Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скачано с www.5tt.ru. Частота. Наиболее тесно понятие частоты относится к двум модальностям: к цвету в визуальной системе и к тону в аудиальной.






 

 

Субмодальности

Частота. Наиболее тесно понятие частоты относится к двум модальностям: к цвету в визуальной системе и к тону в аудиальной.

Внутримодально цвет связывается с визуальными суж­дениями о размере. Наибольшим кажется кубик желтого цве­та, далее следует белый, красный, зеленый, синий и черный. Яркость также связана с различением размера. Цвет оказыва­ет большое влияние на суждения о весе предметов. Предметы черного, синего, красного цвета кажутся тяжелее идентичных предметов зеленого, желтого и белого цвета. Цвет предмета влияет и на различение расстояний: красные предметы кажут­ся ближе друг к другу, а синие дальше друг от друга, находясь в реальности на одинаковых расстояниях.

Разные цвета вызывают в воображении разные геомет­рические очертания. Оранжевый цвет вызывает образ прямо­угольника, желтый - пирамиды или перевернутого треуголь­ника, синий - круга, красный - острых углов, квадратов или кубов.

Более очевидна связь между цветом и эмоциями. В на­шей культуре красный цвет вызывает беспокойство и агрес­сию, желтый - усердие и рвение, синий и зеленый - спокой­ствие и безопасность.

Спектральная частота тесно связана с восприятием тем­пературы. Служащие, работая в синем помещении, жаловались на холод даже при повышении температуры в комнате. Жало­бы прекратились, когда комната бьша перекрашена в желтый цвет, и не возобновлялись при падении температуры ниже нор­мы. Уровень, при котором цвета ассоциируются с температу­рой, зависит от личной предрасположенности, и ассоциации такого рода детерминируются скорее культурально, чем гене­тически. Однако из этого не следует, что причины ассоциаций только культуральны. Кровяное давление и пульс возрастают

В свободном полете 547

при предъявлении человеку красно-фиолетового конца спект­ра, а синий цвет дает обратный эффект. Частота дыхания ста­новится выше под воздействием красного цвета. Частота спек­тра оказывает влияние также на восприятие сладости и кис­лотности.

Аудиальная частота также влияет на вкус, причем ассо­циация «вкус - специфический тон» почти идентична для всех испытуемых. Тональность влияет и на визуальное восприятие. Приведем краткий обзор междусенсорных эффектов.

1. Аудиальное стимулирование влияет на цветовое вос­приятие тогда и только тогда, когда цвета «нестабильны, рас­плывчаты и низко насыщены». Низкие тона делают цвета «тем­ней, теплей, неясней и грязней». При высоких тонах цвета обычно становятся «ярче и холоднее», они более четко очер­чены и более плотны или гладки.

2. Влияние оказывается и на оттенки цветов. Низкие тона вызывают сдвиг к красному, синему или фиолетовому, а высокие - к желтому и зеленому. Происходит и обратный эф­фект.

3. Аудиальные «биения» вызывают визуальное «мер­цание».

4. Звуки средней интенсивности вызывают уменьшение чувствительности периферийного зрения. Гипервентиляция восстанавливает чувствительность даже при сохранении пре­жнего уровня шума.

5. Ультразвуковые частоты могут усиливать периферий­ную чувствительность зрения.

6. Воздействие аудиального стимулирования на часто­ту визуального мерцания зависит от использованного цвета. От зелёного к красно-оранжевому частота мерцания умень­шается.

7. Аудиальное стимулирование увеличивает чувстви­тельность адаптированного к темноте глаза при сдвиге спект­ра в направлении к синему и зеленому, и уменьшает - при сдви­ге в направлении к красно-оранжевому.

8. Громкие звуки ослабляют способность к различению яркости.

9. Белый свет увеличивает аудиальную чувствитель­ность, отсутствие света - уменьшает. В комнате, освещенной

С. Горин. НЛП: техники россыпью

зеленым светом, аудиальная чувствительность возрастает, а в освещенной красным - убывает.

