Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации






цифическая особенность гражданско-правовой статистики, от­граничивающая ее от статистики экономической и демографи­ческой и от всех иных отраслей социально-экономической ста­тистики.

Содержание гражданско-правовой статистики обусловлено содержанием гражданского материального и процессуального права. Гражданско-правовая статистика дает количественную ха­рактеристику тем явлениям, качественные особенности которых изучает гражданское право, регулирует гражданский кодекс.

Известно, что ч. I ГК РФ действует в целом с 1 января 1995 г. Часть II ГК вступила в силу с 1 марта 1996 г. С этого вре­мени I и II части Кодекса применяются как единый Гражданский кодекс. Он устанавливает стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развивать­ся не может. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, не­прикосновенности всех форм собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в част­ные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интел­лектуальной собственности), регулирует договорные и иные обя­зательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенст­ве, автономии воли и имущественной самостоятельности их уча­стников. Участниками регулируемых гражданским законодатель­ством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Рос­сийской Федерации и муниципальные образования1.

Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям, — их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Заметим, что практически гражданско-правовая стати-

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

1 О новом Гражданском кодексе России и его применении см.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и II. Со вступительной статьей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора В.Ф. Яковлева. М.. 1996.

стика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельнос­ти суда и арбитража по разбирательству и разрешению граждан­ско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии граждан­ского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском.

Итак, конкретными объектами гражданско-правовой статисти­ки являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское дело); 2) сто­роны в гражданском процессе (истец и ответчик); 3) судебное ре­шение.

В показателях гражданско-правовой статистики находят отра­жение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитыва­ет виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитра­жем, — брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам граждан­ского права. Значительным числом показателей гражданско-пра­вовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотноше­ния (то, на что направлены права и обязанности субъектов пра­воотношения).

Одним из постоянных объектов ее статистического наблюде­ния являются денежные поступления в бюджет, полученные в ре­зультате деятельности судов и других учреждений юстиции (поми­мо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частно­сти, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лише­ния свободы, взысканные судами штрафы, государственная по­шлина и судебные издержки.

В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о пра­ве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, кото­рые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в фор­ме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или су­дебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в опре­деленном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

3. Объектами административно-правовой статистики явля­ются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, все формы соб164 Глава W. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

ственности, права и свободы граждан, на установленный поря­док управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законода­тельством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР);

б) лица, совершившие административные правонарушения, до­стигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возрас­та, если они были вменяемы и не действовали в состоянии край­ней необходимости или необходимой обороны (ст. 13, 18—20 КоАП РСФСР);

в) меры административной ответственности— административ­ные взыскания, применяемые за совершение административных пра­вонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР).

Основные виды административных взысканий: предупрежде­ние, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Ад­министративный арест на срок до 15 суток может быть применен лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонаруше­ний. Эта мера, так же как исправительные работы, может быть на­значена только районным (городским) судом (судьей).

Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается федеральным законом.

Из числа правоохранительных органов дела об административ­ных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой по­лиции, таможни.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдель­ных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения — неделимый составной элемент изучае­мой совокупности, признаки которого регистрируются в про­цессе статистического наблюдения. Иными словами, единица на­блюдения (иногда ее называют единицей совокупности) — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблю­дении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населе­ния все проживающие в стране люди — это статистическая сово­купность, а каждый отдельный человек — единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и от-

Т

§ 2. Программно-методо логические вопросы статистического наблюдения

дельная семья. В правовой статистике такими единицами являют­ся преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация о единицах наблюдения. В уго­ловно-правовой статистике, например, такими источниками яв­ляются: отделение милиции, городские (районные) органы вну­тренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитывают­ся изучаемые статистикой социально-правовые явления. Соглас­но теории уголовно-правовой статистики, преступность измеря­ется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда заре­гистрированная преступность — это данные как о фактах преступ­лений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда раз­личаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь — декабрь 1997 г. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке по­добной картины необходимо помнить, что статистика зарегист­рированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве об­виняемых. Поэтому при сравнении зарегистрированной преступ­ности одновременно по фактам и лицам целесообразно учитывать данные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают след­ствием распространенности групповой преступности, а также со­вершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, в 1997 г. из общего числа выявленных лиц совершили преступле­ния: в группе'— 446 708, в том числе организованной или в составе преступного общества — 16 100.

