Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РВ и РВГ






В последние годы образовательная система стала более точно выявлять детей с нарушениями восприятия. Стали широко известными такие термины, как “расстройство внимания” - РВ, и “расстройство внимания с гиперактивностью” - РВГ. Эти состояния чрезвычайно сложны. Но многие непрофессионалы смогли понять их и помочь своим детям. (В процессе чтения, если у вас возникнет желание, обратитесь к графику, помещенному в конце главы.)

Я хочу рассмотреть РВ и РВГ вместе, так как между ними существует значительное сходство. Дети, которые относятся к обеим этим категориям, выражают свой гнев неправильными и разрушительными способами. Оба состояния сопровождаются также двумя неврологическими проблемами - затруднением восприятия и неспособностью долго удерживать внимание на одном объекте. При РВГ к этому добавляется элемент гиперактивности. Но я исхожу из того, что гиперактивность и неспособность на длительную концентрацию настолько тесно связаны, что мы можем обсуждать их вместе.

Ребенок, который не способен долго задерживать внимание на одном объекте, не может хорошо учиться. Его внимание перескакивает с одного предмета на другой, он выглядит беспокойным, беззаботным и неуклюжим - гиперактивным.

Ребенок, который страдает РВГ, с трудом сосредоточивается и при общении с родителями. В результате они не могут удерживать его внимание в течение времени, которого достаточно, чтобы передать ему положительные чувства и свою любовь. Кроме того, родители вынуждены сосредоточиваться главным образом на проблемах ребенка. Поэтому они снова и снова попадают в одну и ту же ловушку: выражают ребенку свои негативные чувства.

Возникает порочный круг: ребенок гневается на родителей, ведь ему кажется, что его не любят и не признают, а родители расстраиваются и обрушивают свой гнев на ребенка. Кроме того, ребенок гневается на самого себя за то, что “ничего не получается”. Его депрессия нарастает, а вместе с ней растет и ярость.

Я не люблю назначать лекарственные препараты детям, но порой мудрым и человечным будет обратиться именно к ним. Препарат риталин (метилфенидат) часто помогает детям с РВГ. Он повышает до нормального уровня способность удерживать внимание на одном объекте. Благодаря этому ребенок может сосредоточиться на родительской любви. Часто я наблюдал, как после курса риталина дети впервые оказывались в состоянии принять любовь родителей. Конечно, самым важным фактором в пополнении эмоциональной емкости ребенка по-прежнему остается безусловная родительская любовь, которая должна проявляться всеми возможными способами: с помощью зрительного контакта, физического контакта и безраздельного внимания. Но если неспособность ребенка принять родительскую любовь обусловлена именно расстройством внимания, то риталин или другие препараты могут оказать неоценимую помощь.

Второй неврологический фактор, который играет роль в развитии у ребенка РВГ - нарушение восприятия, то есть, дисфункция одного или более из пяти органов чувств. Чаще всего встречаются расстройства слуха и зрения. Ребенок неверно воспринимает и истолковывает то, что он видит или слышит. Наиболее часто встречающееся расстройство зрительного восприятия - когда ребенок видит буквы или слова в зеркальном отражении. К примеру, вместо упал он может видеть лапу. Такое состояние может стать причиной дислексии, или неспособности читать.

Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, не может также адекватно воспринять чувства, которые другие люди выражают по отношению к нему. Он склонен придавать чувствам негативную окраску. Именно по этой причине такому ребенку кажется, что родители и другие люди, которые символизируют для него авторитет, не любят его и не заботятся о нем. В большинстве случаев, конечно, это не так. Но ребенок не ощущает этого и потому чувствует себя таким разгневанным и угнетенным.

Дети с РВГ чрезвычайно предрасположены к детской и подростковой депрессии. У детей ее трудно выявить, потому что у них она не так очевидна, как у взрослых. Она обычно начинается в возрасте семи-восьми лет. Затем углубляется и к четвертому классу представляет собой уже серьезную проблему.

Детская депрессия снижает способность удерживать внимание на объекте, а у ребенка с РВГ она и так ослаблена. Следовательно, детская депрессия отрицательно сказывается на способности ребенка концентрироваться, запоминать и думать или рассуждать ясно. Она также порождает интенсивный гнев, который выражается через пассивно-агрессивные установки и поведение.

Подростковая депрессия обычно бывает глубокой, и ребенок при этом испытывает целый ряд затруднений. К счастью, медицина далеко продвинулась в выявлении и лечении депрессии у детей и подростков. Подобно многим другим врачам, я назначаю таким детям два типа медицинских препаратов. Один тип - для повышения способности удерживать внимание (о нем я упоминал ранее), а другой - для контроля депрессии. Я высоко ценю антидепрессанты, поскольку они безопасны, не" вызывают привыкания, обладают “естественным” механизмом действия, то есть они не только снимают угнетенное состояние, но и нормализуют вызываемый депрессией биохимический дисбаланс в концентрации трех гормонов, норэпинефрина, допамина и серотонина. Я сталкивался со случаями, когда никакими средствами не удавалось вывести ребенка из депрессии и антидепрессанты буквально спасали его.

К сожалению, многие люди считают, что ребенок с нарушением восприятия ленив, упрям, или просто “туп”. Они никак не могут понять, что такой ребенок воспринимает или истолковывает информацию, поступающую из окружающего мира, не так, как это делает средний ребенок. Его представление о мире искажено.

Представьте себе дилемму, перед которой стоит ребенок. Он разгневан, потому что не может понять школьных заданий и потому что родители пилят его за их невыполнение. Как следствие, он не ощущает понимания со стороны родителей. Кроме того, он не ладит со сверстниками и поэтому чувствует себя изолированным. Ко времени достижения подросткового возраста он уже страдает серьезными поведенческими и эмоциональными расстройствами.

