Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скачано с www.5tt.ru 3 страница. Хорошо помогает погружению в депрессию право­славное церковное пение






Хорошо помогает погружению в депрессию право­славное церковное пение. В общем-то, это исключение из правил музыкальной терапии; там используется только инструментальная музыка, а голос считается отвлекающим фактором. Но церковное пение действует прекрасно (и на ате­истов - тоже), особенно при психогенных депрессиях, свя­занных с реальной утратой. У меня в свое время сложилась такая фраза: «Вам не кажется, что тогда, сразу после утраты, вы что-то забыли сделать?.. Подумайте об этом сейчас...» - и я даю пациенту послушать, например, «Ныне отпущаеши». Вот послушайте (ведущий включает магнитофон).

Реплика из зала: Он вам такого навспоминает...

С. Горин: Да, конечно, я вырвал фразу из контекста, на самом деле я сначала очень четко обозначаю контекст. Мне нужно только, чтобы человек поплакал и успокоился (выклю­чает магнитофон).

Так вот, мы помогаем пациенту быстро погрузиться в достаточно глубокую депрессию - но это не все. Как только он переходит в третью фазу, фазу выхода из депрессии, мы его туда не пускаем. Мы (опять подстройкой и ведением) ра­стягиваем вторую фазу, и тогда появляется возможность того, что третья фаза будет очень короткой. То есть выход из деп­рессии будет критическим. И основной объем работы психо­терапевта приходится именно на третью фазу депрессии.

В свое время я остановился на таком варианте сеанса: независимо от того, что я буду говорить пациенту или какой метод буду применять, я сначала подстроюсь к внутреннему ритму пациента, а потом ускорю этот ритм. Были случаи, ког­да при использовании описанной схемы больные выходили из глубокой депрессии в течение одного сеанса, и всегда та­кая схема сокращала период выхода из депрессии.

НЛП: Техники россыпью

Работу с ритмами удобно опосредовать через музыку. Например, вы проводите первые беседы с депрессивным па­циентом на фоне депрессивной музыки, а в третьей фазе со­вместно прослушиваете музыку с постепенно ускоряющимся ритмом. Подходящих для работы произведений не так уж много, и то, что я вам сейчас дам послушать, отбиралось в течение нескольких лет. В подборке есть фольклорные про­изведения, обработки классических произведений. Расслабь­тесь и послушайте (включает магнитофон).

Реплика из зала: Подобных произведений достаточно много-например, «Сиртаки», «Хава нагила».

С. Горин: Знаете, там слишком много семантики. Для работы с депрессией лучше поискать что-то гораздо менее знакомое и менее насыщенное семантикой.

Еще один момент- больные маниакально-депрессив­ным психозом знают о том, что депрессии повторяются, и угнетает их не столько сама депрессия, сколько неотврати­мость ее повторения. На уровне сознания эти люди понима­ют, что за время ремиссии (или, что еще лучше, за время ги-поманиакальной фазы) они с избытком наверстают то, что было упущено за время депрессии, но это осознанное пони­мание их мало успокаивает. Здесь может помочь некое подо­бие рефрейминга содержания с неопределенными инструк­циями. Вы говорите пациенту что-то вроде: «Это состояние (депрессия) является достаточно сильным, и вы уже знаете, что оно периодически повторяется... Как по-вашему, какой полезной цели оно служит?»

Я рекомендую настоять на том, чтобы сам пациент дал вам ответ - если он этого не сделает, придется делать вам. Поиск ответа облегчают типичные конструкции НЛП: «А если бы такая полезная цель была, то какой бы она была? Приду­майте, нафантазируйте, соврите» - и т. п.

Есть несколько типичных ответов, которые дают паци­енты. Один вариант: «В этом состоянии я становлюсь более чувствительным к страданиям других людей (или вообще к любым переживаниям других людей)» - то есть польза в том, что человек становится духовно выше, чище. Другой вари­ант, более приземленный: «В этом состоянии организм дает мне отдых. Я не хочу этого отдыха, но мой организм его хо­чет. Когда приходит это состояние, я могу только лежать и

С. Горин НЛП: техники россыпью

читать - и могу осмыслить что-то важное, на что обычно не хватает времени». У меня была такая конструкция для бесед: «Может быть, это состояние дастся вам для того, чтобы вы могли осмыслить...» - и вы даете заполнить пропуск пациен­ту или заполняете его сами, ориентируясь на актуальную си­туацию пациента.