Интенсивность. В визуальной системе интенсивность понимается как «яркость», в аудиальной - как «громкость», в кинестетической - как «давление», в обонятельной и вкусо­вой - как «концентрация».

В визуальной системе темное окружение увеличивает кажущуюся яркость цвета и в то же время уменьшает его ви­димую насыщенность (чистоту). По мере увеличения свече­ния центрального плана общее визуальное поле уменьшается. Ощущение дискомфорта, вызванное яркостью света, обязано своим происхождением специфическому механизму «интен­сивность-боль». Хотя изменение яркости определенного цве­та не изменяет его видимого оттенка, различные цвета, отра­жающие равные количества отраженного света, воспринима­ются как различающиеся по яркости: цвета в середине спектра (зеленый, желтый) кажутся ярче цветов на обоих концах спек­тра (пурпурный, синий, оранжевый, красный).

В аудиальной системе взаимоотношения «интенсив­ность-частота» имеют обратный характер. Феномен заключа­ется в том, что по мере возрастания интенсивности высокоча­стотных тонов их высота воспринимается возрастающей и наоборот. Звуки громкостью около 80 децибел вызывают уменьшение сокращений желудка на 37% - этот феномен на­водит на мысль об известной «реакции страха». Пороговое ощущение «боли» возникает при звуке с интенсивностью в 120 децибел. Очень громкие звуки (до 170 Дб) вызывают также ощущения «щекотания, тепла, боли, головокружения». При использовании в качестве меняющегося параметра только ин­тенсивности кожа может локализовать источник звука почти с тем же успехом, как аудиальная система.

Увеличение давления на кожу уменьшает температур­ную чувствительность. Увеличение давления в барокамере приводит к уменьшению способности к различению цветов и уровней черного.

Чистота. В качестве этого субмодального класса пред­лагаются следующие параметры:

в визуальной системе - насыщенность, определяемая чистотой оттенка;

В свободном полете

в аудиальной системе - тембр, определяемый чисто­той формы волны;

в кинестетической системе - текстура, определяе­мая структурой кожной деформации;

в системе обоняния - аромат, определяемый чистотой характерных свойств запахов.

Объем исследований в отношении этих субмодальнос­тей явно недостаточен. Ранее упоминалось, что высокие и низкие аудиальные тона могут влиять на характеристики на­сыщенности цвета и что темное окружение уменьшает насы­щенность. В аудиальной системе тембр почти полностью иг­норировался исследователями, хотя каждый, кто слышал «Петю и Волка» Прокофьева, знает, что фрагмент темы Кота, сыгранный на кларнете, имеет совершенно другой эффект при исполнении его на флейте. В отношении кинестетической си­стемы: оценка длин сторон геометрических фигур связана с текстурой ощупываемых граней. «Гладкость» обратна «шеро­ховатости», и большинство людей предпочитает гладкие пред­меты шероховатым. Смещающий эффект последействий в ви­зуальной и кинестетической системах таков, что после каса­ний (наблюдения) куска грубой наждачной бумаги следующий кусок наждачной бумаги средней шероховатости ощущается (кажется) грубее, чем в действительности.

Размерность. В визуальной системе размерность сти­мула отражается в субмодальности «очертания» (границы, формирующей поверхность и края стимула, независимо от материала, цвета, строения и т. д.). Субмодальность, «форма» в кинестетике эквивалентна визуальному «очертанию» (не рав­на, а именно эквивалентна). По-видимому, в обонятельной, вкусовой и даже аудиальной системах эквивалента для «раз­мерности» не существует.

В визуальной системе «очертание» часто придает сти­мулу значимый контекст. Сходным образом кинестетика исхо­дит из «формы» объекта, чтобы выявить смысл испытываемо­го ощущения. Функции «очертания» и «формы» заключаются в организации других субмодальностей посредством ограни­чения области их действия и появления. Сходную функцию в аудиальной системе выполняет субмодальность «паттернинг» (организация тонов, интенсивностей и тембров в значимые контексты).

