Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период наблюдений и описаний






Тема 1. Лекция

Исторические этапы, направления и школы

История сексологии и сексопатологии

Вотечественной литературе не существует специальных монографий, посвященныхистории сексологических знаний, и лишь некоторые работы, такие, как публикацииГ. С. Васильченко (1977, 1989, 1990), И. С. Кона (1988), Л. М. Щеглова (1996), содержат разрозненные сведения на эту тему.

Широкораспространенное представление о том, что история сексологии в целом совпадаетс историей человечества, не соответствует действительности. Эта наука ведетотсчет собственной истории по специфическим вехам. В развитии сексологии можновыделить шесть условных периодов:
1.Период первобытных ритуалов и мифов.
2.Период наблюдений и описаний.
3.Клинический период.
4.Статистический период.
5.Психоаналитический период.
6.Психофизиологический период.

Период первобытных ритуалов и мифов

Ненемалочисленные, но достаточно достоверные сведения об образе жизни и представлениях пещерныхлюдей убеждают в том, что они не были безразличны к сфере секса. Раннийпалеолит (1 млн. — 100 тыс. лет до н. э.), который считается начальным этапомразвития человеческой культуры, оставил бесценные свидетельства этому — наскальную живопись. Ее анализ показывает, что человек уже тогда имел какие-топредставления о жизни и смерти и пытался осознать эти явления, так же как исферу секса. Уже в то время в сознании человека сексуальные признакитрактовались как символы власти, воинственности, непобедимости. Так, внаскальной живописи часто повторяется сюжет, где очевидна прямая зависимостьмежду величиной гениталий и социальным положением индивида. Типичный пример: сцена охоты на мамонта, где наиболее важные фигуры (например, вождь племени) изображались с гипертрофированным пенисом. Не менее значимым для первобытногочеловека было явление оплодотворения, умножающее потомство, что обеспечивалопродолжение рода. Понятно, что эта сторона человеческого существования крайнемистифицировалась.

Анализ истории первобытной культуры не входит в задачуавтора. Отметим лишь то, что сексуальность как значительное явление в жизничеловека того времени нашла отражение в ритуалах, символах и мифах. Причем ужедревнейшие мифологические системы и учения содержали сведения о природемужского и женского начал, о родах и беременности, о строении гениталий иискусстве секса.

Период наблюдений и описаний

Дошедшиедо нашего времени древние трактаты — индийский " Камасутра", китайский" Искусство спальни", так же как " Наука любви" Овидия идругие — и сегодня представляют не только исторический интерес.

Наблюдениякаких-либо явлений, их описание и сравнение полученных сведений стали первой, достаточно робкой, но достаточно конкретной попыткой объективного исследования. Понятно, что само объективное изучение сексуальности было невозможно безпредварительного развития базовых наук — философии и биологии (медицины). Изпериода ранней истории человеческой цивилизации наиболее содержательно в этомсмысле наследие философов и других ученых античности, и прежде всего — ДревнейГреции.

Афинскийзаконодатель и политик Солон (7-8 в. до н. э.) регламентировал проституцию, впервые в мировой истории возведя это явление в ранг общественного института. ВДревней Греции функционировали специальные учреждения для проституток—диктерионы. Проституция приравнивалась к торговле или ремеслу, и представительницыдревнейшей профессии даже платили налоги в государственную казну.

Отражаявзгляды современного ему общества, Солон расценивал сексуальную связь сподростками как достаточно допустимое деяние, усматривая в нем позитивноевоспитательное значение, а в гомосексуальных наклонностях видел проявлениеутонченного эстетства. В то время гомосексуальные пары совершали паломничествок могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там дать официальную клятву ввечной любви и принять на себя обязательства во взаимной заботе. Любопытно, чтогомосексуальные контакты среди рабов сурово карались: рабовладельцам быловыгодно получать от них немалочисленное потомство.

Философскимосмыслением феномена любви впервые занялся великий греческий мыслитель Платон(V—IV в. до н. э.). На самом деле он не разделял любовь на духовную(платоническую) и телесную, считая красоту человеческого тела неотделимой отвысшей духовной любви, а сексуальное наслаждение расценивал как источникпоэтического и философского вдохновения. При этом различие полов для Платона небыло необходимым условием любовных отношений. В то же время общество, государство, по мысли Платона, являются наивысшей ценностью и индивид обязанполностью подчиняться их интересам. Поэтому следует упразднить обычную, моногамную семью, ввести общность жен, детей отделить от родителей и ихвоспитание поручить государству.

Неменее значимой является фигура ученика Платона — Аристотеля (IV в. до н. э.). Его теория во немалом противоречит взглядам учителя. По мнению Аристотеляидеальное общество должно создать условия для максимального развитияиндивидуальных способностей каждого. Разум, по Аристотелю, — выше страсти иобязан ее контролировать.

