Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классическая транспортная задача и ее модификации






 

Если требуется решение вопросов о выборе схемы прикрепления поставщиков и потребителей продукции, используются модели транспортного типа. Классическая транспортная задача заключается в планировании прикрепления поставщиков к потребителям продукции и формулируется следующим образом: однородный продукт, находящийся в m пунктах производства в количестве Р1, Р2,...Рm, требуется доставить в n пунктов потребления. Потребность продукции в этих пунктах равна S1, S2,...Sn.

Экономико-математическая модель задач транспортного типа:

целевая функция - затраты на перевозку продукта должны быть минимальными:

(5.1)

 

Ограничения.

1. Вся продукция из предприятий поставщиков отправляется потребителям:

(5.2)

 

2.Все потребители обеспечены продукцией:

 

(5.3)

 

3. Мощность поставщиков равна потребности в продукции (условие закрытости):

(5.4)

 

Модификации транспортной задачи позволяют учитывать особенности различных хозяйственных условий, а именно:

1. Запрет каких-либо перевозок.

Если между поставщиками и потребителями продукции не существует маршрутов (связей) или ими нельзя пользоваться, можно задать стоимость перевозки сij, намного превышающую стоимость остальных перевозок (например, 99999).

2. Ограниченность пропускных способностей коммуникаций.

Это условие учитывается введением ограничений лимитирующих наибольшее значение объема перевозки по конкретному маршруту:

 

(5.5.)

 

где dij - пропускная способность транспортной линии.

3. Нарушение условия равенства производства и потребления (открытая транспортная задача).

Если не вся продукция нужна потребителям, т.е. то ограничение на продукцию, отправляемую из пунктов производства, принимает вид:

(5.6)

Транспортная задача сводится к классическому виду путем введения фиктивного потребителя S m+1 с потребностью

 

(5.7)

 

В целевой функции должны учитываться затраты, связанные с хранением и с потерей излишней продукции в каждом пункте производства.

Если суммарный объем производства меньше суммарного объема потребления, необходимо учитывать не только транспортные расходы, но и ущерб от недопоставок. В этой задаче

 

(5.8)

 

и ограничения на продукцию, поступающую в каждый пункт потребления, будут:

(5.9)

 

Этот случай также сводится к классической транспортной задаче путем введения фиктивного поставщика с объемом производства

 

(5.10)

 

Пример решения задачи по планированию перевозок. Практическое задание 3

Задача по планированию перевозок формулируется следующим образом: необходимо составить план транспортирования строительных материалов, минимизирующий затраты на перевозки и издержки, связанные с тем, что часть продукции остается у поставщиков.

Исходные данные представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 - Исходные данные для расчета

Потребители Поставщики Потребность в материалах
База №1 База №2 База №3
Объект № 1        
Объект № 2        
Объект № 3        
Объект № 4        
Мощности поставщиков, т        

 

В соответствующих клетках таблицы задана стоимость перевозок 1 тонны груза от поставщиков к потребителям - сij, тыс.р. за 1 тонну. Потери, связанные с хранением продукции у поставщиков составляют: 5, 7, и 4 тыс. р. за 1 тонну для базы N 1, 2 и 3 соответственно.

Так как суммарная мощность поставщиков равна суммарной потребности потребителей, задача является закрытой.

Решим задачу с использованием программы симплекс-метода. Размерность задачи составляет переменных.

Симплекс-матрица представлена на рис. 5.1.

Необходимо представить симплекс-матрицу в виде формул.

 

Рис. 5.1 – Симплекс-матрица транспортной задачи

Решение задачи в системе электронных таблиц EXCEL осуществляется с помощью пункта меню «Сервис», «Поиск решения».

Рис.5.2 – Диалоговое окно «Поиск решения»

Таблица 5.3 - Результаты решения

Номер строки Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 X8 Х9 Х10 Х11 Х12 Правая часть ограничения
F                          
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

По результатам расчета можно сделать следующие выводы. Возможная минимальная стоимость всех перевозок составит 6840 руб.

 

При этом на объект N 1 продукция доставляется с базы N 3 в объеме 100 тонн; на объект N 2 - с базы N 2 в объеме 120 тонн; на объект N 3 - с базы N 2 в объеме 100 тонн и с базы N 3 в объеме 100 тонн; на объект N 4 - с базы N 1 в объеме 210 тонн и с базы N 4 в объеме 120 тонн.

Данные для проведения расчетов эффективности перевозок по вариантам представлены в Приложении 5.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.