С.Горин. НЛП: техники россыпью

Размерности в визуальной и кинестетической системах достаточно эквивалентны, чтобы заменить простой визуаль­ный образ тактильным. Визуальный тестируемый объект иден­тифицируется кинестетическим эталонным объектом настоль­ко же эффективно, как и в противном случае; в обеих си­туациях проведение соответствий облегчается при последовательном, а не одновременном предъявлении стиму­лов. В пределах же одной модальности одновременное предъявление стимулов наиболее эффективно для визуальной системы, а для кинестетики одновременный и последователь­ный способы предъявления равно эффективны.

Одно из различий между визуальной и кинестетичес­кой системами состоит в том, что при определении размера стимула визуальное наблюдение имеет тенденцию к переоцен­ке, а тактильное - к недооценке. При возникновении противо­речий между ощущаемой толщиной объекта и видимой шири­ной оценка визуального восприятия значительно преобладает над кинестетической.

Это же преобладание суждений из визуальной системы над суждениями из кинестетики очевидно в случае иллюзий типа «размер-вес». При равном весе более крупные на вид объекты воспринимаются как более легкие, в обратном слу­чае получаются те же результаты. При чисто кинестетической оценке (с повязкой на глазах) испытуемые воспринимают бо­лее тяжелые шары как более крупные - эффект очень стоек и не исчезает ни в результате разуверяющих сообщений, ни в результате знания этой иллюзии.

Длительность предъявления звука оценивается как боль­шая по сравнению с той же длительностью, отображаемой световым стимулом (кроме того, излучение яркого света ка­жется более долгим, чем тусклого, при одной и той же дли­тельности). Восприятие более долгой продолжительности зву­ка по сравнению со светом устойчиво и не зависит от выбран­ных длительностей, тональностей, цвета, громкости, ширины диапазона. Аудиальные и визуальные представления взаимо­действуют так, что эквивалентные аудиальные длительности действуют как долгие якоря на противоположное ощущение. «Пустые интервалы», перемежаемые аудиальные щелчками, определялись как более долгие, чем идентичные интервалы, перемежаемые вспышками света (если не предъявлялись

В свободном полете

эталонные интервалы). Аудиально-длительностные оценки происходят перед визуальными (до них) и повышают точность последних. В аудиальной системе наличие паттерна распозна­ется задолго до того, как появляется возможность его описать; в визуальной - одновременно.

Местоположение. Независимо от того, где возникает стимул - в голове или во внешнем мире - он расположен в определенном месте, даже если его местоположение времен­но или этим местом является «все вокруг». Местоположение входит во все сенсорные системы. В визуальной системе сти­мул локализуется через установление его положения относи­тельно других одновременно наблюдаемых стимулов (причем он может быть действительно наблюдаем либо «наблюдаем» как внутренний образ).

Кинестетическое «местоположение» за точку отсчета принимает тело, в отличие от визуальной системы, где в каче­стве точек отсчета используется внешний мир. В кинестетике объекты, присоединенные к телу, как бы расширяют его гра­ницы - так, при постукивании палкой, поверхности, которых касается палка, ощущаются на ударяющем конце палки.

Наибольшее взаимодействие между визуальной и ки­нестетической системами происходит при восприятии лично­го местоположения и ориентации в пространстве. Для ориен­тации при слабых наклонах тела большинство людей полага­ется на вестибулярный аппарат, а при более сильных наклонах - на проприоцепцию. При несообразности вестибу­лярных и проприоцептивных команд (голова и тело наклоне­ны под различными углами) испытуемые для разрешения про­тиворечия пользуются визуальной системой. Движения глаз влияют на точность локализации звука - люди лучше опреде­ляют местоположение источника звука, когда они могут его увидеть. При отвлечении посторонним источником света точ­ность локализации уменьшается, а при отвлечении тактиль­ными стимулами - нет. Аудиальное перемещение может вы­зывать систематические перемещения руки, а визуальное пе­ремещение такого эффекта не дает. Резкие движения влияют на точность локализации звука (уменьшают ее).

