Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика 1.2 Объем внимания при восприятии простейших объектов






Методика 1.1 Объем динамического внимания

Цель. Оценка объема динамического внимания.

Оснащение опыта. Таблицы Горбова – четыре таблицы размером 35 х 35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25 (табл. 3), секундомер и указка. Для записи результатов задания нужно заранее подготовить протокол (табл. 2).

Таблица 2

Оценка объема внимания

 

Номер таблицы Время поиска цифр, с
   
А =  

Порядок работы. В первую очередь экспериментатор должен сформировать у испытуемого желание выполнять задание. Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции.

Инструкция испытуемому. На таблицах нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры.

Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания после каждой из четырех таблиц.

Обработка результатов. 1.Подсчитывается общее время поиска цифр по всем четырем таблицам (А).

2. Для целей последующего сопоставления данных по объему внимания с другими характеристиками аттенционной функции осуществляется перевод показателей объема внимания в шкальные оценки (см. табл. 1).

Оценка результатов. Основные статистические характеристики для студентов: М=15, 6; У женщин объем внимания несколько выше, чем у мужчин (А равно соответственно 16, 1 и 14, 7). Возрастная изменчивость этого показателя у студентов невелика, диапазон ее ограничивается всего 0, 5 шкальных единиц, что дает основание считать это свойство внимания в студенческом возрасте практически не изменяющимся.

 

Шкала для перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные оценки, баллы Устойчи- вость внимания Переклю- чение внимания Объем внимания Шкальные оценки, баллы Устойчи- вость внимания Переклю-чение внимания Объем внимания
  > 50 > 217 < 115   25-27 172 – 182 215 – 235
    23 – 24 158 – 172 235 – 265
  48 – 49 214 – 217 115 – 125   20 – 22 149 – 158 265 – 295
  46 – 47 211 – 214 125 – 135   16 – 19 142 – 149 295 – 335
  44 – 45 208 – 211 135 – 145   14 – 15 132 – 142 335 – 375
  39 – 43 205 – 208 145 – 155   12 – 13 122 – 132 375 – 405
  36 – 38 201 – 205 155 – 165   9 – 11 114 – 122 405 – 455
  34 – 35 195 – 201 165 – 175   110 – 114
  31 – 33 189 – 195 175 – 195  
  28 – 30 182 – 189 195 – 215   < 9 < 110 > 455

 

Таблица 3

Таблицы Горбова для исследования объема внимания

 

I II

                     
                     
                     
                     
                     

 

 

III IV

                     
                     
                     
                     
                     

Методика 1.2 Объем внимания при восприятии простейших объектов

Цель исследования. Изучение объема внимания, точности пространственной локализации и восприятия простейших объектов при кратковременной их экспозиции. Определение скорости зрительного восприятия.

Оборудование. 1. Несколько наборов по 15 карточек (рис. 1). На каждой карточке четко нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. Сторона каждой клетки равна 1, 9 мм. В каждой сетке – от 2 до 8 точек.

2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.

Порядок исследования. Испытуемый должен стараться увидеть за короткое время экспозиции, сколько точек на карточке и в каких клетках они расположены. Тотчас же после экспозиции он должен зафиксировать число и расположение точек в соответствующей сетке бланка, лежащего перед ним.

Перед демонстрацией каждой карточки экспериментатор дает сигнал «Внимание!», и через один и тот же интервал (1…2 с) после сигнала показывается очередная карточка. Экспериментатор должен следить за тем, чтобы не помешать испытуемому преждевременным сигналом полностью поставить все точки в предыдущей сетке.

Время экспозиции – 1 с. Если цель исследования – изучение индивидуальных особенностей, целесообразно провести один раз эксперимент с экспозицией 1 с; при неудовлетворительном результате (низкая точность размещения, ошибки в определении числа точек) в повторных экспериментах следует увеличить время экспозиции.

Для повторных экспериментов рекомендуется использовать другие варианты наборов карточек.

Инструкция исследуемому. Вам будут показываться на очень короткое время карточки. На каждой карточке – квадратная сетка из 16 клеток, как вот на этой (показывается). В клетках – точки. Вы должны очень внимательно смотреть и постараться заметить, сколько точек на карточке и в каких клетках они размещены.

После того как будет показана первая карточка, Вы должны на бланке отметить расположение точек в первой сетке, после второй карточки – во второй сетке и т. д. Может случиться, что Вы запомните, сколько точек было на только что показанной карточке, но не сможете вспомнить расположение в клетках некоторых из этих точек. Например, Вы помните, что на карточке было 8 точек, расположение шести из них Вы запомнили и ставите точки в соответствующие клетки. Если расположение остальных двух точек не помните, поставьте два крестика рядом с сеткой. Понятно? Есть вопросы? (Ответить на вопросы.) Приготовьтесь. Внимание!