В принципе, при работе с депрессивными пациентами часто приходится быть очень директивным. Эти люди дей­ствительно забывают, что им доступно переживание чего-то другого кроме депрессии, и вам придется напоминать им об этом. Один из хрестоматийных случаев работы Милтона Эрик-сона с депрессивным пациентом является цепочкой интерес­ных директивных вмешательств.

Пациент, когда-то богатый, а ныне разорившийся че­ловек, все время плакал, совершая руками движения на уров­не груди (на себя - от себя). Эриксон сказал: «В вашей жизни были взлеты и падения» - и заставил пациента двигать рука­ми вверх-вниз. Потом он велел медперсоналу: «Дайте этому человеку в руки по куску шлифовальной бумаги и деревян­ную доску. Пусть он ее шлифует». Теперь пациент, сам того не желая, начал шлифовать дерево. Через некоторое время он заметил, что кусок дерева стал гладким и красивым, и это за­интересовало пациента. Впоследствии он стал мастером резь­бы по дереву и при выписке из больницы уже имел некоторое состояние.

И еще одна техника для работы с депрессией - через метафору. Очень хорошим, изоморфным сюжетом для состав­ления метафоры является погода и ее перемены. Обратите только внимание на вашу речь: в ходе присоединения к деп­рессии следует насытить речь шипящими, несколько акцен­тируя их. Фоносемантически звуки «ш, щ, ч, ж» придают тек­сту характеристики зловещести, суровости (работы И. Чере­пановой). В период выведения больного из депрессии в речи следует акцентировать свистящие, что придаст тексту неко­торую легкость, светлость.

Вы еще помните, какую метафору я предложил вам для погружения в депрессию? (Ведущий включает магнитофон­ную запись грустной мелодичной музыки. В начале речи ве­дущий возвращает «депрессивное» поведение и характерис­тики речи, затем постепенно увеличивает громкость речи,

HJIIJ: Техники россыпью

чаще употребляя повышающуюся интонацию и делая мими­ку и жестикуляцию более живой. Окончание речи звучит очень радостно). Давайте вернемся в ту комнату... где было темно и холодно... и была масса пугающих звуков... и было очень одиноко... И давайте подумаем о том, что время идет... и с течением времени тучи... пусть медленно, но рассеиваются... И если раньше хотелось плакать... то слезы принесли облег­чение... Вокруг нас стало светлее... и мы способны вспом­нить о том... что вокруг нас есть люди... Сначала мы просто помним об этом... а потом можем увидеть их... и мы знаем о том, что нам могут помочь... по мере того как ветер успокаи­вается... Поскольку люди могут нам помочь... в доме загора­ется свет... и мы знаем, что кто-то скоро придет... В конце концов, если кто-то приходит тогда, когда никого не ждешь... то если ждешь кого-то, он обязательно появится... И если он все-таки появится... кто это будет?..

И все, что происходит в нашем внешнем и внутреннем мире... получает простое объяснение... и вы постепенно на­чинаете понимать... что тьма рассеивается... и вам становит­ся светло и тепло... Что это за тепло?.. Откуда оно появилось?.. Стихает ветер, воздух становится спокойней... выглядывает солнце из-за туч... и звуки, которые вас раньше пугали, полу­чают простое объяснение... Ветер свистел в кронах деревь­ев... а этот звук может пугать и успокаивать... А непонятный стук в стену означал только то... (меняет интонацию на обыч­ную, «лекционную») что в соседнем с вами номере кто-то слав­но порезвился (смех в зале).

(Возвращает повышающуюся интонацию) Поблагода­рим же организм за то, что он дает нам иногда возможность испытать это прекрасное состояние, называемое... депресси­ей! (смех в зале, аплодисменты). Спасибо. Теперь, пожалуй­ста, оживите якорь на исходное состояние... Вопросы?.. Нет вопросов. Спасибо за то, что вы выбрали наш рейс. Следую­щее погружение - в мир параноика (смех в зале). Перерыв.

Заключительный сеанс

На данном этапе я боюсь, как бы у вас не началась трансовая интоксикация, поэтому я не хочу наводить транс.