При определении вертикального положения источников звука испытуемые указывали более высокие звуки как распо­ложенные выше, а более низкие звуки - как расположенные

С. Горин. НЛП: техники россыпью

ниже их действительного местоположения. Подобные внут-римодальные эффекты имеют место в визуальной и кинесте­тической системах. Так, яркая и совершенно прямая вертикаль­ная линия кажется таковой тогда, когда является стороной пря­моугольника. В кинестетике ощущения прикосновения холода и тепла уменьшают чувство дистанции между носом и скулой испытуемого.

Гипноз и синестезия. При работе с воображаемыми образами в состоянии транса самой легкой процедурой ока­зывается визуализация цветовых полей или очертаний. В от­вет на сильное надавливание на руку образы сокращаются в размерах или частично исчезают, цвета из низкочастотной ча­сти спектра светлеют (оранжевый переходит в желтый, крас­ный - в желтый), а цвета из высокочастотной части темнеют (кремовый и синий становятся темными). При уколе иглой в руку некоторые цвета воспринимаются как потускневшие или потемневшие, либо образы вообще исчезают.

В глубоком трансе удается удаление одной субмодаль­ности. Удаление цвета вызывает отсутствие восприятия глу­бины и равновесия, удаление яркости - отсутствие восприя­тия глубины, удаление высоты тона - неспособность к разли­чению объема и яркости.

Эти предварительные данные дают представление о том, что субмодальности действительно взаимодействуют друг с другом, причем разными способами, и что имеет смысл ис­следовать наличие универсальных паттернов синестезии.

Заключение

Системы репрезентации определяют структуру сенсор­ной информации, воспринятой сознанием, а паттерны синес­тезии наделяют последующее восприятие значимостью. Зна­чимость является результатом взаимной корреляции опытов восприятия, такие взаимные корреляции паттернируются (ста­новясь обобщением опыта) и могут быть либо произвольны­ми, либо врожденными. Определение этих паттернов имеет большое значение, поскольку: а) они являются теми строитель­ными блоками, из которых строятся все переживания; и б) спо­собы, которыми они взаимодействуют друг с другом, влияют на параметры любого опыта восприятия.

В свободном полете

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сергей Анатольевич ГОРИН

Врач-психиатр, психотерапевт. Обладатель сертифика­та А. Берка (США) по эриксонианскому гипнозу. Автор 18 пе­чатных работ на русском и английском языках, в том числе двух научно-популярных книг «А вы пробовали гипноз?», выдержавшей 6 изданий за 6 лет, и «НЛП: техники россы­пью» (2 издания). Самостоятельно, а также совместно с лабо­раторией «Ведиум» (г. Пермь) и в составе агентства «Имикор» (г. Новосибирск) консультировал ряд крупных фирм по воп­росам широкомасштабной рекламы, работы с персоналом и клиентами, работал консультантом предвыборных кампаний разного уровня. В настоящее время - частнопрактикующий психотерапевт, консультант рекламных и предвыборных кампаний; ведет исследования в области психологии пропа­ганды и рекламы, психологии политической пропаганды и рекламы, психологии религии.

Темы авторских семинаров: «Русскоязычная модель эриксонианского гипноза (для начинающих и продолжающих обучение), «Базовые навыки эриксонианского гипноза в ме­дицине», «Эффективное деловое общение», «Работа в пред­выборной и рекламной кампании».

Адрес для переписки: 663614, РОССИЯ, КРАСНОЯР­СКИЙ КРАЙ, Г. КАНСК-14, А/Я 312, С. ГОРИНУ. Иногда можно застать по контактным телефонам (391.2) 44-60-27, (391. 61) 2-42-78, но почтовый адрес надежнее.