По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не может быть уголовное дело (следственное или су­дебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в про­изводстве), именуемое иногда в правоохранительной практике еди­ницей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обусловливают­ся целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, на166 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

пример определение объема проделанной работы, то же уголов­ное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.

Очень важным вопросом является разработка программы ста­тистического наблюдения. Любое явление, в частности преступ­ление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак — это конкретное свойство, качество, от­личительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются сущест­венными, основными для характеристики объекта, исходя из це­ли исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснован­ный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследу­емой единице наблюдения). В программу наблюдения включают­ся такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее прак­тическое и теоретическое значение и являются наиболее сущест­венными для данного объекта. Содержание программы определя­ется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистиче­ского исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правиль­но с научных позиций составленная программа и строго достовер­ные данные— это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в опреде­ленных показателях весь ход реализации государственных мер со­циального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, ди­намику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ — теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных зако­ном действий государственных органов по социальному контро­лю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ на­блюдения) являются действующие на территории Российской

Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-ис­полнительное законодательство, а также различного рода норма­тивные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики — характеристика преступности и процесс ре­ализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие сво­ими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, ди­намику, причины и условия, способствующие совершению преступ­лений, а также личность преступника; 2) систему виктимологиче-ских показателей и других общественно опасных последствий пре­ступности^) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) детельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике долж­на быть подразделена на две части, характеризующие своими по­казателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находя­щихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и ди­намику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчи­ков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвя­занных показателей и признаков получает наиболее полное выра­жение в действующей отчетности, составляемой на основе пер­вичных документов, поэтому мы рассмотрим подробно ее при оз­накомлении с отчетностью в правоохранительных органах.

К программе статистического наблюдения предъявляются оп­ределенные требования. Так, вопросы программы должны отра­жать существенные признаки, непосредственно характеризую­щие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный по­рядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получе­ние достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу на­блюдения целесообразно включать вопросы контрольного харак­тера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволя­ют создавать такие программы статистического наблюдения, ко­торые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых со168 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичн ой инф ормации

§ 3. Организацио нные вопросы статистического наблюдения

вокупностей.Это широко практикуется и при проведении крими­нологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специаль­ном бланке — статистическом формуляре.

Статистический формуляр — это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляровиндивидуальную (кар­точную) и списочную. При индивидуальной системе каждая кар­точка-формуляр предназначается для регистрации одной едини­цы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются це­ли и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, пере­писные листы) и инструкция по его заполнению составляют ин­струментарий статистического наблюдения. В настоящее время по­лучают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ'.

Собранные в результате данные проходят контроль и преобра­зуются в форму, воспринимаемую современной техникой, перено­сятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие опе­рации при формировании больших массивов баз статистических дан­ных, используются новые технологии и документы. Так, данные по­следних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков объектов статистического наблю­дения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокура­туры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным обра­зом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения стра­ны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей стра-

' См.: Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н.Полевого; канд. юрид. наук В.Крылова. М., 1994.

ны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистра­ции преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике оп­ределяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регист­рации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, — по моменту утверждения проку­рором обвинительного заключения.

Организационные вопросы статистического наблюдения

Правильное и своевременное решение широкого спектра ор­ганизационных вопросов наряду с тщательной методологичес­кой подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения.

Напомним, что к организационным вопросам статистическо­го наблюдения относятся — выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассыл­ка документов первичного учета и форм статистической отчетно­сти, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связан­ные с проведением статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статисти­ческую отчетность; специально организованное наблюдение; ре­гистры и мониторинг.

Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или стати­стические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период.

170 Глава IV. Статистическое наблюдение - осно вной метод сбора первичной информации

§ 3. Орг анизационные вопросы статистического наблюдения

Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имуще­ственном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности^ составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналити­ческого учета бухгалтерскую отчетность'.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Различают общегосударственную и внутриведомственную от­четность.