С.Горин. НЛП: техники россыпью

Я попрошу вас притвориться, что вы - в трансе... и для того, чтобы у вас это лучше получилось, я включу музы­ку... достаточно неопределенную... (включает магнито­фон)... позволяющую подумать ни о чем... или думать обо всем сразу... И в то время, как вы можете анализировать мою речь... или отдыхать... или следить за моими инто­нациями... или расслабляться... или сосредоточиться на том, что вы видите, когда вы внимательно смотрите на меня... и слушаете мой голос... и одновременно с этим можете представить себе что угодно... как бы увидеть сон наяву... в котором будет приятно посмотреть на успокаи­вающий зеленый цвет... травы или леса... или увидеть го­лубой цвет неба... или водной поверхности... или увидеть любой другой цвет... который для вас связан с ощущением покоя... и спокойного наблюдения и созерцания... и по­гружения в себя...

И если вы можете все это делать с открытыми глаза­ми... то вам будет еще удобнее закрыть глаза... притво­рившись, что ваш транс стал глубже... хотя не имеет никакого значения, будет ли ваш транс глубже... или он не будет слишком глубоким... в то время как вам все легче что-то представить себе... что-то далекое во времени и пространстве... что успокаивает вас еще лучше... Если вы можете вообразить любую из картин природы... то вообра­зите и то, что вы перенеслись туда... продолжая слушать мой голос... который останется с вами в этом путеше­ствии... и там, в этой картине природы... вы нашли удоб­ное место для того... чтобы глубоко уснуть...

И когда человек засыпает... он может видеть сно­видения... И будет очень интересно... если в этом снови­дении вы увидите... какую-то новую картину... например, лес может смениться берегом водоема... или наоборот, бе­рег водоема может смениться лесом... и окажется, что и в этой новой картине... вы тоже найдете место для того, что­бы расположиться удобно... и уснуть... глубоко и спо­койно... так, как вы засыпали в детстве... когда вы верили в сказки... и очень легко могли перенестись в своем вооб­ражении... в любое из волшебных мест... например, в вол­шебный лес или замок... и там вы могли бы найти удобное место... для того, чтобы глубоко уснуть...

НЛП: Техники россыпью

 

И в этом сновидении все могло бы быть совершенно волшебным... вы могли бы услышать голоса деревьев и цве­тов... животных и птиц... и может быть, у вас бы появилось... радостное и светлое ощущение... того, что рядом с вами есть кто-то очень дружелюбный... и мудрый... Вы знаете разные типы мудрых людей... это может быть улыбающийся волшеб­ник... с длинной бородой... или это может быть пожилая доб­рая женщина... которая весь день проводит у плиты... и за­пах ванили и сахара сопровождает ее... Неважно, кого имен­но вы повстречаете... но я хочу, чтобы вы запомнили это... потому что любой из мудрых людей... может сказать вам толь­ко одно... «Вы нравитесь людям... и люди хорошо к вам от­носятся... люди ждут вас... люди ждут вашей помощи... и вы умеете делать все... что понадобится людям»...

И я не знаю, захочется ли вам... сразу проснуться пос­ле этого сна... или вам захочется перенестись в свой прежний сон... и проснуться от него... Я не знаю, хотите ли вы... про­снуться сразу от всех снов... или от каждого по очереди... И я не знаю, с каким именно ощущением... вы хотите проснуть­ся... и открыть глаза. И мне тем более интересно, как у вас получится... открыть открытые глаза... когда вы полнос­тью возвращаетесь к бодрствованию, ясности сознания, с чувством свежести и прилива сил, с новым пониманием!

В СВОБОДНОМ ПОЛЕТЕ

ТРИ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДИСЛОВИЯ

скорее к автору, чем к книге

Эриксоновских терапий, как и НЛП, в России - по край­ней мере, две, и обе эффективны.

Одна, более западная, представлена людьми, учивши­мися вживую у Дж. Зайга, Э. Росси, Б.-Э. Эриксона, Ж. Годе-на, М. Снаркса, Ж. Беччио и других сподвижников и учеников самого Эриксона.

Другая - выросшая из слухов и домыслов, из редко до­ступных книг, а, по сути - из внутренних, глубоко субъектив­ных, иллюзорных и галлюцинаторных представлений, из лич­ных мечтаний о том, что в этих книгах есть или должно быть (чаще мечталось значительно больше написанного). Все это преломлялось через работу, жизни пациентов и клиентов, уча­стников семинаров, тренингов и групп, через бесконечные разговоры с себе сильно и слабо подобными, через беспри­мерный энтузиазм конца 80 - начала 90-х. Это Хмелевский, Ковылин, Горин...