 

Содержание

А ВЫ ПРОБОВАЛИ ГИПНОЗ?...................3

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА,

которое необходимо прочесть до приобретения книги...5

Глава 1. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГИПНОТИЗЕРА.....9

Введение (теория гипноза).....................................9

Подстройка (стенограмма семинара).....................12

Подстройка к позе................................................13

Подстройка к дыханию.........................................17

Подстройка к движениям.....................................21

Глава 2. ОСНОВЫ РЕЧИ ГИПНОТИЗЕРА..............29

Глазные сигналы доступа...............................................29

Глазные сигналы доступа, модальности внутреннего

опыта (стенограмма семинара)....................................32

Модальности внутреннего опыта................................36

Понятие о внутренних стратегиях.............................44

Резюме....................................................................46

Глава 3. НАВЕДЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГОТРАНСА

(ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ).....................................................47

Некоторые идеи эриксонианского гипноза.............47

Создание транса (стенограмма семинара)..............48

Признаки транса, гипнотические феномены...........49

Язык гипноза............................................................52

«Официальное» наведение транса............................59

Полярная реакция....................................................71

Глава 4. НАВЕДЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА

(ВТОРАЯ СТУПЕНЬ)..................................................73

Достижение предыдущего состояния транса, исполь­зование естественных трансов (стенограмма семинара).... 73

_______________________________________555

Перевод естественного сна в гипнотический..................76

Наведение через гипнотические феномены....................77

Разрыв шаблонов...........................................................79

Речевое связывание («забалтывание»)..........................83

Перегрузка...............................................................87

Подстройка к группе................................................90

Музыка в наведении транса.........................................90

Резюме...................................................................95

Глава5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕТРАНСАИМАНИПУ-

ЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ (ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ)...................96

Шесть речевых стратегий (стенограмма семинара)......96

Тройная спираль......................................................101

Истории, метафоры, притчи.................................104

Глава 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕТРАНСАИМАНИПУ-

ЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ (ВТОРАЯ СТУПЕНЬ)...........108

Техника рассеивания...........................................108

Практикум по технике рассеивания

(стенограмма семинара)...................................119

Способы выделения сообщений........................120

Феномен 25-го кадра...........................................123

Якорная техника..................................................124

Практикум по якорной технике

(стенограмма семинара)...........................................126

Рефрейминг содержания........................................137

Глава 7. САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕТЕХНИКИ

ДЛЯ РАБОТЫ С СОБОЙ.......................................146

Техника «5-4-3-2-1».............................................147

Техника поднятия руки

(стенограмма семинара)......................................147

Техника прилипающей руки.................................149

Техника сжатия кулака............................................149

Техника сведения рук..........................................152

Хорошо сформулированный результат....................154

Напутствие...........................................................161

Глава8. ПОСТСКРИПТУМ (ПОСЛЕ НАПИСАННОГО)..163 Неудача и успех (стенограмма семинара)..............163

556 С. Горин. НЛП: техники россыпью

Глубокие изменения личности.............................168

Заключительный сеанс.........................................173

НЛП: ТЕХНИКИ РОССЫПЬЮ......................177

ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................179

ВВЕДЕНИЕ,

которое можно прочесть до приобретения книги,

после приобретения книги, а можно вообще не читать... 181

ЧАСТЬ I. ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ..............185

Глава 1. ПРИТВОРЯЕМСЯ ИСКРЕННИМИ

(примечания к подстройке)....................................186

Начальные навыки (стенограмма семинара).........186

Подстройка к дыханию и движениям..................190

Подстройка к внутренним ритмам.......................192

Подстройка к интонации.....................................196

Подстройка к паре.............................................198

Уровни и дистанции общения.............................201

Глава 2. ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ..............................208

«Выходя за рамки...» (стенограмма семинара)..208

Доступ к ресурсам...........................................214

Психологический шок.......................................219

Неопределенная установка («Тайна горы Скво»)....225 Глава 3. ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЖЕНА АЛКОГОЛИКА....233 Работа с родственниками больных алкоголизмом (стенограмма лекции, прочитанной на Смоленском некоммерческом семинаре по психотерапии и

практической психологии).....................................233

Глава 4. «ВЕСЬ В ЯКОРЯХ, КАК КРЕЙСЕР...»

