Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала для перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки






Шкальные оценки, баллы Устойчи- вость внимания Переклю- чение внимания Объем внимания Шкальные оценки, баллы Устойчи- вость внимания Переклю-чение внимания Объем внимания
  > 50 > 217 < 115   25-27 172 – 182 215 – 235
    23 – 24 158 – 172 235 – 265
  48 – 49 214 – 217 115 – 125   20 – 22 149 – 158 265 – 295
  46 – 47 211 – 214 125 – 135   16 – 19 142 – 149 295 – 335
  44 – 45 208 – 211 135 – 145   14 – 15 132 – 142 335 – 375
  39 – 43 205 – 208 145 – 155   12 – 13 122 – 132 375 – 405
  36 – 38 201 – 205 155 – 165   9 – 11 114 – 122 405 – 455
  34 – 35 195 – 201 165 – 175   110 – 114
  31 – 33 189 – 195 175 – 195  
  28 – 30 182 – 189 195 – 215   < 9 < 110 > 455

Учет и анализ результатов.

К.К. Платонов предлагает отмечать следующие особенности:

- сразу и прочно ли запомнил исследуемый буквы, которые надо зачеркивать (память);

- проявляет ли нетерпение и в чем оно выражается (эмоции);

- обнаруживает ли признаки утомления и в чем это выражается;

- полностью ли сосредоточен на работе или трудится вяло;

- работает с уверенностью или сомневается, возвращается к сделанному, много раз проверяет.

При опросе необходимо выяснить:

- было ли трудно выполнять задание и в чем заключались затруднения;

- устал ли исследуемый и в чем это проявлялось;

- мог бы еще продолжать ту же работу.

Важно установить, способен ли исследуемый правильно судить о результатах своей работы, о количестве сделанных ошибок.

При определении количественных показателей учитывается, сколько букв просмотрено в 1 мин, число ошибок в 1 мин: число пропущенных букв из заданных и зачеркнутых из незаданных.

Показателями берутся:

- производительность (число просмотренных букв) за первую минуту, если инструкция была сразу правильно понята, или за следующую;

- производительность в середине выполнения задания (среднее арифметическое за пятую и шестую минуты);

- производительность в конце выполнения задания (среднее арифметическое за девятую и десятую минуты);

- количество ошибок на указанных этапах (начало, середина, конец) и общее количество ошибок;

- отношение производительности в конце работы к производительности в начале ее (в %).

По количеству материала, просмотренного в 1 мин (по производительности), можно составить предварительное суждение о темпе психических процессов исследуемого.

Сопоставление производительности с количеством ошибок позволяет сделать заключение о преобладании у исследуемого установки на скорость или же на точность в работе. По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания исследуемого.

Качество ошибок, в частности, сколько раз пропущена каждая из заданных букв в отдельности на разных этапах выполнения задания, дает представление о распределении внимания исследуемого.

В проведенных К.К. Платоновым с Т.И. Тепенициной исследованиях были получены следующие максимальные результаты: при работе в течение 10 мин наиболее высокая средняя производительность – 395 букв в 1 мин, наиболее низкая – 163. Наиболее высокая производительность в конце эксперимента была 420 букв в 1 мин, наиболее низкая – 148. Количество ошибок за 10 мин работы – от 3 (лучший результат) до 90 (худший результат).

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыкутжбшряцп

лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкндзтжб

смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюххэчфш

оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдрз

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж

смвыгуттжбяроенаицплкдзюхчфшьйтжбряцплкддзюхэчфшмг

йшьюфчэкюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж

йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд

йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

оенаисмвыгуттжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрядплкдзюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря

цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж

йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд

йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

 

Рис. 4. Бланк «Корректурная проба»

 

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый М. работал очень быстро. Средняя производительность – 395 букв в 1 мин, а в конце эксперимента – 420. Сделал много ошибок – 45. В процессе выполнения задания выявились преимущественная установка на скорость, а не на точность работы, недостаточная концентрация и распределение внимания: буква «к» пропускалась в два раза чаще, чем буква «р». В беседе после эксперимента утверждал, что задача для него легкая и очень удивился, когда ему показали большое количество ошибок.