Вне зависимости от того, что написано в этой книге, автор ее, именующий себя «живым еще классиком»*, являет

*На семинаре в Смоленске я занимался, помимо прочего, практичес­кой отработкой некоторых элементов построения имиджа Все мои реплики, способные навести Вас на мысль о возникновении у меня идей собственного величия, на самом деле для меня не характерны и относятся только к приме­нявшимся техникам.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

собой и своей работой любопытное, странное, эксцентричное сочетание эриксоновского гипноза и терапии, НЛП и особен­ностей российской словесности, а также того, что «разность заветных слов с бегом души - вовсе не означает лжи...»

Милтон Эриксон мог бы открыть для себя много ново­го в том, что сегодня называется эриксоновским направлени­ем. То же самое, пожалуй, сделали бы Гриндер с Бэндлером в отношении НЛП, если бы им посчастливилось побывать на семинарах, послушать лекции и почитать книги Сергея Го­рина.

В отличие от этих несчастных, вам, читатель, сейчас, скорее всего, повезет.

КОНСТАНТИН КОВАЛЁНОК, НЛП-тренер, Co-президент Ассоциации эриксоновской терапии, гипноза и НЛП, организатор Смоленского семинара

Мы познакомились с Сергеем в Красноярске - как го­ворят в народе психотерапевтическом, «у Макарова».

Обаяние хорошего профессионала, чувство юмора (и нечувство неюмора), неоднозначность собственного отноше­ния ко всему и что-то самое главное и глубоко спрятанное -привлекали и привлекают в этом человеке.

На последнем смоленском семинаре возникли разгово­ры о душе - что такое душа! Есть ли душа вообще - и некото­рые раздражались при упоминании этого слова вслух. Соот­ношение души и техники в психотерапии - какое оно?

Продолжая тот разговор: лечение души, лечение ду­шой - все это имеет отношение к каждому из нас и к автору этой книги тоже. Потому что существует та глубоко спрятан­ная, оберегаемая и охраняемая, ранимая и прекрасная душа Сергея Горина... которой он и написал эту книгу. ИРИНА ЛЫЧАК,

студентка Вильнюсского института гуманистической и экзистенциальной психологии, организатор Смоленского семинара

В свободном полете

Приятно, когда друзья пишут книги. Ими можно гор­диться, ощущая и себя причастными к великому миру творче­ства и фантазии. Ими можно хвастаться.

Настоящий одессит-всегда немножко хвастун. И, мо­жет быть, Горина с его семинарами в Одессе сразу приняли за своего именно потому, что хвастает он блестяще, тонко, ёрни­чая и насмехаясь, грустя и философствуя. Город, в эмблеме которого присутствует якорь, не мог не стать удобной поса­дочной площадкой для парящего в свободном полете нэлпера.

Приезжайте в Одессу, и вы почувствуете, что «эриксо-нианский подход» - просто серые будни этого города. Прими­те предложение «снять угол со всеми удобствами», и разрыв шаблона вам обеспечен. А если вам удастся провести рефрей-минг по поводу этих самых «всех удобств», то вы - счастли­вый человек. Пойдите на Привоз, и по состоянию вашего ко­шелька вы поймете, как можно использовать неофициально наведенный транс. Спросите у одессита, как пройти на Дери-басовскую, и ощутите на себе действие интеллектуальной пу­таницы.

Одесситы применяют эриксонианские техники интуи­тивно, из любви к ближнему, а Сергей Горин сделал это своей профессией.

Как он это делает?

Что он делает?

Делает ли он хоть что-нибудь?

Напряженно задавая себе эти вопросы на семинарах С. Горина, вы опомнитесь именно в ту минуту, когда ведущий предложит вам «вернуться в этот день... в эту комнату... в этот город... в том темпе, который вам удобен». А спустя какое-то время вы удивляетесь тому, что уже умеете делать то, что, ка­залось, не сможете делать никогда.

С. Горин упорно называет свои семинары обучающи­ми. И как он говорит, так он прав. Однако не обманывайте себя - он не только учит, но и лечит вас. Талантливо, точно, быстро, эффективно - так же, как пишет свои книги.