(якорные техники).................................................250

Вступление........................................................250

Естественные якоря................................................254

Калибровка........................................................258

Совмещение якорей............................................261

Глава 5. МЕТАФОРА ЭКСПРОМТОМ.......................269

Сухая теория из другой области.........................269

Метафора в повседневной практике

(стенограмма семинара)......................................275

Конструируем метафору.......................................279

Улучшаем метафору..............................................283

Заключительный сеанс........................................286

ЧАСТЬ П. ГИПНОЗ, ГИПНОЗ...

ХВАТЬ ТЕБЯ ЗА НОС!.......................................289

Глава 6. ЯВНАЯ ГИПНОТИЗАЦИЯ........................290

Гипнотический транс в эриксонианском гипнозе

(Стенограмма семинара)......................................290

Наведение транса через левитацию руки............292

Калибровка поведения........................................304

Гипнотическая речь..............................................306

Техники классического гипноза...............................317

Глава 7.НЕЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ГИПНОТИЗАЦИЯ.....330

Наведение транса через

кинестетическую неопределенность........................330

Визуальная неопределенность...............................337

Наведение транса через гипнотические

феномены («рычажное» наведение)............................339

Метод путаницы и разрыв шаблонов...................349

Наведение транса через

искусственные и несуществующие слова..................373

Музыка в наведении транса................................381

Глава 8. РАБОТА С ДЕПРЕССИЕЙ.......................390

Заключительный сеанс...........................................403

В СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ...................................407

ТРИ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДИСЛОВИЯ,

СКОРЕЕ К АВТОРУ, ЧЕМ К КНИГЕ..............................409

ВВЕДЕНИЕ (презентация ведущего группы на

семинаре в Смоленске, октябрь 1996 г.)...................412

ЧАСТЬ I. НЛП В РАБОТЕ С ГРУППОЙ............417

Глава 1. ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ..........418

Базовые предпосылки........................................418

Присоединение к группе....................................421

Техники «олицетворения»...................................423

ЧАСТЬ П. НЛП В РАБОТЕ С МАССАМИ............431

Глава 2. ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕКЛАМА (стенограмма фрагментов из курса лекций, прочитанного в Смоленске, Одессе, Новосибирске в 1995 - 1997 гг.)...............432

558 С.Горин. НЛП: техники россыпью

Пролог: концептуальный подход.........................432

Психоаналитически ориентированные подходы....435

Гипнотический подход..........................................439

НЛП - подход....................................................450

Здравый смысл...................................................460

Гипнотический и НЛП-подход в политической

рекламе и предвыборной пропаганде...................463

НЛП и здравый смысл

в предвыборном консультировании....................472

Напутствие.........................................................483

Литература...........................................................487

ЧАСТЬ III. ДЕТАЛИ БЫТА И РАБОТЫ..............489

Глава 3. НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧЕВОМ ИСКУССТВЕ (отредактированная стенограмма лекции, прочитанной на смоленском семинаре по психотерапии

в октябре 1996 года)..............................................490

Литература.............................................................514

Глава4.НЕОКОНЧЕННЫЕОЧЕРКИ

МУЖСКОГО ШОВИНИЗМА..................................515

Глава 5. ДО ВСТРЕЧИ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЖИЗНИ.....526

ПРИЛОЖЕНИЯ. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ............535

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.......................................553

 

 

Горин С. А.

НЛП: Техники россыпью

Компьютерная верстка Странников В. Ю.

Редактор Либман Н Б Дизайн обложки «КСП+»

Издательство «КСП+»

113054, Москва, Новокузнецкая ул, д. 33, к 2.

Тел. 951-91-09 E-mail KSPPLUS@DOL.RU.

Лицензия ЛР № 065163 от 7 мая 1997 г.

Сдано в набор 20.01.2004. Подписано в печать 20.02.04. Формат 84x108 1/32.Печать офсетная. Объем 17, 5 физ. п л.

Тираж 3 000 экз. Заказ № 483.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов иа производственно-издательском комбинате «Офсет»

660075, г. Красноярск, ул. Республики, 51

Тел. производственного отдела. (3912) 23-57-81

E-mail: pdo@pic-ofset.ru, Интернет: www.5tt.ru

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.