Общегосударственная отчетность обязательна для предприя­тий и организаций всех форм собственности и представляется в ор­ганы государственной статистики!

Внутриведомственная отчетность используется министерства­ми и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы ста­тистической отчетности утверждаются Госкомстатом России. От­четность по формам, не утвержденным в установленном поряд­ке, является незаконной («дикой») и подлежит отмене.

Утвержденная форма статистической отчетности содержит следующие обязательные реквизиты: ъ) номер формы и дату ее ут­верждения; б) название формы; в) отчетный период и дату пред­ставления отчетности; г) адреса, в которые должна представ­ляться отчетность; д) наименование и адрес отчитывающейся ор­ганизации, предприятия, учреждения; е) должности лиц, обязан­ных подписать отчет и ответственных за его составление.

Система отчетности и объем ее показателей определяются пе­речнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом Рос­сии. Табель представляет собой список действующих форм опера­тивно-статистической отчетности.

В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государствен­ной статистической отчетности, которая поступает в отделы ста­тистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подраз-

' См.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369.

деления) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Мин­юста России.

По способам представления сведений отчетность бывает теле­графной, телетайпной и почтовой, по содержанию — типовой и спе­циализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализирован­ной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от осо­бенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Данные статистической отчетности могут служить эффектив­ным средством управления социальными процессами, в том чис­ле и в области реализации государственных мер социального кон­троля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:

— отчетные данные должны быть достоверными, полными, точ­ными и своевременными; при этом стремление к достижению пол­ноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработ­ку данных;

— данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. едино­образны по своим качественным признакам (программе наблю­дения) и отрезкам времени.

Специально организованное статистическое обследование (как вто­рая форма наблюдения) в правовой статистике используется ре­же. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показате­ли, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступ­ностью может возникнуть необходимость изучить участие сотруд­ников органов внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел про­водятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более де­тально ознакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.

Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись — это 172 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистиче­ского наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наибо­лее известны переписи населения. Перепись населения страны в це­лом — одно из наиболее крупных и сложных мероприятий тако­го рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования цар­ской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.). Всероссийской переписи постсоветского периода еще не проводилось.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 ап­реля 1994 г. Всероссийская перепись населения будет проводить­ся в 1999 г: Период ее проведения — с 16 по 23 февраля (вклю­чительно). Критическим моментом, или моментом счета населе­ния, устанавливается 12 часов ночи с 15 по 16 февраля, т.е. счет населения проводится на ноль часов 16 февраля (с понедельни­ка на вторник). Как и предыдущая перепись (1989 г.), программа переписи сочетает сплошное и выборочное наблюдение.

Для отработки организационных и методологических вопросов предстоящей переписи, технологического процесса обработки ма­териалов с применением сканирующих устройств в ноябре 1996 г.— марте 1997 г. в четырех районах (Рыбновском Рязанской области, Октябрьском г. Ижевска, г. Алейске и Алейском районе Алтайско­го края) проводилась пробная перепись населения. Госкомстату РФ поручено в III квартале 1997 г. представить в Правительство РФ об­работанные материалы пробной переписи населения1.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговре­менными процессами, имеющими фиксированное начало,, ста­дию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, по­стоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оцени­вающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.

В практике статистики различают регистры населения и реги­стры предприятий2.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1996 г.// СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5049.

2 Подробнее см.: Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмой-ловой. С. 46-48.

Организационные вопросы статистического наблюдения

Поскольку в правовой статистике эти формы наблюдения не находят применения, мы не останавливаемся на них.

В современных условиях получает распространение специаль­но организованное систематическое наблюдение за состоянием яв­лений и процессов, объектов совокупности — мониторинг. Мони­торинг используется для характеристики и слежения за социаль­ными индикаторами, позволяющими исследовать, например, ка­чество жизни, ее уровень.