УченикСократа Аристипп (V— IV в. до н. э.) — один из родоначальников теориигедонизма, этической доктрины, согласно которой наслаждение являетсяединственной целью жизни, главным мотивом всех человеческих поступков иабсолютным благом. Смысл бытия — в получении чувственного удовольствия.

Развиваяконцепцию гедонизма, другой древнегреческий философ Эпикур (IV— III век до н.э.) считал, что понятие счастья связано с хорошим самочувствием, ощущениемсвободы, независимости даже от собственных желаний. Человеческое бессмертие, поЭпикуру, достигается благодаря памяти потомков, что, в свою очередь, обеспечивается сохранением человека как вида. Он видел опасность цивилизации впорождении все новых потребностей и желаний, деморализующих людей и лишающих ихвнутреннего покоя и чувства гармонии. Эпикур впервые сформулировал мысль о том, что судьбы людей зависят от них самих, а не от влияния богов.

Великийврач и мыслитель Гиппократ (V—IV в. до н. э.) заложил основы врачебной этики иучения о темпераментах. Он впервые поднял вопрос об отрицательных последствиях сексуального воздержания. В то же время его утверждение о том, что при этомсемя, скапливающееся во всех частях тела, особенно в голове, вредно для организма, представляется современной науке нелепым!

Гиппократ считал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит взаимный ивесьма благотворный обмен выделениями, что является гарантией укрепления здоровья и продления жизни. Отражением этого взгляда стала концепция герокомии, согласно которой половой контакт с молоденькими девушками способствовал омоложению мужчин. Смысл гомосексуального контакта Гиппократ видел в передаче мужественности и положительных качеств через семя от взрослого мужчины подростку.

Среди наследия ученых Древнего Рима стоит отметить 27-томную " Естественную историю" Плиния Старшего (I в. н. э.), содержащую весьма важную информацию о сексуальной жизни и размножении животных.

В дальнейшем развитие сексологии оказалось на долгое время невозможным из-за господствовавшего в средневековой Европе отношения к проявлениям сексуальности как к тяжелому греху. В эту эпоху тело человека рассматривалось как источник " грязных" потребностей и противопоставлялось проявлениям духовности. Моральный кодекс того времени допускал проявления сексуальности только в целях оплодотворения и продления рода. Люди с сексуальными девиациями жестоко преследовались, вплоть до лишения жизни. Широко распространилось демонологическое отношение к сексуальности вообще, а к женской — в особенности, что получило свое крайнее выражение в пытках и сожжении " ведьм".

Негативное отношение к сексуальности нашло отражение и во врачебной среде. В представлении врачей того времени сексуальные расстройства представляли собой некую расплатуза нарушения этики и морали, предписывавшихся религией. Именно это убеждение породило " методику" экзорцизма, т. е. применение истязаний в целях изгнания из человека дьявола. Даже в XIX в. официальная мораль европейского общества оставалась по сути антисексуальной и антителесной. И в то же время, несмотря на неблагоприятные условия для развития сексологии, уже в средние века отмечались единичные попытки объективного изучения феномена сексуальности.

Первой ласточкой можно считать труд Анри де Мон-девиля — придворного хирурга французских королев Филиппа IV Красивого и Людовика Х (начало XIV в.). В нем автор привел достаточно объективные сведения о физиологии и гигиене половых органов. В изучение анатомии половых органов внес свой вклад и гениальный Леонардо да Винчи (1452—1519). Свое дальнейшее развитие сексология получила и вновое время. В XVI веке впервые в истории анатом из Падуи Андреас Везалий(1514—1564), тайно вскрыв труп беременной, описал строение матки и яичников. Втом же XVI в. придворный хирург французского короля Карла IX Амбруаз Паре(1510—1590) издал учебник по акушерству, в котором обосновал важность для женщины получения сексуального удовлетворения и описал способы его получения. В1675 г. французский медик Никола Венет опубликовал (под псевдонимом) иллюстрированный труд, где точно и достоверно описал анатомию и физиологию половых органов. Несколько позже он же издал книгу " Картина супружеской любви". В 1720 г. появился фундаментальный труд немецкого врача МартинаШурига, в котором наряду с описанием половых органов содержалось исследование значения самой половой жизни, полового акта и мастурбации. Кроме этой книги М.Шуриг в дальнейшем выпустил еще ряд изданий, посвященных проблемам сексуальности.

По мнению Г. С. Васильченко (1977), датой рождения научной сексологии и сексопатологии можно считать 1836 год — именно тогда в Париже вышел в свет трактат Клода Лаллемана " О непроизвольных потерях семени". К. Лаллеман впервые применил специальный инструментарий, позволявший производить прижигание задней уретры, что в определенных случаях приводило к излечению некоторых форм расстройств эякуляции. В то же время он не дифференцировал различные формы этих расстройств, а пытался их объединить под термином " сперматорея", тоесть непроизвольное истечение семени, возводя в ранг нозологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.