношение к собственной внешности, неуверенность в собственном соответствии образцам маскулинности и фемининности, принятым в соответствующей культуре и в подростковой субкультуре. Возникают идеи о собствен­ной малоценности, непривлекательности, даже уродли­вости (подростковая дисморфофобия, синдром Квазимо­до или комплекс " гадкого утенка"). Особое значение придается наиболее демонстративным ориентирам повзросления — развитию вторичных половых признаков.

Особенности подростковой психики определяются первым делом разрывом, диссоциацией между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта дис­социация и обуславливает определение подросткового возраста как " трудного". По данным А. Е. Личко (1983), физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на пять-семь лет.

Подростковый период вновь возвращает юношу или де­вушку к проблеме половой идентичности, когда критерий маскулинности и фемининности приобретают откровенно сексуальный оттенок. Этот акцент пронизывает всю сферу межличностных отношений подростка, определяя следу­ющие типичные реакции (А. Е. Личко, 1975; 1983; 1986):

— Реакция эмансипации. Состоит в явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со сто­роны взрослых. Внешне это может проявляться в негати­визме по отношению к родителям, учителям, стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может про­текать мягко, выражаясь только в тренинге механизмов самоутверждения, и бурно, в виде бунта против всего " мира взрослых" с его ценностями, доходя порой до ан­тисоциального поведения.

— Реакция группирования. Проявляется в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше зна­чения подросток в это время придает оценке своих дей­ствий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.
Подростковая субкультура приводит к формированию микрогрупп с жесткой иерархической структурой, внутригрупповым символизмом поведения и языка, своими обрядами, традициями, системой наказаний и поощре­ний, своей территорией и т. п.

Понятно, что в крайнем выражении это может приве­сти к созданию криминальной микрогруппы (шайки, бан­ды, группировки).

—Реакция увлечений. По А. Е. Личко, представляет со­бой сплав увлечений и интересов. Особенность подростковых хобби — это стремление к легкому, поверхностному общению, которое не столь логично и информативно, сколь эмо­ционально. Хобби могут быть какими угодно: от фут­больного " фанатизма" до накопительства. Отдельного ис­следования требует увлечение компьютером, предос­тавляющим возможность погружения в виртуальную реальность.

Взрыв сексуальности в этом возрасте вызывает ак­тивную подростковую-мастурбацию, практикуемую, по данным А. Кинзи, 96% мужчин и 62% женщин. Причем, как подтвердили исследования Г. С. Васильченко (1977), наиболее высокий процент был выявлен среди сексуально здоровых мужчин, а наименьший — среди лиц, страдающих сексуальными расстройствами. По данным А. М. Свядоща (1984), не мастурбировавшие в пубертатном периоде женщины, став взрослыми, в три раза чаще страдают аноргазмией, чем мастурбировавшие.

Для молодежи крупных городов первым делом харак­терно снижение возраста начала половой жизни (С. И. Голод, 1984; 1986; 1989). Интересно обнаружение корре­ляции между возрастом начала половой жизни и лично­стными характеристиками подростков. Так, раннее нача­ло половой жизни чаще наблюдается у подростков активных, легко общающихся, коммуникабельных, но в то же время проявляющих излишнюю тягу к риску, аван­тюрному поведению, конфликтных по отношению к взрос­лым, склонных к употреблению алкоголя и наркотичес­ких средств.

Позднее начало половой жизни чаще наблюдается у лиц с более развитым чувством ответственности, испо­ведующих определенные нравственные ценности и в то же время трудно общающихся, менее уверенных в себе, бо­лее тревожных.

Психосексуальное развитие и полоролевое поведение всегда являет собой удивительный сплав биологических, психологических и социальных аспектов существования человека как носителя пола.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.