 

Рис. 1. Вариант набора карточек для исследования объема внимания

                         
                       
                         
                         
                             
                     
                       
                         
                     
                             
                     
                       
                 
                     
                             
                   
                 
                     
                 
                             
                 
                     
             
                       

Учет результатов. При наблюдении следует отметить:

- сразу ли после демонстрации исследуемый ставит точки на бланке или некоторое время продолжает вглядываться (с открытыми или закрытыми глазами) в то место, где была карточка;

- ставит ли точки быстро и уверенно или сомневается, меняет решение; какие точки разместил уверенно, в каких сомневался; при сомнении ставит крестик или нет;

- достаточно ли время экспозиции для данного исследуемого;

- были ли случаи, когда исследуемый оказался неподготовленным, несобранным к моменту демонстрации и вследствие этого плохо воспринял содержание карточки; умеет ли полностью сосредоточиться;

- наблюдалась ли эмоциональная реакция при явно недостаточном для исследуемого времени экспозиции.

Опрос следует проводить после всего исследования в целом. В процессе опроса выяснить:

- как оценивает исследуемый свою работу; полагает ли, что сумел все воспринять без ошибок, или думает, что допустил много ошибок;

- в чем ошибки – в воспроизведении числа точек или в их размещении;

- достаточным ли было время экспозиции.

При определении количественных показателей по каждой карточке устанавливается, как исследуемый воспроизвел число точек. Если правильно, то за данную карточку ставится «плюс», в противном случае – «минус». Учитывается (в %) количество карточек (из 15), в которых исследуемый получил «плюс». Это показатель точности восприятия.

Устанавливается, при каком максимальном числе точек на карточке исследуемый начинает неправильно их воспроизводить. Этим методом можно получить представление о так называемом объеме внимания. Если исследуемый, например, правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну, то его объем внимания нужно принять за «пять».

В отношении каждой карточки подсчитывается число точек, правильно размещенных в соответствующих клетках. Вычисляется, какой процент точек данной карточки размещен правильно. Если исследуемый поставил «крестик» в ту клетку, в которой на карточке стояла точка, то эта точка считается правильно воспроизведенной. Значительное количество «крестиков» может свидетельствовать о неуверенности исследуемого, склонности к сомнениям.

В качестве общего показателя точности восприятия пространственного размещения в данном исследовании берется среднее арифметическое процентов правильности размещения по каждой из пятнадцати карточек.

Анализ результатов. При оценке выполнения задания принимается во внимание: правильно ли исследуемый воспроизвел число точек на каждой карточке (объем внимания); верно ли разместил на каждой карточке точки в клетках (точность восприятия пространственного размещения).

При неправильном расположении исследуемым точек в клетках рекомендуется установить, в какой мере он сохранил или нарушил структуру, которую эти точки образуют на карточке.

Из сопоставления времени экспозиций в последовательных сериях экспериментов и соответствующих показателей объема и точности восприятия можно сделать заключение о скорости восприятия исследуемого.

Данное исследование может проводиться при изучении влияния на состояние психических процессов ряда факторов (перегрева, монотонной работы и т. п.). В этом случае эксперимент повторяется многократно, непосредственно до и после воздействия факторов.

Примеры краткой характеристики выполнения задания.

У исследуемого М. были выявлены достаточный объем внимания, скорость и точность восприятия. Исследуемый правильно воспринимал число точек даже на карточках, где их больше всего (8); в первом эксперименте он правильно по числу воспроизвел 87% точек, во втором – 93%. Труднее было ему, как он подтвердил после исследования, воспроизводить пространственное размещение точек: в первом эксперименте он правильно разместил 71%, во втором – 73% всех показанных точек. Работал точно, легко сосредоточивался, после экспозиции без сомнений и колебаний быстро фиксировал точки на бланке.

У исследуемого П. обнаружен слабый объем внимания. Как в первом, так и во втором эксперименте он ошибался в воспроизведении числа точек даже на тех карточках, где их всего четыре. Правильно по числу точек воспроизвел лишь 26% всех точек. Точность восприятия пространственного размещения точек была также невысокой: 43% – в первом эксперименте, 28% – во втором. Во время исследования и после него жаловался на слишком короткое время экспозиции: не успевает запомнить ни количество точек, ни порядок их размещения. Считает, что допустил очень много ошибок; «крестики» не ставил, так как думал, что это снизит оценку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.