Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Судебная система России. Звено судебной системы. Судебная инстанция.






Под судебной системой понимается установленная Коституцией и принятым на ее основе ФКЗ совокупность судов различных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Федеральный суд: Конституционный Суд РФ(высший орган судебной власти), суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Суды общей юрисдикции РФ, возглавляемые Верховным Судом РФ, вкл. федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные(флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Суды субъектов РФ вкл.: конституционные(уставные) суды и мировых судей(мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции)

Всю систему судов можно разделить на три звена(звено судебной системы-суды, наделенные одинаковой компетенцией): основное, среднее и высшее.

Применительно к судам общей юрисдикции: осн.звено-районные суды; ср.звено-верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено-Верховный суд РФ.

Военные суды: осн.звено-гарнизонные военные суды; ср.звено-окружные(флотские) военные суды; высшее звено-Верховный Суд РФ(Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды: осн.звено-арбитражные суды субъектов РФ; ср.звено-окружные арбитражные суды; высшее звено-Высший арбитражный Суд.

Судебная инстанция-структурное подразделение, выполняющее ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции-рассмотрение дела по существу с целью осуждения илиоправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворение в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражным делам.

Кассационное разбирательство осущ.в судах второго звена.

Аппеляционная инстанция-отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

 

10. Конституционный контроль: понятие и органы его осуществляющие

Конституционный контроль-систем отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.

Система субъектов конституционного контроля вкл.в себя: 1.Органы публичной власти(Президент РФ, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, арбитражный суды, Управомоченный по правам человека в РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ); 2.физ.лица.

Объектами конституционного контроля могут быть КЗ и ФЗ, нормативные акты субъектов федерации, международный договоры.С разных точек зрения конституционный контроль классифицируется по различным основаниям: а)по времени сущ-я: предварительный(акт проверяется до его вступления в силу) или последующий(распространяется в принципе на действующие акты); б)по содержанию: формальный(проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, т.е.входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт) и материальный(имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции).

В России органом конституционного контроля явл. Конституционный суд РФ.Главная функция КС РФ: обеспечение конституционного контроля; осущ.проверку нормативных правовых актов, но не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции др.правоприменительных органов.

 

11. Конституционного Суда РФ: структура, задачи и полномочия. Решения Конституционного Суда РФ

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.Требования к кандидатам в судьи:: гражданство РФ; достижение 40-летнего возраста; высшее юр.образ-е; стаж по юр.спец-ти не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в обл.права. Лицо, назначенное на должность судьи приводится к присяге.Судьи назначаются на должность на 15 лет без права переизбрания.

Полномочия по след.категориям: 1.по спорам о компетенции(между федеральными органами исполнительной власти; между органами гос-ной власти России и органами гос-ной власти ее субъектов; между высшими гос-ными органами власти субъектов РФ); 2.о конституционности законов по жалобам и нарушение конституционных прав и свобод гражданин; 3.толкование К РФ дается КС по запросам Президента РФ, СФ, ГосДумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ; 4.о даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решения КС РФ: некоторые решения(например, толкование Конституции РФ)принимаются квалифицированным большинством голосов судей КС РФ; вынесенное решение не подлежит утверждению и не может быть обжаловано, имеет силу прямого и непосредственного действия; вступает в силу со дня своего опубликования, если в самом решении не указана более поздняя дата; принимаются в виде постановлений, заключений и определений; могут касаться искл.вопросов права, КС РФ не может дать фактическую оценку имеющихся обстоятельств; запрещен пересмотр решений КС РФ попыткой повторного принятия недействительного акта; при вынесении решения КС РФ проверяет соответствие оспариваемого акта Конституции РФ, а не законным или подзаконным актам.

 

12. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: особенности структуры и полномочия

В соответствии с Конституцией РФ одной из основ явл.признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательства, а др.субъектов РФ–уставы и законодательство, допускается возможность сущ.локальных правовых систем, вкл.в себя множество нормативных актов, нуждающихся в четкой внутр.согласованности. Конституционные уставные суды субъектов РФ должны устранять пробелы в механизме обеспечения согласованности всей правовой системы.

Полномочия конституционных (уставных) судов обозначены в ст.27 Закона о судебной системе: рассмотрение актов о соответствии конституции(уставу) субъекта РФ принятых в нем законов, нормативных правовых актов его органов гос-ной власти, нормативных правовых актов органов МСУ, актов толкования конституции. Идея учреждения конституционных(уставных) судов начала возникать в начале 90-х годов, когда обозначился процесс поиска эфф-ных форм конституционного контроля.Первый официальный шаг по признанию легитимности такого рода органов сделан 31дек.1996 г., когда состоялось подписание Президентом РФ Закона о судебной системе.Финансирование этих судов возложено на субъекты РФ.Решение конституционного(уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким др.судом.Этим подчеркивается автономность таких судов от всех др.судов, в т.ч. КС РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.