Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3 Теория поведения потребителей






Цель и задачи: ознакомить с количественной и порядковой теорией потребительского поведения

1.Теория полезности и анализ потребительских предпочтений

2.Равновесие потребителя: принятие решения об оптимальном выборе

3.Оценка благосостояния потребителя

Литература:

5. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание, перераб. – Алматы: РГП «Казстатинформ» 2001. – 240с.

6. Симкина Л.Г., Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

7. Ивашовский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. - М: Дело, 2002.-416с.

8. Д.Пиндайк, Р.Рубинфельд Микроэкономика. – Москва., 1992

Ключевые понятия: ютиль, полезность, кривая безразличия, бюджетная линия, кривые Энгеля.

 

На рис. 2.1 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной струк­туре предпочтений и прежнем доходе. При снижении Рх. до Р’х бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против ча­совой стрелки и занимает положение KL1. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия.Опти­мум потребителя смещается из точки Е1 в точку Е2. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой Цена-потребление. Она представляет множество всех оптималь­ных комбинаций товаров Х и Y при изменении цены товара

На основе кривой цена-потребление можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 2.1). Если потре­битель покупает Х1 товара Х при цене Рх и Х2 при цене Рх, то на основании этой (и подобной) информации можно постро­ить линию DD, характеризующую объем спроса на товар Х как функцию его цены.

Рассмотрим теперь изменение оптимума потребителя при из­менении его дохода (цены и предпочтения остаются неизмен­ными). С ростом дохода бюджетная линия KL смещается в по­ложение K1L1 и потребитель переходит на более высокую кри­вую безразличия U2U2 (рис. 2.2). Очевидно, что набор Е2 со­держит большее количество товаров Х и Y, чем набор Е1. Со­единяя все подобные точки, получим кривую GG, называемую кривой доход-потребление. Она представляет множество всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен.

Как видно из рис. 2.2, кривая доход-потребление имеет по­ложительный наклон, с ростом

 

 

дохода потребление обоих товаров Х и Y увеличивается. Такие товары называются нормальными. На рис. 2.3 показана другая ситуация. Здесь кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон. С ростом дохода по­требление одного товара увеличивается (Y на рис. 2.3, а, Х на рис. 2.3, б), тогда как другого сокращается (X на рис. 2.3, а, Y на рис. 2.3, б). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным; товар, потребление ко­торого с ростом дохода возрастает, — качественным. Заметим, что товар Y является качественным и в ситуации, представлен­ной на рис. 2.2, и в ситуации, представленной на рис. 2.3, а. Для их различения используется понятие высококачественный товар. Поскольку с ростом дохода потребление некачественного товара снижается, можно определить высококачественный товар как такой, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода.

Кривая доход-потребление позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, характеризующую связь между объ­емом потребления товара и доходом потребителя при неиз­менных ценах и предпочтениях. Для нормальных товаров кри­вая Энгеля имеет положительный наклон. Кривая Энгеля может быть построена путем установления связи между оптимальными объемами потребления товара Х и соответствующими уровнями дохода KL и KL1 на рис. 2.3. Например, если E1(X1, Y1) и Е 2 (X 2, Y 2) представляют оптимум потребителя при доходе KL и KL1, то точки E1(I1, Y1) и Е 2 (I 2, Y 2) на рис. 2.4 и есть точки кри­вой Энгеля товара X. Таким образом, линия F1F1 кривая Энгеля товара X. Линия F 1 F 1 —кривая Энгеля товара X, соответствую­щая линии доход-потребление, изображенной на рис. 2.3, a.

Рис. 2.3. Линия доход – потребление. а – Х – некачественный товар; Y – высококачественный товар; б – Х – высококачественный товар; Y – некачественный товар.

 

На практике мы чаще интересуемся расходами на агрегиро­ванные группы товаров — продовольственные, непродовольствен­ные, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя.

Кривая расходов Энгеля показывает различие между нор­мальными, некачественными и высококачественными това­рами. На рис. 2.5, где по ординатам отложены расходы на товар Х (вместо количеств этого товара на рис. 2.4), представлены три кривые расходов Энгеля, соответствующие линиям доход-потребление на рис. 2.2 и 2.3. На каждой из трех частей рис. 2.5 проведены лучи из начала координат под углом 45°. Если бы кривые расходов Энгеля совпадали с этими лучами, это означало бы, что весь доход потребитель расходует лишь на один товар Х (или соответственно на одну агрегированную группу то­варов). Поэтому такие лучи образуют верхние пределы реальных кривых расходов Энгеля.

Рис. 2.4. Кривые Энгеля
На рис. 2.5, а расходы на товар Х растут медленнее, чем ра­стет доход. На рис. 2.5, в расходы на Х растут быстрее, чем ра­стет доход. Следовательно, товар Х в данном случае является вы­сококачественным (рис. 2.3, б). Наконец, на рис. 2.5, б расходы на товар Х с увеличением дохода снижаются. Следовательно, в этом случае товар Х является некачественным (рис. 2.3, а).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.