Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круг практик






Следующий принцип касается порядка использования основных практик. Мы хотим предложить универсальную структуру практик, которая позволяет любому человеку решать жизненные проблемы и развиваться самостоятельно, не опираясь на какую-либо традицию, какого-либо учителя или консультантов. Мы исходим из гипотезы о том, что опора и ведущие подсказки (знаки внешнего мира) содержатся прямо в событийном потоке, принадлежащем данному человеку, и потому не могут быть предложены внешним консультантом, если только он не является просветленным учителем.

Будем помнить, что каузальный план (событийный поток) находится выше ментального, т.е. достаточно близко к миссии, которая является источником глубинного знания о том, как данному человеку следует развиваться и жить. Таким образом, событийный поток содержит более тонкое знание, чем любые ментальные конструкции, и это самый адекватный источник знания о миссии (из доступных человеку, не укорененному в традиции). Заметим, что восприятие событий есть более легкое занятие, чем осознание буддхиального плана непосредственно, и доступно почти каждому. Осознавать же напрямую глубинные мотивы и ценности, составляющие содержание буддхиального тела, под силу только человеку, прошедшему достаточно длительную подготовку в рамках практик, касающихся более плотных тел, – по крайней мере, так считается в традиции и современной психологии.

Упомянутая выше универсальная структура практик («круг практик») позволяет естественным образом встроить практики в обыденную жизнь и сделать каждую из них максимально эффективной. Эта последовательность отражает собой глубинную архетипическую структуру, которая присутствует в различных духовных традициях. В данном подходе выбрано описание этой структуры, связанное с троичным архетипом (творение – осуществление – разрушение, или возникновение – зрелость – разрушение, или, в индийской традиции – саттва – тамас – раджас). Соответственно, «круг практик» состоит из трех порождающих друг друга элементов, которые можно условно назвать, используя фрагменты терминологии толтекского мифа: выслеживание себя, трансформация картины мира и личной истории и неделание. Третья из них соответствует архетипу творения, а первая и вторая – архетипам осуществления и растворения соответственно. В практике неделания создается новое, более адекватное, поведение, которое затем снова должно выслеживаться. Если новое поведение удовлетворяет всем необходимым критериям, то проблема считается решенной. Если же нет, то практикующий переходит во второй круг тех же самых практик, снова выслеживает, трансформирует то, что его не устраивает, затем снова идет в реальный контекст и т.д. Как правило, после двух-трех добросовестно пройденных кругов любая проблема оказывается полностью решенной.

Тонкие тела и практика выслеживания себя

Практика выслеживания себя обсуждалась выше; в ее основе лежит навык осознания тончайших телесных сигналов, понимаемых как внутреннее отражение знаков внешнего мира. Цель выслеживания – найти искаженный фрагмент картины мира и связанный с этим ошибочный поступок, а также множество событий личной истории (объединенных одинаковыми ощущениями и эмоциональным переживанием), в которых формировался этот искаженный фрагмент. Важно подчеркнуть, что практика выслеживания используется непосредственно в реальном событийном контексте (и – в меньшей степени – за его пределами), и это требует определенной тренированности.

В традиции эта практика восходит к искусству охоты, однако охотники выслеживали не только животных, но и другие силы, действующие в их реальности: там фигурировали духи пустыни, источников, деревьев и т.п., влияющие на волю человека. Если перейти в контекст, в котором мы живем, стоит говорить о выслеживании враждебных сил, которые заставляют нас действовать неадекватно, – либо сил дружественных, которые помогают нам достигать успеха. Современный городской житель может выслеживать проблемы, привычки, стереотипы неудачи или болезни – или наоборот, стереотипы эффективности и удачи.

 

Вторая практика – это трансформация выслеженных негативных стереотипов. Данная практика позволяет превратить переживание любого тупика в энергию для новых активных действий и создания новых, эффективных стереотипов.

Эта практика включает разнообразные практики трансформации энергии, вложенной в различные эпизоды личной истории, убеждения и глубинные страхи (в т.ч. трансперсональные). Другими словами, она осуществляет возврат «замороженных» еще в раннем детстве внутренних ресурсов. Эти практики обычно выполняются за пределами событийного контекста, в спокойной обстановке (в традиции – во время молитвы или медитации и некоторых ритуалов). В толтекском мифе примерами таких практик являются практики перепросмотра и стирания личной истории.

Практику неделания можно буквально определить как прекращение делания того, что человек делает обычно; в этом случае он начинает делать что-то другое, постепенно создавая новую картину мира и новые стереотипы поведения. Эта практика выполняется в событийном потоке, при повторении проблемного контекста. В ЭТРО практике неделания предшествует дополнительный шаг – трансформация линий напряжения – особых стереотипов реагирования, проходящих через всю личную историю и превращающих предстоящее событие в стресс. Только при этом условии практика неделания становится настоящим творчеством: каждый акт неделания рождается непременно в результате внезапного (не всегда осознанного) импульса или в момент озарения. В итоге практикующий обретает способность находить уникальное решение или поведение в любой ситуации, поэтому упомянутый выше круг практик может рассматриваться как пошаговая структура процесса творчества. С помощью круга практик можно двигаться от события к событию, постоянно меняя себя и используя посланные судьбой трудности и испытания как точные указания на характер требуемых изменений и реальную опору для них.

