Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактор времени.






- в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;

-в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно;

- в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

66 Рыночное равновесие. Анализ рыночного равновесия. «Паутинообразная» модель, 7. Механизм установления рыночного равновесия в модели Л.Вальраса, А.Маршалла.

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на график

 

 

 

 

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

 

 

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

 

 

 

8 Анализ нарушений рыночного равновесия: введение потоварного налога.

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных» налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q1.

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P+, Р-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р+окажется выше первоначальной Р1. Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р- окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+E2СР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» ложится на покупателей.

Рис. 6.13 Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами

 

Если нетоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае, в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 6.15, а. Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р+ - Р1) возлагается на покупателей и меньшая часть (Р1 – Р-) – на производителей.

Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

 

Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения

 

Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения

 

9Анализ нарушений рыночного равновесия: введение потоварной дотации.

 

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций (рис. 6.17).

Дотация – это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

 

 

Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем

 

Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена – Р1.

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+. Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, – площадь прямоугольника P-P+KE2.

Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

 

10 Анализ нарушений рыночного равновесия: установление пределов цен и в производстве.

 

Спрос и предложение в условиях плановой экономики.Вмеша­тельство государства в рыночное ценообразование — потолок цен и низший уровень цены.

В условиях огосударствления экономики рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения не действует. Поэтому совершенно иное состояние рынка имело место в нашей стране и в бывших социалистических странах. Рынок был деформирован государственной системой распреде­ления, дополнявшейся бартерным обменом и «черным рынком».

Поведение производителей не определялось рынком, а регла­ментировалось преимущественно государственными органами. В государственной экономике нет жесткой связи межу ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства обычно осуществлялось без учета цен и перспектив спроса. Го­сударственные органы централизованно решали, что, как, в ка­ком объеме производить. Таким образом, государство брало на себя функции рынка.

В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара влечет за собой увеличение объема спроса. Но совсем по-другому ведет себя предложение, объем которого определяет­ся не рынком, а плановыми органами. Величина предложения здесь остается неизменной независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предло­жения — в командной экономике она является вертикальной, а при рыночной — отлогой. При государственной системе распре­деления, при ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления, как показал опыт нашей страны, оказалась неспособной своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток про­дукции, то ее дефицит. Эти и другие недостатки административ­но-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка.

Избыток или дефицит продукции может возникнуть не толь­ко в условиях плановой экономики, но и в условиях смешанной экономики, базирующейся на рыночном механизме. Дефицит или излишки продукции могут быть порождены вмешательством государства в процессы рыночного ценообразования. Подобная ситуация возникает, если правительство вводит так называемые потолок цен и низший уровень цены на ту или иную продукцию.

Потолок цены — установленная на законных основаниях максимальная цена на товар или услугу. Потолки цен обычно фиксируются на уровне ниже равновесного уровня цены. Они применяются при проведении социальной политики. Чаще всего речь идет о товарах первой необходимости. При таких обстоя­тельствах на рынке возникает дефицит. Предположим, что в силу объективных причин сократилось предложение некоторого продовольственного товара при стабильном спросе на него. В условиях невмешательства государства в рыночный механизм такие изменения в предложении повлекут за собой рост рыноч­ной цены товара. Допустим, что правительство по причинам по­литического и социального порядка устанавливает потолок цены на данное благо, что приводит к появлению дефицита в размере (Q2- Q1). Наличие дефицита будет давить на цену, вести к разбалансировке и развалу рынка, развитию теневого рынка. Выход из этого положения может быть в рационализации предложения на рынке рассматриваемого товара.

 

На рисунке Р0 — равновесная цена; Р1 — низший уровень цены; Р2 — потолок цены.

Низший уровень (предел) цены — минимальная цена, установ­ленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции, равными по величине (Q4 - Q3).

В условиях государственного вмешательства в процесс уста­новления цены рынок не в состоянии на основе автоматическо­го механизма регуляции решить эту проблему. Порождая таким образом проблему излишков продукции, государство берет на себя и ее решение во избежание кризиса перепроизводства в экономике. И именно государство скупает эти излишки. Обычно низший уровень цены вводится государством для поддержания отдельных производителей или для стимулирования производст­ва отдельных видов товаров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.