Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как проходит психодрама






В начале психодрамы проводится стадия разогрева, для чего чаще всего используются телесные упражнения и медитационные техники, позволяющие повысить энергетику в группе, сплотить ее и настроить на плодотворную работу. Далее желающие принять участие в работе с каким-то вопросом выходят вперед, садятся во " внутренний круг" и по очереди рассказывают о том, какую проблему им хотелось бы проработать. Когда все участники группы высказались, они выбирают одну из тем, которая будет наиболее значимой для всей группы. Так происходит выбор пратогониста – человека, тема которого оказалась наиболее близкой для всех и который будет играть главную роль. В данном случае крайне важно, чтобы выбор был сделан, ориентируясь на проблему, а не того, кто ее высказал, потому что лишь тогда работа окажется действительно полезной для всех. Остальные участники будут выступать в роли " вспомогательных Я" пратогониста, а человек, руководящий процессом психодрамы называется директором.

После этого начинается деятельный этап. Одну сцену за другой протагонист, которому помогают другие участники психодрамы, проигрывает важные и незавершенные для него ситуации. Изначально протагонист определяет, кто из актеров выступит в его роли тогда, когда он окажется в роли кого-то другого. Потом выбираются актеры, которым предстоит сыграть роли значимых для него персонажей (ими могут быть не только люди, но и эмоции, черты характера, чувства и т. п.). Разыгрываться могут как подлинные события, происходившие в действительности, так и символические сцены, которых на самом деле никогда не было. Этап действия считается завершенным, когда у протагониста появляется ощущение, что его проблемная ситуация разрешена либо он понимает, что полностью в ней разобрался.

Важным понятием здесь является инсайт-в-действии - во время разыгрывания прорабатываемой ситуации протагонисту внезапно открывается то, что он до этого упускал и чего не видел, решение проблемы происходит экзистенциальным путем.

Инсайт невозможно вызвать намеренно, он может случиться только благодаря искренности и открытости пратогониста.

 

Существующие в психодраме техники призваны помочь протагонисту. Вот некоторые из них:

  • Обмен ролями. Пратогонист выступает в роли кого-то " другого", в то время как другой человек берет на себя роль протагониста. Это предоставляет возможность протагонисту посмотреть на ситуацию со стороны, взглядом другого человека и, пребывая в его роли, увидеть свою реакцию на происходящее. Остальные участники психодрамы таким образом узнают об взаимоотношениях пратогониста с близкими для него людьми посредством ролевого разыгрывания этих взаимоотношений.
  • Завершение. Разыгрываются незавершенные для пратогониста ситуации из прошлого, которые в гештальтпсихологии называются незавершенными гештальтами. К примеру, повторное разыгрывание состоявшегося когда-то конфликта позволяет пратогонисту под воздействием новых эмоций и инсайтов действовать и говорить по другому, сказать то, что было недосказано, изменить ход развития конфликтной ситуации, разрешить и завершить ее.
  • Дублирование. К пратогонисту приставляется другой человек, который с этого момента всегда находится рядом с ним и синхронно копирует все его движения. Через телесное восприятие он получает доступ к его подсознанию пратогониста и в нужный момент может оказать ему поддержку, выразив физическое состояние, возникшие у него мысли, чувства, эмоции, которые пратогонист подавляет. Пратогонист, в свою очередь, может принять произнесенное или выраженное дублем и повторить своими словами, либо отвергнуть, не посчитав это подходящими.
  • Сверхреальность. Разыгрывание фантастических событий и ситуаций, которые не происходили в действительности, которые позволяют прочувствовать связанные с этими ситуациями страхи, переживания, скрытые желания и другие чувства.
  • Зеркало. Пратогонист не играет, а получает возможность со стороны наблюдать за развитием событий в ситуаций, в которых его роль исполняет другой человек. Это позволяет ему объективно взглянуть на свои отношения с окружающими людьми, осознать шаблоны в своем поведении.

Подробнее об используемых в психодраме техниках, а также о том, какие в есть в психодраме упражнения для разогрева можно прочитать в книгах Пола Холмса " Психодрама. Вдохновение и техника " и Грете Лейтс " Психодрама. Теория и практика ", а о том, как эффективно могут применяться психодрама и ролевые игры в книге Дэвида Киппера " Клинические ролевые игры и психодрама ".

В завершении психодрамы проходит шеринг (англ. “share” – делиться, разделять) – участники психодрамы и зрители обмениваются между собой чувствам и эмоциями, которые возникли у них в ходе представления. Изначально актеры рассказывают о своих переживаниях и эмоциях, которые возникли у них во время проигрывания ролей, то есть о том, как они чувствовали себя, например, в роли матери протагониста. После этого уже во всей группе, включая зрителей, происходит обсуждение тех типичных ситуаций, которые возникают в повседневной жизни, тех ощущений и чувств, которые возникали у них в ходе их проживания или наблюдения. Важность шеринга заключается в том, что он позволяет участникам группы возвратить протагонисту энергию, отданную им во время деятельного этапа, а протагонист понимает, что с трудностями и проблемами, возникающими в его жизни, также приходится сталкиваться и другим людям. Шеринг не допускает высказываний, суждений и оценок, касающихся прорабатываемой протагонистом ситуации, которые могут его ранить и быть болезненными. Высказываться можно лишь о собственных эмоциях и жизненных ситуациях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.