Так, например, в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания эко­номической безопасности страны необходим объективный и все­сторонний мониторинг экономики и общества на основе анали­за конкретных количественных значений индикаторов экономи­ческой безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом на­правлении, на локализацию которых должна быть направлена Деятельность федеральных органов государственной власти и, сле­довательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение, в частности, являются:

увеличение имущественной дифференциации населения и по­вышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и пре­обладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; б) увеличения бедных слоев населения в городе по сравнению с де­ревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной пре­ступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

криминализация общества и хозяйственной деятельности, вы­званная в основном такими факторами, как: а) рост безработи­цы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетель­ствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не име­ющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников го­сударственных органов с организованной преступностью, возмож­ность доступа криминальных структур к управлению определен­ной частью производства и проникновения в различные властные структуры; в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на 174 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспорт-но-импортных операций и торговли и др.1

Поэтому первоочередная задача Госкомстата России, его ор­ганов на местах и ведомственных систем статистики, в том чис­ле и правоохранительных, — создание организационно-инфор­мационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных ор­ганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией о них2.

На практике мониторинг обычно выходит за рамки традици­онного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом кон­кретном случае он может явиться важным источником статисти­ческих данных, информации3.

Известно, что одной из составных частей проводимой в стра­не судебно-правовой реформы почти после 80-летнего перерыва в 9 регионах страны в течение пяти лет вновь реально действует новый и в то же время забытый старый правовой институт — суд присяжных заседателей. Далеко не однозначно к нему относятся не только российские юристы— ученые и практики, но и в тех странах, где он существует давным-давно (США, Великобрита­ния, Германия). В целях обобщения накопленного опыта осуще­ствляются мониторинговые обследования их деятельности, резуль­таты которых публикуются4. Обобщенные статистические дан­ные о первых процессах с участием присяжных заседателей обсу­дил Пленум Верховного Суда РФ, разъяснивший судам ряд уго­ловно-процессуальных норм, регламентирующих производство в

1 См.: Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «О государственной страте­гии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положе­ния)» // СЗ РФ. 1996. № 18.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1997 год» // СЗ РФ. 1996. № 18.

3 См., напр.: Статистический бюллетень. Мониторинг социально-экономиче­ского потенциала семей. За II квартал 1996 г. / Под ред. В.Б. Корняк и В.Л. Со-колина. М., 1996. В сборнике представлены статистические данные о социально-экономическом потенциале семей России во II квартале 1996 г., сопоставление стоимости жизни и реальных объемов потребления; аналитические материалы о до­ходах, уровне и качестве удовлетворения основных потребительских нужд семей с детьми, влиянии структурно-демографических факторов на реальные различия в социально-экономическом потенциале семей.

4 См.: Результаты мониторинга деятельности суда присяжных заседателей. М, 1995.

Организационные вопросы статистического наблюдения

суде присяжных в целях обеспечения их единообразного приме­нения1. Полученные данные являются объектом пристального вйимания не только практиков, но и ученых, исследующих уро­ки исторического наследия российского суда присяжных, проеци­рующих их на сегодняшнюю действительность, соотнося, на­сколько это возможно, с зарубежным опытом и формулируя на этой основе предложения о вероятности распространения этой фор­мы судопроизводства на суды всех субъектов Федерации. По сло­вам Председателя Верховного Суда РФ В.М.Лебедева, уже уда­лось выявить одну любопытную деталь: несмотря на большой процент оправдательных приговоров, следствие готовит дела для рассмотрения судом присяжных куда качественнее, чем в обыч­ные суды. То есть следственные работники стараются расследовать все обстоятельства до мелочей, не упуская ни одной детали2.

Виды статистического наблюдения. По времени регистрации фактов статистическое наблюдение подразделяется на текущее или непрерывное; периодическое или дискретное; единовременное или прерывное.

Текущее наблюдение проводится, когда необходимо зарегис­трировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по ме­ре их возникновения. Это систематическая регистрация фактов, на­пример, при регистрации рождений, браков, смерти, преступле­ний и т.д. Такое наблюдение проводится с целью изучения дина­мики какого-либо явления. Соответственно, отчетность по срокам -представления бывает ежедневной, недельной, месячной, квар­тальной и годовой. Причем отчетность с периодичностью до го­да называется текущей.

Если наблюдение проводится через определенные промежут­ки или периоды времени, то такое наблюдение является периоди­ческим. К такого рода наблюдениям относятся переписи населе­ния, которые, по рекомендациям международных статистических органов, должны проводиться не реже чем через 10 лет, в год, окан­чивающийся на ноль, или смежный, т.е. оканчивающийся на единицу или девятку.