Исследуемый К. работал крайне медленно. Средняя производительность – 163 буквы в 1 мин, в конце эксперимента производительность мало отличалась от средней (171 буква в 1 мин). Ошибок сделал очень мало – 3. В эксперименте выявились ярко выраженная установка на точность, неуверенность, недоверие к своим возможностям, вниманию и наблюдательности, «прилипчивость», «вязкость» внимания, неспособность его распределять.

 

Методика 3.2 Умственная работоспособность по Э. Крепелину

Этот метод был предложен Э.Крепелиным для исследования волевого усилия, упражняемости и утомляемости при умственной работе. При применении метода до и после трудового задания он может служить способом оценки утомляемости.

Цель исследования. Изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе.

Оборудование. 1. Печатные бланки по образцу (рис. 5).

2. Секундомер.

3. Трафарет для проверки задания.

Порядок исследования и инструкция испытуемому. Может проводиться индивидуально и с группой, по нескольким вариантам. «Когда я дам команду «Начинайте!», Вы возможно быстрее, но без ошибок начнете складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? (Ответить.) Каждый раз, когда я буду говорить: «Черта», Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп!» переверните лист».

Если исследование групповое, надо добавить: «Тот, кто первым кончит лист, должен быстро поднять руку».

Дать команду «Начинайте!» Пустить секундомер и потом, каждые 15 с, говорить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк при индивидуальном исследовании или поднята рука — при групповом.

При втором варианте, вместо указания о «черте» говорится: «Каждый раз, когда я буду говорить: «С новой», оставляя строку незаконченной, начинайте работать с другой».

При третьем и четвертом вариантах работа проводится по первым двум инструкциям, но не ограничивается одним бланком, а продолжается более длительное, но одинаковое для всех время, например 10 мин.

Учет и анализ результатов. При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости (особенно при третьем варианте) и необходимую степень волевого усилия. Учитывается, что мешало работе.

Количественным показателемпродуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых пользуются трафаретом.

Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и устойчивости внимания, и выявляют установку исследуемого на скорость или на точность работы. Коэффициент работоспособности Краб. = , где S2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк (или за последний 15-секундный интервал), S1 – сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк (или за второй 15-секундный интервал).

Фамилия … Группа … Дата …

8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6

5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

6 7 4 9 2 3 6 2 9 6 7 8 3 2 4

7 3 8 2 2 9 4 7 4 5 8 3 9 2 6

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

6 2 8 9 4 3 7 4 5 4 9 2 6 5 3

7 4 8 2 3 2 9 3 5 8 6 7 2 3 5

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3 8 6 5 3 7 9 5 2 7 2 4 9 5 3

9 3 7 5 7 7 8 8 3 5 2 9 6 3 4

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3 7 9 8 2 6 5 5 8 3 2 4 9 5 7

2 5 7 4 3 6 9 3 4 6 6 8 7 4 3

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2 8 5 5 4 9 2 5 6 2 8 6 3 5 7

8 2 3 6 4 2 8 7 3 9 2 6 3 4 6

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

4 8 5 4 3 7 9 2 3 5 3 6 7 3 5

6 2 7 8 4 2 5 2 9 6 5 4 3 7 4

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

9 2 5 7 4 2 8 3 5 8 9 5 6 7 2

4 8 6 6 7 7 9 2 5 3 6 6 7 4 2

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

5 6 2 8 4 9 2 2 6 8 3 2 4 6 7

6 2 9 4 5 7 9 3 5 4 2 6 9 6 3

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

 

Рис. 5. Бланк методики Э. Крепелина

Методика 3.3 Умственная работоспособность по Э. Крепелину без бланков

Цель. Исследование устойчивости внимания.

Метод был предложен К.К. Платоновым в 1935 г. при сравнительной оценке утомляемости рабочих. Проверка подтвердила взаимозаменяемость этого метода с предыдущим по задачам и результатам.

Исследуемый должен в течение определенного срока с возможно большей скоростью совершать два чередующихся действия: сложение двух однозначных чисел и подготовку двух новых для последующего сложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.