Рассмотрим пример. Допустим, обнаружена и выслежена конкретная жизненная проблема. Это может быть страх публичного выступления, трудность в принятии решения, частые обострения болезни и т.д. Затем в процессе энергетических практик трансформируется связанный с ней неэффективный стереотип, проложивший стандартный путь в стандартный тупик (после выслеживания уже понятно, какой именно). Тем самым возвращена вытесненная энергия и достигнута готовность к новому событию данного типа. В таком событии присутствуют примерно те же (или такие же), как и в прежних проблемных эпизодах, люди и обстоятельства. Именно в таком событии практикуется неделание. После пройденной подготовки (трансформации прежнего стереотипа) практикующий приобретает новое состояние и новый взгляд на ситуацию. Теперь он непременно будет делать то, что неожиданно для всех – в том числе для него самого, проявляя максимально доступный на сегодняшний день уровень спонтанности и находчивости. Круг практик позволяет сделать такие явления закономерными, постоянно присутствующими в жизни. Важно, что для освоения и использования круга практик необходимо активное участие в жизненных битвах, чреватых страданием, – т.е. в бизнесе, социальных или семейных проектах. Решение деловых, личных и духовных задач, таким образом, объединяется, что дает практикующему возможность достигать максимального уровня целостности и личной силы.

 

 

3. Тонкие тела и практика выслеживания себя

 

Все проблемы, с которыми встречается человек, могут классифицироваться в рамках этой модели, т.е. каждая из проблем относится к одному из его тонких тел. Например, болезнь и ее симптомы относятся к физическому и эфирному телам, эмоциональные конфликты и негативные эмоции есть проблема астрального тела, жесткие позиции, ограничивающие убеждения и негативные мысли, – ментального, проблемы бизнеса, тактических выборов, взаимодействий с людьми и с миром, ошибочные поведенческие стереотипы – каузального, проблемы стратегических выборов, глубинные внутренние расколы и конфликты, неосознаваемые страхи и некоторые негативные трансперсональные переживания – буддхиального и атманического.

В следующих главах все перечисленные проблемы будут рассматриваться как продукты распада энергии Ци разных тонких тел. Такой распад энергии Ци закладывается еще в процессе рождения; затем продукты распада эволюционируют, в процессе социальной адаптации опускаясь в плотный план и формируя характер и сценарийные предпочтения человека, а также его заболевания.

Как уже сказано, для каждого из тонких тел в данном подходе разработана особая практика трансформации энергии, позволяющая полностью интегрировать продукты распада и, следовательно, решать проблемы данного уровня.

При этом одна из практик – практика выслеживания себя – занимает выделенное положение, т.к. используется во всех случаях. Она не связана напрямую с трансформацией энергии; ее роль состоит в восстановлении синхронности медитаций разных тонких тел. Обычно в ситуации стресса человек оказывается разбалансированным: эмоционально переживает одно (астральное тело), думает другое (ментальное тело), делает третье (каузальное тело), мечтает о четвертом (буддхиальное тело).

Многие годами живут в таком состоянии, однако в норме между разными тонкими планами должна существовать определенная согласованность, т.к. каждый из объектов данного тонкого плана порождает свои (более грубые) копии во всех нижележащих (более плотных) телах. Любая проблема, будучи повреждением одного из тонких тел, сразу или постепенно приводит (через создание более тонких и более плотных копий) к повреждению всех остальных, хотя осознается, как правило, только в одном.

Здесь и применяется практика выслеживания. Она позволяет осознать, как данная проблема, чем бы она ни являлась, представлена на всех тонких планах.

В частности (сверху вниз): любое событие порождает определенные мыслеформы и соответствующее эмоциональное переживание, затем телесное ощущение и, наконец, движение физического тела. Если поступок был неадекватным, то эмоциональное переживание негативно, а в теле появляется набор дискомфортных ощущений.

Наоборот (снизу вверх): если осознание проблемы начинается с обнаружения дискомфорта в теле или симптома болезни, то используя особые технические приемы, всегда можно восстановить неадекватные эмоции, мысли, действия или глубинные расколы, которые привели к этому дискомфорту или обострению симптоматики.

Практика выслеживания представляет собой набор технических приемов, позволяющих в любой конкретной ситуации полностью осознать наличие синхронных процессов в разных тонких телах.

Дополнительная разновидность этой практики – выслеживание себя в личной истории.

Здесь подразумевается, что любая проблема и ее представленность на всех тонких планах формируется в течение длительного периода «тренировок», в которых происходит закрепление некоторого стереотипа (раскола энергии Ци), проявляющегося в виде внешней проблемы.

Как уже упоминалось, такие расколы могут закладываться на самых ранних этапах личной эволюции, порождая характерные поведенческие стереотипы. В определенный период они могут быть спасительными для человека. Дальнейшая «тренировка» этих стереотипов превращает их в ограничения, которые могут восприниматься как объективные (внешние) трудности.

Целью выслеживания в личной истории является выяснение основных стрессовых моментов жизни, в которых формировались эти стереотипы; специальные технические приемы выслеживания часто позволяют восстановить цепочку таких моментов не только до самого раннего детства, но и до пренатального периода и более глубоких трансперсональных слоев.

Термин «выслеживание» подчеркивает отличие этой практики от общепринятого анализа.Анализ – это горизонтальная ментальная медитация, основанная на причинно-следственных связях в рамках некоторой аксиоматики, обычно неосознаваемой. Выслеживание же основано на чувствовании и является частью системного подхода, где нет причинно-следственных связей (все связи организованы круговым образом) и не может быть заданной аксиоматики. Такое выслеживание – это осознание человеком всего комплекса тонких тел и чувствование вертикальных цепочек, имеющих начало и конец в одном теле, т.е. замкнутых круговым образом. Например, цепочка от физического тела к каузальному и назад к физическому: дискомфортное ощущение (стресс) – негативная эмоция – ошибочный выбор – поступок или событие – ошибочный вывод – новая негативная эмоция – симптом болезни. Между звеньями этой цепочки могут проживаться разные временные интервалы – минуты, часы, дни и даже более продолжительные периоды.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.