Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические аспекты теории обучения






Теория обучения – это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия преподавателя и учащегося (обучаемого). Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавателем учебного предмета как оптимального преподнесения учебного материала.

Психологическая теория обучения в отечественной психологии начала разрабатываться в начале 30-х годов и была впервые сформулирована Л.С. Выготским как проблема соотношения обучения и развития, где ведущая роль была признана за обучением. Обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. его психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. Те возможности и способности, которыми обладает ребенок к моменту обучения, Л.С. Выготский называет «зоной актуального развития». Способность адекватно воспринять помощь взрослого, определяющая меру этой помощи, выступает показателем потенциальных возможностей ребенка к обучению.

Теория обучения в нашей стране развивалась в тесной связи с учением о законах и закономерностях развития психики и выступает сейчас как единая теория обучения и развития.

Обучение и развитие тесно взаимосвязаны. «Развитие возможно лишь в том случае, если происходит учение и научение, и лишь пока человек хоть чему-нибудь учится, он развивается. Вне учения нет развития, учение (а, следовательно, и обучение) есть форма развития». (Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.). Конечно, обучение и развитие не совпадают. Обучение – это взаимодействие преподавателя с учащимся, а развитие означает существенное изменение только того, кто занят учебной деятельностью.

Известны воззрения Ж. Пиаже, считавшего, что развитие психики идет постепенно, по мере возрастного биологического развития организма ребенка, и интеллектуальные возможности соответствуют уровню актуального возрастного развития психики. Обучение (его успешность) зависит от естественного уровня детского развития. Точка зрения Ж. Пиаже может быть интерпретирована как «параллелистская», когда процессы развития и обучения рассматриваются как независимые друг от друга. Неспособность ребенка решить ту или иную интеллектуальную задачу он объясняет недостаточностью уровня развития мышления в данном возрасте (хотя, возможно, ребенку не хватает некоторых знаний, которые может дать обучение). Итак, Ж. Пиаже рассматривает развитие в отрыве от обучения.

Другая точка зрения (Э. Торндайк и его последователи) отождествляет развитие с обучением. Они утверждают, что обучение и научение представляют собой то, что другие называют развитием психики, то есть развитие равняется обучению. Согласно теории развивающего обучения, развитие – это не простое прибавление знаний и умений, а особый процесс изменения всей личности. Правда, происходит он благодаря этому «прибавлению».

Связь методики преподавания психологии с педагогикой

Методика преподавания психологии относится к числу педагогических дисциплин, исследующих закономерности обучения.

Педагогика включает в себя 2 раздела:

1. Дидактика – теория обучения,

2. Теория воспитания.

Основные задачи дидактики:

· Разработка проблем: чему учить и как учить.

· Разработка проблем: когда, где, кого и зачем учить.

Основные категории дидактики:

· Преподавание – это деятельность тех, кто обучает.

· Учение – деятельность тех, кто обучается.

· Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Это преподавание и учение, взятые вместе. Обучение выполняет 3 функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

· Образование – это результат обучения. Это система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Другие, известные Вам, категории дидактики:

· знания – совокупность представлений, понятий, идей, теорий, в которых выражается теоретическое овладение предметом

· умения – совокупность приемов, способов действий

· навыки – автоматизированные способы действий, закрепившиеся в результате упражнений

· цель – то, к чему стремится обучение

· содержание (обучения, образования) – это система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения

· средства – предметная поддержка обучения

· метод – путь достижения цели и задач обучения

· результаты – это следствие учебного процесса

· форма – способ существования учебного процесса

· организация – упорядочение дидактического процесса

По ширине охвата изучаемой действительности дидактика делится:

А) на общую,

Б) и частную, к которой относится и методика преподавания психологии, так как изучает закономерности протекания учебного процесса, содержание, формы и методы преподавания учебного предмета.

Классификация методов обучения в педагогике характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Методы показывают, как действует педагог и как действует обучаемый.

По доминирующим средствам методы подразделяют на словесные, наглядные и практические. В зависимости от основных дидактических задач выделяют: 1) методы приобретения новых знаний; 2) ме­тоды формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Сюда же включают методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.