Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение






Экономическая теория для ГМУ

Часть I. Микроэкономика-14

Рабочая тетрадь

Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение

План

Рыночная система

Спрос и предложение

Равновесие спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения

3.1. Рыночная система
Рынок (market) представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Трансакционные издержки издержки в сфере обращения, связанные с передачей прав собственности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спрос и предложение

Спрос (demand) то количество экономического блага, которое покупатели готовы купить при каждой данной цене в течение определённого периода времени
 
 
 
 
 
Закон спроса (law of demand) При прочих равных условиях понижение цены, как правило, ведёт к увеличению объёма покупок (величины спроса). И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены, как правило, ведёт к уменьшению объёма покупок (величины спроса). Обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса (demand curve) кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
 
 

 

QD = f(P), где QD – величина спроса (demand); P – цена (price).

 

Функция спроса (demand fuction) Функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов
Факторы, влияющие на спрос: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
QD = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)
 
 
Изменение ценозначает движение по кривой спроса (изменение величины спроса) (рис. 3-2)
Изменение факторов, влияющих на спрос, приводит к смещению всей кривой спроса (изменение спроса) (рис. 3-3).

 

Увеличение денежных доходов потребителя
 
 
 
 
 
Рост цен а товар, который является субститутом
 
 
 
 
Повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо
 
 
 
 
Число покупателей
 
 

 

 

Вкусы потребителей
 
 
 
Изменение величины спроса:
 
 
Изменение спроса:
 
 

 

Предложение (supply) то количество экономических благ, которое продавцы (производители) готовы поставить на рынок при каждой данной цене в течении определённого периода времени.
 
 
Закон предложения (low of supply) При прочих равных условиях, повышение цены, как правило, ведёт к увеличению предложения. И наоборот. При прочих равных условиях, понижение цены, как правило, ведёт к уменьшению предложения. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта.
QS = f(P)
 
Кривая предложения кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
 

 

 
 
 

 

Функция предложения Определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов
Факторы, влияющие на предложение: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий; 5) количество продавцов и др.
QS = f(P, Pr, K, T, N, B)
Изменение ценыозначает движение по кривой предложение. (рис. 3-7).

 

 

 

Воздействие факторов, влияющих на предложение, приводит к смещению всей кривой предложения(рис. 3 – 8).

 

 

 
 
 
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
3.3. Равновесие спроса и предложения
Равновесная цена  

 
 
 

 
 

В точке равновесия PE = PD = PS
 
Равновесная цена цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил
 
 
 
Излишек (выигрыш) потребителя; излишек (выигрыш) производителя

 

 

 

 

 
 
 
Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла
Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объёме спроса (предложения)
Главным в подходе А. Маршалла является разность цен P1 – P2

 

 

 
 
 
 
 
 
 
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс
А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»).
 
 
 
 
 
 
 
Дефицит  
и излишки  
 
 
 
 
 
 

 

Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации
В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные.

 

Последние связаны
 
 
 
 
 
 
 
В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесными ценами.
 
 
 
 
Устойчивость  
равновесия  
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 

Паутинообразная  
модель  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

3.4. Эластичность спроса и предложения
 
 
Эластичность показывает относительное изменение объёма спроса под влиянием изменения цены
спроса на один процент
относительно  
цены  
 
 
 

= ,

 
 

 

или модуль .

 
 
 
 

 

Точечная может быть определена, если провести касательную к кривой спроса
эластичность  
 
 
 
 

 

 

Дуговая эластичность Показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2

 

x = x = x

 

 
 
 

,

 

 

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
 
 

 

 

TR = P x Q
 
 
 
 
 
 
 

 

Таблица 3-1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.