От одесской психотерапевтической элиты: Н._ Кадышева, Т. Тадыка, А. Повереннова, Т. Карпяк

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Сей труд, как и прочие в жизни труды, посвящается моей жене Галине, которая стоически перенесла написание этой кни­ги вдобавок к двум предыдущим. Понима­ющий, да посочувствует...

I

ВВЕДЕНИЕ

(презентация ведущего группы на семинаре в Смоленске, октябрь 1996 г.)

Яви мне, милая Отчизна, звериный лик капитализма. Леонид Тучинский

Здравствуйте. Я - Сергей Горин, деревенский врач из Канска, Красноярский край. Сегодня я впервые за многие годы хотел не импровизировать, а провести презентацию по зара­нее составленному плану, но вы меня сразу ограничили регла­ментом. Обидно - я-то думал, что вы в первую очередь спро­сите: «Как дела, Сергей?» А я отвечу: «Ничего, жив». А вы тогда опять спросите: «Кем ты теперь работаешь?» А я отве­чу: «В последний год работал живым классиком». Вам, конеч­но, интересно станет: «А как это, работать живым классиком? Просыпаться, к примеру, рано надо?» А я отвечу: «Нет, можно вообще не просыпаться...»

В этом новом для себя имидже я и хочу провести семи­нар под названием «Нэлпер в свободном полете». Все случай­ные ассоциации с Карлсоном в свободном полете или с поле­том над гнездом кукушки я попрошу отмести, как неорганизо­ванные. Просто в последние годы у меня появились некоторые наработки по применению обыденных для нас техник, взятых из индивидуальной терапии, в работе с массовым сознанием. Можно было бы назвать семинар «НЛП вне психотерапии»,

В свободном полете

но я, будучи неисправимым романтиком, предпочел более воз­вышенное название: «полет, небо, простор...»

Жаль, что презентация идет не по плану. Если бы она шла по плану, то вы бы меня, наверняка, сейчас спросили: «Сергей, а как стать живым классиком? Предварительная процедура какова?» И я бы вам ответил: «Ничего сложного -надо: а) написать книгу; б) посадить дерево; и в) вырастить сына». Хотя насчет сложности, это как сказать - первые два пункта выполняются легко, а третий - с вероятностью 50%, это ж кто родится, того и будешь выращивать...

Но самое главное в процедуре - надо жить в Канске, и здесь вам до меня далеко. Не в том дело, что географически далеко, а просто Канск -литературная аномалия. Первая со­ветская фантастическая повесть «Страна Гонгури» В. Итина была написана и напечатана в Канске. Первый советский ро­ман, «Два мира» Г. Зазубрина тоже был написан и напечатан в Канске. Не удивительно, что первый постсоветский психоло­гический бестселлер «А вы пробовали гипноз?» был написан и напечатан - правильно, в Канске.*

У меня, как и у вас, есть определенная методологичес­кая платформа, некий общий подход ко всему (не путать с «об­щей теорией всего»), и он формулируется так: все, что мы де­лаем, нужно делать максимально просто. Ну вот, в работе с одним пациентом я старался достичь трех целей. Во-первых, если получится, надо решить проблему пациента. Во-вторых, это надо сделать максимально быстро, легко и изящно, но так, чтобы сам пациент об этой легкости не догадался, потому что есть еще и третья цель: на полном серьезе внушить пациенту пару-тройку откровенных, как теперь говорят, «приколов» на­счет сложности работы - чтобы не было скучно. С этих мето­дических позиций я пытаюсь работать и с массовым сознани­ем, но пока не все получается - в частности, потому что в роли «живого классика» я начал обожать элементы внешнего офор­мления: эпиграфы, прологи, эпилоги, «крутые» метафоры, музыкальные паузы и т. п.

*В тексте будут встречаться ссылки на мои предыдущие книги: «А вы пробовали гипноз?» и «Гипноз: техники россыпью» (в этом издании на­звание изменено на «НЛП: техники россыпью»). В ссылках название книг будет даваться аббревиатурой - соответственно «АВПГ» и «ГТР».

С. Горин НЛП: техники россыпью

Но на семинаре я постараюсь все упростить до пре­дела - еще и потому, что весь материал буду записывать на диктофон, чтобы написать свою третью книгу- Это такая ста­рая традиция - мои книги называются так же, как семинары в Смоленске.

