Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность коммуникативных технологий обучения
Альтернативным проблемно-поисковому подходу проектирования педагогических технологий является подход, основанный на принципах гуманной педагогики - системе научных теорий, утверждающей обучаемого в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям - т.н. коммуникативных технологий. Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс - означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности:
- смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и др. сфер личности вместо овладения объемом знаний и формирования определенного круга умений;
- отказ от авторитарной педагогики;
- приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта;
- дифференциация учебной деятельности; индивидуализация;
- вера в учащегося, его силы, возможности;
- обеспечение успешности в обучении и воспитании;
- исключение экстерната, так как это не обеспечивает духовных встреч с учителем;
- исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Коммуникативные педагогические технологии развиваются в рамках педагогики сотрудничества, которая провозглашает следующие принципы:
- человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе;
- активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;
- идея деятельного становления призвания человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Изменилась структура образовательного процесса в новой модели образования. Если структура традиционного образования сводилась к следующей логической схеме: предмет - учитель - воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник - призвание - предмет - урок - воспитанник. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: 1. Сущность и педагогические цели проблемного обучения. 2. Формы проблемного обучения. 3. Сущность коммуникативных технологий. 4. Основные принципы коммуникативных технологий.
|