Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Лекция






Волевые действия – сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.

Волевые действия разделяют на простые и сложные.

1) Простые волевые действия обычно состоят из двух звеньев - постановки цели и исполнения. Например, вы заметили, что у идущего впереди вас мужчины из папки выпала газета. У вас тут же возникает мысль-решение " поднять и передать газету". Вы поднимаете газету, догоняете мужчину и отдаете ему газету.

В этом примере ярко выражены указанные выше два звена волевого действия — постановка цели и исполнение. Подобные действия не характеризуют воли человека. В условиях повседневной жизни, многократных повторений они автоматизируются и переходят в непреднамеренные акты. Например, когда вы просыпаетесь, то обычно сразу встаете с кровати. Даже если вставать очень не хочется, вам не потребуется предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы достичь цели.

Уровень сформированности воли человека характеризуют сложные волевые действия и поступки. Успешная сдача экзамена по " нелюбимому" предмету, осуществление мечты — поступление на физико-математический факультет института, завоевание звания чемпиона на спортивных соревнованиях, изготовление какого-либо предмета (например, вешалки, табурета, приемника и т.п.) своими руками, овладение новой профессией — все эти сложные волевые действия ярко свидетельствуют о воле конкретной личности.

2)Структуру сложного волевого действия составляют три звена: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

1. Постановка цели (подготовительный этап) – Как правило, начальным моментом волевого действия является осознание цели действия, мысль о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Осмысленная, сознательная цель, поставленная человеком, обусловливает способ и характер его действий, поведения. Если цель не ясна, не представлена в сознании четко, действие человека будет лишено целенаправленности. Стимулом осознанных волевых действий, поведения человека могут служить самые различные потребности (как физиологические, так и социальные). Необходимо отметить, что постановка цели не протекает гладко и спокойно, а как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов (это столкновение противоположных побуждений между которыми нужно сделать выбор, что бы сделать выбор необходимо волевое усилие. Эта борьба мотивов обусловливается не только тем, что основой мотивов служат самые различные потребности, но и тем, что они по-разному отражаются в сознании людей. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека. (Например, принятие студентом решения, идти с товарищем или подготовиться к семинару или к экзамену, — означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от общения или фильма и необходимостью заниматься) и требует значительных волевых усилий. То есть мысль о цели действия обязательно означает принятие ее, решение действовать именно так, а не иначе. Часто можно наблюдать, как человек понимает важность конкретной цели, необходимость ее реализации, вместе с тем он еще обдумывает ее окончательное принятие, взвешивает все за и против нее и затем только принимает окончательное решение. Осознание цели и окончательное решение принять ее — это определенные этапы волевого действия и часто не совпадают по времени. Между осознанием цели и решением принять ее нередко наблюдается значительный, и по времени, и по характеру нервного напряжения, период колебания между согласием с целью и возражениями против нее. В зависимости от содержания мотивов, с которыми связано принятие цели и отказ от нее, будут характеризоваться эти колебания, доходящие в ряде случаев до внутреннего конфликта. Часто у человека возникает не одна, а несколько целей, несовместимых друг с другом, и требующих выбора одной из них. Следует подчеркнуть, что в выборе цели действий проявляется подлинная воля человека, выражающаяся в умении подчинять свои действия и поступки требованиям объективной необходимости, и главное - целям, имеющим общественное значение. Важную роль наряду с ясностью, осознанностью цели играет ее доступность, когда человек, используя имеющиеся у него знания, умения, навыки, способности, имеет возможность достичь конкретной цели. Если цель превышает возможности человека и у него недостаточно знаний, умений для ее осуществления, он может достичь ее только частично. Обычно люди ставят те цели, которые они могут достичь. Частая постановка целей, которых человек не может достичь, приводит лишь к ослаблению воли, к неверию в свои силы, к привычке не доводить до конца начатое дело. Но сказанное не означает, что надо ставить только легкие цели, для достижения которых не требуется преодоление больших трудностей, проявление силы воли. Легкие цели лишь ослабляют волю, не способствуют выработке желания и умения бороться с трудностями, желания и умения преодолевать их. Важно, чтобы поставленные цели действий были доступны человеку, но вместе с тем требовали бы значительных усилий. Только такие цели действий развивают и закаляют волю, формируют волевые свойства и качества личности. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит целую цепь промежуточных целей и последовательно борется за них. Выполнение действий, вызываемых промежуточными целями, требует определенного предвидения результатов этих действий, что обусловливает необходимость их планирования.Постановка, планирование промежуточных целей особенно важна тогда, когда конечная цель, поставленная человеком, является отдаленной перспективой деятельности.

2. Планирование - То есть после определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Человек решает новую задачу — найти самый правильный и короткий путь к достижению цели. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением, всех условий, в которых должно протекать действие. Иногда наблюдается " борьба планов". В любом случае необходимо хорошо обдумать все действия, заранее запланировать процесс их выполнения. (чел обдумывает пути и средства достижения цели, выбирает среди них рациональные. Приходится применять волевое усилие. В отличие от первого этапа, оно отчетливо осознается и чел видит трудности и активно борется с ними, т.е чел сознательно регулирует свою деятельность. Иногда волевое усилие сопровождается переживаниями. Величина волевого усилия будет зависит от силы мотива и близости достижения цели. Чем сильней мотив и чем ближе цель, тем эффективней выполнение деятельности, и тем меньше волевое усилие необходимо).

3. Выполнение – Однако при всем значении постановки цели и планирования решающим является исполнение. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца мы говорим о его силе воли, о волевых качествах его личности. Как и предварительные этапы, исполнение сопровождается борьбой с целым рядом препятствий. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличие высокого уровня воли у данной личности, характеризующей ее целеустремленность, решительность и настойчивость. (человек применяет волевое усилие, здесь оно выступает как форма эмоционального стресса – т.е человек мобилизирует внутренние ресурсы организма, (включает основные познавательные и мыслит процессы), нужно создать дополнительные мотивы к действию, которые либо отсутствуют, либо недостаточны).

Существуют и другие классификации структуры волевого акта, с ними вы ознакомитесь самостоятельно в литературе, которую мы с вами записали в самом начале нашей лекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.