Единовременное наблюдение производится по мере возникно­вения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

1 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 3.

2 См.: Российская газета. 1998. 7 марта.

 

176 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 3. Организационные вопросы статистического наблюдения

По полноте охвата единиц исследуемой совокупности стати­стическое наблюдение может быть сплошным и несплошным.

Сплошное наблюдение — это полный учет всех единиц совокуп­ности. Такой вид наблюдения дорогостоящий, поэтому в послед­нее время органы государственной статистики все чаще прибега­ют ко второму виду наблюдения. Кроме того, ни одно сплошное наблюдение, как правило, не обеспечивает полного охвата всех без исключения единиц совокупности. Это касается и регистра­ции преступлений, ставших известными органам уголовной юс­тиции. Конечно, преступления должны быть учтены полностью, без единого пропуска. Но хорошо известно, что это далеко не так.

Несплошное — это такое наблюдение, при котором регистра­ции подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному. Поэтому несплошное на­блюдение можно подразделить на способ основного массива, вы­борочное и монографическое.

Обследование основного массива заключается в том, что реги­страции и изучению подвергаются самые существенные, обычно наиболее крупные единицы наблюдения, имеющие доминирую­щий удельный вес во всей совокупности. Например, при изуче­нии криминологической обстановки в области для статистическо­го наблюдения отбираются районы, занимающие ведущее место по основным показателям (территории, численности населения, совершенным преступлениям и т.п.). Полученные результаты с из­вестной долей условности могут распространяться и на другие районы области. Именно этот вид используется для организации наблюдения за ценами на городских рынках.

Монографическое наблюдение (обследование) применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологичес­ком отношении объектов, например воспитательно-трудовой ко­лонии для несовершеннолетних. Оно проводится с целью выявле­ния имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Такие обследования характерны для популяризации передового опыта, при исследовании вопросов, ответ на которые нельзя получить из данных статистической отчетности.

Монографические обследования часто проводятся для состав­ления («обкатки») программы нового массового наблюдения. Они дают возможность уточнить структуру исследуемой совокуп­ности, связь между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление.

Наиболее распространенным способом несплошного наблю­дения является выборочный. Необходимость прибегать к выбороч­ным методам объясняется либо невозможностью, либо экономи­ческой невыгодностью исследований всей генеральной совокуп­ности. Невозможно, например, определить среднюю долговечность электролампочек или качество консервов сплошным исследова­нием — для этого пришлось бы пережечь все электролампочки или вскрыть все консервные банки!

Сущность метода выборочного наблюдения состоит в том, что, поскольку изучить всю статистическую совокупность часто невоз­можно или затруднительно, исследуется доступная наблюдению либо специально отобранная ее часть (выборка) и на основе это­го делаются выводы о всей совокупности в целом.

Выборочное наблюдение предусматривает специальные ме­тоды отбора и формирования изучаемой части совокупности (см. гл. XI).

Способы статистического, наблюдения. Само получение стати­стической информации проводится различными способами, важ­нейшими из которых являются: а) непосредственное наблюдение; б) документальный учет фактов; в) опрос. В научной литерату­ре используются и другие основания классификации1.

Непосредственное наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного вос­приятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Основное достоинство непосредственного наблюдения — воз­можность выявления неожиданного богатства картины наблюда­емого объекта. Естественно, в процессе непосредственного вос­приятия программа наблюдения может существенно расширять­ся за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существен­ных с точки зрения целей исследования обстоятельств.

Объектами такого наблюдения могут быть:

— поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;

— высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;

1 См.: Косоплечее Н.П. Методы криминологического исследования. М., 1983. С. 7, 8; Курс советской криминологии: Предмет, методология. Преступность и ее причины. Преступник. М., 1985. С. 36, 37.

 

178 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

— результаты действий (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

— среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой си­туации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдени­ем-участием.