Я вижу в ваших глазах невысказанный вопрос: «Сер­гей, а ты только пишешь или иногда что-нибудь читаешь! А если ты только пишешь, то какие у тебя творческие планы?» Отвечаю как на духу - читаю. Вот сейчас я читаю две книги, я их даже с собой захватил: томик Венедикта Ерофеева и сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане». Я даже семинар хотел сна­чала назвать «Ежик в тумане-2», но потом передумал. А твор­ческие планы - у меня давно уже возникла идея этакого фило­софского эссе о судьбах современной психотерапии; у меня и рабочее название есть - «Наклоним голову лихую!» Да, там именно вопрос, а не приказ.

И последнее. В нашей работе большое значение имеет мифология того, что мы делаем. Создавать нужные нам мифы о нас самих и о гипнозе - это, действительно, очень важно, и об этом я постараюсь хоть немного рассказать своей группе.

Да, вот еще что: в откликах на предыдущие книги я ча­сто встречал такой упрек в свой адрес - люди говорили, что мне не хватает академичности, и что разговорный язык для учебника непригоден. Но когда я попытался выяснить, что та­кое «академичность», то оказалось, что людям просто нужен в дополнение к моей книге список рекомендуемой литературы. Ну, привыкли люди, что в научных трудах после каждого сло­ва есть ссылка на источник. В этом плане обещаю исправить­ся, причем начну исправляться прямо сейчас.

«ИТАК...»

(Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожно-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. -Т.: Медицина, 1979)

(Bandler R. and Grinder J. The Structure of Magic. Cupertino, CA: Science and Behavior Books, Inc., 1975) «...Я...»

(Свядощ А. М. Неврозы. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1982)

В свободном полете

«...НАДЕЮСЬ...»

(Сексопатология: Справочник/Васильченко Г. С, Агар-кова Т. Е., Агарков С. Т. и др.; Под ред. Г. С. Васильченко. -М.: Медицина, 1990)

(Gordon D. Therapeutic Metaphors. Cupertino, CA: Meta Publications, 1978)

«...ЧТО...»

(Машковский М. Д. Лекарственные средства. В 2-х тт. -9-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1984)

«...ВЫ...»

(Справочник практического, врача/ Ю. Е. Вельтищев, Ф. И. Комаров, СМ. Навашин и др.; Под ред. А. И. Воробье­ва. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1990)

«...ПОЛУЧИТЕ...»

(Авруцкий Г. Я., Недува А. А. Лечение психически боль­ных: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1981)

«...УДОВОЛЬСТВИЕ...» (Карвасарский Б. Д. Неврозы. - 2-е изд., перераб. и доп. - Медицина, 1990)

«...ОТ...»

(Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся / Сокращ. перев. с англ. В. Котляра. - М.: Технологическая школа бизне­са, 1994)

«...ЧТЕНИЯ...»

(Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ. - К.: Госуд. библ. Украины для юношества, 1996)

«...ЭТОЙ...»

(Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосомати­ческие расстройства. -М.: Медицина, 1986)

«...КНИГИ...»

(Большая Медицинская Энциклопедия / под ред. Б. В. Петровский. - Изд. 3-е. В ^0-ти тт. - М.: Сов. Энциклопедия, 1977).

ЧАСТЫ.

НЛПВРАБОТЕС ГРУППОЙ

14 Техника роа

Глава 1.

ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Базовые предпосылки

С. Горин:...Возможно, тем, кто был на моем семинаре в Смоленске два года назад, нынешний семинар напомнит тот, который проводился под названием «Техники россыпью», по­тому что в этом семинаре тоже будет много отрывочных тех­ник.

Для того, чтобы научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам придется периодичес­ки возвращаться к навыкам работы с одним пациентом, кли­ентом, партнером. Я считаю это нужным, поскольку сам полу­чил основные навыки воздействия на людей в индивидуаль­ной терапии.

Я хочу ввести некоторые предположения, предпосылки в отношении работы с группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, «верны» они или нет... Уже здесь придется пояснить, что мировоззренческая позиция моя близ­ка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию воз­можности познания мира. Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию; ваше мировоззрение может оставаться таким же, каким оно было до сих пор (более того, мне бы хотелось, что­бы оно осталось прежним), но вместе с тем мне хочется, что­бы вы понимали, откуда берутся некоторые мои суждения.

