Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели инфляции.






С точки зрения макроэкономического анализа инфляция подразделяется на группы.

Нарастающая инфляция является однозначно негативным процессом по следующим причинам:

-инфляция тревожит деловой мир и затрудняет прогнозные оценки (обычная неопределенность инфляционного процесса);

-неравномерность инфляционного роста цен, доходов, иных платежей (а иначе экономические процессы в рыночной экономике развиваться не могут) создает условия для дополнительной хозяйственной неустойчивости, склонность к структурным потрясениям;

-обычным делом в условиях сильной инфляции становится социальная нестабильность, потеря доверия к правительству, возможные политические кризисы.

С позиции темпа роста цен, т.е. с точки зрения количественного критерия, вышеприведенная классификация может быть дополнена другим критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. При этом инфляция может быть:

- сбалансированной - цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Импульс повышения цен, идущий от поставщиков сырья к конечной продукции, отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации;

- несбалансированной, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного изделия. Этот вид инфляции для бизнесменов таит в себе большую опасность по следующим причинам:

отсутствие прогноза на будущее снижает уверенность в том, что товарные группы- лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через год;

невозможность рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования; промышленность развиваться в таких условиях не может;

преимущество отдается стихийным, несбалансированным скачкам относительных цен как в отраслевом, так и территориальном аспектах.

В соответствии с критерием ожидаемости или предсказуемости инфляция также подразделяется на две группы: ожидаемую и неожидаемую.

Ожидаемая инфляция- та, которая прогнозируется на какой- либо период времени, предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является прямым результатом действий правительства. Примером может служить прогноз роста цен, подготовленный правительством Российской Федерации в декабре 1991г. на предстоящий 1992г.

Неожиданная (непредсказуемая) инфляция- характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

 

Виды инфляции:

Структурная инфляция- это теоретическая трактовка инфляции, рассматривающая ее как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, не эластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. Данный вид инфляции характерен для развивающихся стран. Структурная инфляция- это вариант инфляции спроса или инфляции издержек, вызываемой неравномерным спросом или давлением со стороны издержек в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки и др.

Из-за невозможности определения первопричины появления инфляции бывает трудно провести границу между инфляцией, вызванной ростом издержек производства, и инфляцией спроса.

Инфляция спроса зарплаты - удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы в рыночной экономике может инициировать инфляцию.

Для российской инфляции показатель «рост заработной платы» существенной роли не играет, поскольку она имела весьма низкий стабильный уровень. И только в 1992г. положение с заработной платой изменилось в результате раскручивания спирали «цена- зарплата».

Инфляция прибылей- промышленные предприятия и другие субъекты хозяйственных отношений получают сверхприбыли, что ведет к повышению цен, не возмещенному потребителю ростом качества товаров. В этих условиях неизбежно возникает неконтролируемый гигантский рост инфляционных прибылей.

Инфляция налогов- ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы.

Инфляция роста материальных издержек производства- ее причинами могут быть:

1) затратный характер экономической системы, когда рост себестоимости продукции и сокращение производства дешевых товаров происходят при следующих объективных условиях: дефиците товаров, отсутствие конкуренции, отсутствии механизма воздействия государства и потребителей на издержки производства;

2) природные факторы, вызывающие повышение цен на сырье: уровень освоения месторождений, условия добычи минерального сырья, уровень затрат на добычу минерально- сырьевых ресурсов.

Современная инфляция не бывает сбалансированной, она сопровождается серьезными изменениями в распределительных процессах (в распределении не только доходов, но и ресурсов), ведет к выигрышу одних и проигрышу других экономических агентов. Инфляция требует пересмотра стратегии производителей и потребителей для преодоления последствий обесценивания денег и роста цен.

Последствия инфляции зависят от ее качественных характеристик- темпов и их динамики. Особенно чревата инфляция для делового мира своей неопределенностью, непредсказуемостью скорости обесценивания денег, поскольку высокий, но постоянный темп инфляции может принести меньшие потери, чем более низкий, но менее точно прогнозируемый.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.