В полном наблюдении исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пре­делов, исключающих ответственность наблюдателя за укрыва­тельство.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминоген­ных явлений и процессов изнутри, путем непосредственного вос­приятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий по­вседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельно­сти. Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситу­ация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или да­же противоправных действиях, что недопустимо. Эти соображе­ния обусловливают проблематичность широкого использования дан­ного метода непосредственного наблюдения.

При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыду­щего способа, не только живет, но и позитивно участвует в изу­чаемых им процессах и явлениях. Это могут быть, например, со­трудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем про­ведения следственной, прокурорской, судебной работы.

Фиксация результатов наблюдения может быть разнообразна: в специально разработанных карточках, дневнике наблюдения или с помощью технических средств — магнитофона, телевидео­аппаратуры.

В числе отрицательных моментов наблюдения следует указать на то, что оно требует значительных затрат времени, на его ре­зультаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присут­ствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера. Это надежный способ получения данных о массовых явлениях; на практике он

§ 3. Организационные вопросы статистического наблюдения

имеет широкое распространение. На документах базируется и от­четность.

При опросе источником сведений являются сами опрашивае­мые лица. Это способ сбора данных об объективных фактах, мне­ниях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анке­тирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

В целях получения данных могут использоваться разные спо­собы их собирания: экспедиционный, корреспондентский, явоч­ный, анкетный.

Экспедиционный (устный) способ заключается в том, что спе­циально подготовленные регистраторы на основе опроса запол­няют формуляры (анкеты, переписные листы и др.), одновремен­но контролируя правильность получаемых ответов.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в ор­ганы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корре­спондентов на специально разработанном бланке.

Явочный способ предусматривает представление сведений в ор­ганы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при ре­гистрации браков, рождений, разводов, декларации о доходах и т.д.

При выборе того или иного способа опроса необходимо учи­тывать: с какой точностью надо провести обследование; возмож­ность практического применения того или иного способа; мате­риальные возможности.

Очный опрос обращен непосредственно к конкретному чело-веку. Его можно адресовать лицам ближайшего окружения преступ­ника, лицам, обладающим профессиональными знаниями в об­ласти борьбы с преступностью или реализующим меры воспита­тельно-предупредительного характера.

Используются модификации опроса — свободное и направлен­ное (программируемое) интервью. Основные различия между эти­ми модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т.д.

Непосредственный опрос позволяет собирать обширную ин­формацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведе­ния, установках и т.д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требова 180 Глава W. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

ния к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полу­ченных в ходе непосредственного опроса, влияет ряд обстоя­тельств объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура опо­вещения респондента о предстоящем опросе и др.

Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось сгруппировать осужденных по степени их от­ношения к проводимым исследованиям:

— негативно набтроенных к исследованию и личности иссле­дователя (отказ от заполнения анкет, нежелание участвовать в бе­седе и т.д.). Эта группа составляет около 6%;

— заинтересованные осужденные, желающие извлечь опреде­ленную «выгоду» для себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе опроса, — 25%;

— осужденные, усматривающие возможность пообщаться с ис­следователем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущественно несовершеннолетние, молодежь, жен­щины) составляет около 20% осужденных;

— безразлично относящиеся к исследованию и исследовате­лю — 18%;

— позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всяче­ски содействовать исследователю, с тем чтобы «предостеречь дру­гих» от совершения преступлений, — 17 %;

— осужденные, использующие опросы с целью подачи заяв­лений, жалоб, — 13 %>,

В любом случае успех опроса во многом определяется установ­лением психологического контакта, непринужденностью бесе­ды, а при программируемом опросе — и грамотным составлени­ем вопросника2.

Анкетный опрос (анкетирование)— один из эффективных и ши­роко используемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях понимания ими

• См.: Пирожков В.Ф. Проблемы организации психологической службы в ор­ганах, исполняющих уголовные наказания, и особенности психологических ис­следований личности осужденных// Теоретические и практические проблемы ис­следования среды и личности осужденных в ИТУ. Рязань, 1979. С. 44.

2 См.: Черепанов В.Л. Вопросник как инструмент социально-правового иссле­дования // Тр. ВНИИ МВД СССР. 1975. № 36; Савюк JI.K. Организация и мето­дика изучения преступности органами внутренних дел: Учеб. пособие. М., 1988. С. 29.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.