В свободном полете

В том, что касается мировоззрения, -техники, которые вы будете изучать (или повторять), пригодны в принципе для любого мировоззрения. Помимо того, у идеалистической кар­тины мира нет никаких преимуществ перед материалистичес­кой - и наоборот, та и другая имеют право на существование -более того, та и другая существуют едва ли не со времен нача­ла истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть. Вы можете придерживаться позиции, что у человека есть душа, и с ее помощью вы проводите лечение, - а можете считать, что человек представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, ко­торые после смерти надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю).

И коли уж я начал говорить о своем мировоззрении, то попрошу отделять то, что я говорю, от меня самого. Мы мо­жем условно выделить три уровня восприятия человека: уро­вень имиджа («рабочей версии»), уровень жизненной пози­ции и уровень стержня личности.

Первый и самый поверхностный - уровень имиджа -представляет собой те внешние проявления поведения и об­лика, которые мы демонстрируем людям, желая познакомить­ся с ними. Кроме того, это - ряд ярлыков: имя, фамилия, про­фессия, адрес, социальная роль (пассажир, покупатель, участ­ник семинара); и мы хотим, чтобы люди воспринимали нас с учетом этих ярлыков.

Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он означает появление искренности в общении. На этот уровень мы пускаем друзей, близких людей, родственников, позволяя им понять, что «на самом деле» стоит за нашим имиджем, и позволяя себе раскрыться в доверительных отношениях.

Третий уровень, самый глубокий (стержень личнос­ти) - то, что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас, и мы не знали, что можем так себя вести.

Для иллюстрации - скажем, имидж (рабочая версия) таков: «Я мужу никогда не изменяю»; жизненная позиция: «Раз­ве что сильно попросят»; стержень личности: «Или самой за­хочется». Это может быть в любых вариантах, последователь­ность неважна, можно наоборот - имидж: «Если самой захо­чется»; жизненная позиция: «Или сильно попросят»; стержень: «Я мужу никогда не изменяю». Так вот, здесь, на семинаре, вы

 

С. Горин. НЛП: техники россыпью

в значительной степени будете иметь дело с моим имиджем -равно как и я с вашим.

По поводу собственного имиджа я должен сделать два обязательных предупреждения (я всех предупреждаю, не толь­ко вас): отрывочные идеи величия, которые я буду высказы­вать, действительно являются отрывочными, не систематизи­рованными; а моему незаурядному личному обаянию попро­буйте с трудом не поддаваться.

Теперь от собственной личности позвольте перейти к принципам работы. Первый и главный из них очень прост и формулируется так: «Мир — это описание мира». Все дума­ют, что это Карлос Кастанеда, а на самом деле - Людвиг Вит­генштейн, немецкий философ. Наши технологии можно часто обнаружить на страницах философских трудов - философов тоже интересует, как человек мыслит... Следствие № 1 из это­го принципа (второго пока не будет). «Правда - это то, во что верят люди». Если люди верят, что повозка не может пе­редвигаться без помощи лошади или что демократия лучше монархии, это - правда.

Таким образом, задача психотерапевта, который рабо­тает с одним человеком или группой, и задача политика, кото­рый работает с массами, - составлять искусные описания мира, искусные мифы о мире. Легче всего составлять мифы о лич­ности - для этого следует пользоваться языком индивидуаль­ного, группового или массового сознания и учитывать пять особенностей структуры мифа о боге (цит. по И. Черепановой «Дом колдуньи»):

1. Неопределенность (недосказанность) самой личности;

2. Наличие у нее чего-то особенного, отклоня­ющегося;

3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания;

4. Стремление к эмоциональной насыщенности;

5. Ориентация на «мифологическую нишу» мас­сового сознания.

Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил словосочетание «живой классик» по отношению ко мне, был я сам. Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных аудиторий и соблюдал пять вышеприведенных

В свободном полете

принципов, то мне теперь остается только повторять его. И возможно, еще при жизни я смогу прочитать в каком-нибудь букваре: «Когда был Горин маленький, с курчавой головой...» Боюсь только, что меня перепутают с Майклом Джексоном (смех в зале).

Присоединение к группе

Разумеется, работа с группой (большой группой) начи­нается с того же, что и работа с одним человеком - с создания раппорта. А создание раппорта, в свою очередь, начинается с присоединения. Но если в работе с одним человеком мы бук­вально становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения глаз, макро- и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю так, либо я сошел с ума; обычно принимается первая возможность - то при работе с группой отразить физиологию и поведение мы не можем, по­этому отражаем другие факторы: общую для нас реальность, общие ценности и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.