МЭТ

Несколько лет назад в один прекрасный день я пошел на бейсбольные соревнования, в которых принимал участие мой сын Дэйл. Я узнал Мэта, игрока команды противников. Он и его родители консультировались у меня в этом году. В тринадцать лет он страдал нарушением восприятия и стал грозой всей округи.

Я занял место рядом с Ларри, взрослым соседом Мэта. Мэт в это время как раз подходил к бите.

- Эй, Ларри, - позвал Мэт, - с какой стороны мне нужно встать? Я думал, что бил с правого угла. Парень, который только что бил, левша. Мне надо встать там же, где он?

- Нет, Мэт, - нетерпеливо ответил Ларри. - Тебе надо встать с другой стороны площадки. Ларри повернулся ко мне:

- Ну разве это не глупо? Мэт не может отличить правую сторону от левой.

- Может быть, ему по какой-то причине трудно усваивать такие вещи, - выдвинул я предложение.

- Это уж точно! Если бы он не был таким злыднем, то мог бы чему-нибудь научится.

- Нет, Ларри, - продолжал я, - есть люди, которые не отличают правого от левого.

- Такого не бывает. У него нет никакой болезни, которую не вылечила бы хорошая порка!

Бедный Мэт! К обычным тревогам, сопровождающим любое соревнование, добавилось расстройство из-за трудностей в восприятии и не слишком чуткого соседа. К счастью, его родители и школьные учителя выявили проблему и помогали ему.

В воспитании детей, подобных Мэту, решающую роль играет родительская любовь. Родители должны ежедневно пополнять эмоциональную емкость своих детей. Дети с расстройствами восприятия с большим трудом воспринимают положительные эмоции, которые выражаются по отношению к ним. По этой причине они нуждаются в дополнительной поддержке, которая может проявляться в любви, физическом контакте и безраздельном внимании со стороны людей, пользующихся у них авторитетом.

Чтобы передать любовь, мы прибегаем к зрительному контакту, но он связан со зрительным восприятием, к физическому контакту, который сопровождается непередаваемо сложным комплексом ощущений, и к безраздельному вниманию, восприятие которого требует зрения, слуха и определенной логики. Если в какой-то из этих сфер имеется расстройство восприятия, то ребенок принимает все в искаженном виде. Это очень расстраивает как его самого, так и взрослых, которые пытаются наладить с ним контакт.

Не только сам ребенок измучается, но и родители испытают целую бурю чувств, прежде чем осознают, что их ребенок страдает расстройством восприятия. Сначала они отрицают проблему. Затем принимаются ходить от одного врача к другому. Будучи убежденными, что никто их не понимает, они могут даже отгородиться от мира.

Затем они становятся на путь самобичеваний. Они считают, что именно в них самих причина создавшейся ситуации. Они сомневаются в правильном подходе к воспитанию своего ребенка: “Не обращались ли мы с ним чересчур строго? Не были ли мы слишком беспечны? ” Затем приходит гнев: “Уж конечно, не мы виноваты в этой ситуации. Мы делали все, что было в наших силах. Должно быть, этот доктор сам не знает, что говорит. Да, и школа не лучше, они понятия не имеют, как правильно учить! ”

И наконец, родители начинают винить друг друга. Ребенок, видя это, испытывает страх и погружается в еще более глубокую депрессию. На этой стадии родители, которые действительно хотят помочь своему ребенку, обязательно должны обратиться в консультацию. Там они обретут надежду и получат конкретную информацию о том, что делать с проблемой их ребенка. А если у них самих есть надежда, они смогут помочь ребенку выйти из угнетенного и гневного состояния.

РИК

Рик, красивый, темноглазый десятилетний мальчик, вошел в мой кабинет впереди своей матери, Джойс.

- Я уверен, вы разберетесь, в чем дело, доктор Кэмпбелл, - сказал он, - потому что мама очень беспокоится обо мне. Иногда она даже плачет. Я не могу на это смотреть. Может быть, вы сможете сегодня сказать ей что-нибудь, чтобы ей стало лучше.

Какой замечательный ребенок!

Джойс была одинокой матерью. Муж оставил ее год назад, как раз незадолго до того, как проблема Рика начала проявляться в школе. Джойс была любящей матерью и искренне пыталась сделать для Рика все, что в ее силах.

Учительница Рика сказала ей, что единственная его проблема - это излишнее материнское внимание! “Вы слишком усердно стараетесь компенсировать Рику отсутствие отца. Этим вы портите ребенка. Он может читать. Он просто упрямится, чтобы привлечь к себе как можно больше внимания”.

И Джойс, вооруженная этим мнением, стала уделять Рику меньше внимания. Но она каждый вечер занималась с ним после школы. Ничто не помогало. Его поведение ухудшалось, а оценки упорно ползли вниз. Он был уже почти неуспевающим В это время Джойс привела его ко мне.

После тестирования и оценки его результатов я вновь пригласил Рика и его мать к себе в кабинет. Я сказал: “Ну что ж, Рик, посмотрим, что можно сделать, чтобы твой маме и тебе стало лучше”.

Я показал им результаты тестирования, которое подтверждало, что у Рика было нарушение зрительного восприятия и легкое расстройство внимания. “Но не волнуйся, ты умный мальчик, Рик. И я сомневаюсь, что ты не читаешь из-за упрямства. Я думаю, что у тебя все будет в порядке и собираюсь помочь тебе”.

Глаза Рика просияли. “Слушай это, мама. Я вовсе не тупой. Теперь тебе не надо так из-за меня волноваться”.

Рик чувствовал себя ответственным за огорчение матери. Вскоре после начала лечения, он сумел частично избавиться от чувства вины, которое усугубляло его депрессию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.