Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическая антропология и ее основные положения
Понятие " педагогическая антропология" ввел К.Д.Ушинский. Он использовал его при обсуждении вопросов о педагогической науке и практике подготовки педагогов. Он считал, что педагогика, наряду с медициной и политикой, не может быть названа наукой в строгом смысле слова, так как своей целью имеет практическую деятельность. Он называл педагогику искусством, а не наукой воспитания. Из этого вытекало, что " педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности". Педагогика в широком смысле, по мысли Ушинского, должна включать в себя совокупность наук, способствующих обоснованию целей и средств воспитания. Определению целей воспитания должны способствовать философия, психология, история. Знания средств достижения педагогических целей содержат антропологические науки: анатомия, физиология, логика, психология, география и др. Другую совокупность антрополого-педагогических наук должны составить науки, изучающие человеческое общество с педагогической целью. Антропологические идеи активно разрабатываются в зарубежной педагогике. В 1928 году вышел труд Г.Ноля " Педагогическое человековедение", где обосновывалась мысль о создании педагогической антропологии, которая должна представлять собой синтез различных подходов к человеку и служить в качестве теории педагогической деятельности. Его последователи - О.Больнов, В.Лох, Г.Рот, И.Дерболав, А.Флитнер, М.Бубер и др. развили и конкретизировали идеи педагогической антропологии. В частности М.Бубер (1989) развил плоскость анализа системы Я-Ты, которую он противопоставлял как индивидуализму, так и коллективизму, для которых по его мнению закрыта целостность человека. В этом случае для него основополагающим является отношение " человек с человеком", когда между человеческими существами происходит " что-то" такое, равное которому нельзя отыскать в природе и через которое вызывается к жизни духовное деяние. Эту сферу, полагаемую существованием человека в качестве Человека и понятийно еще не постигнутую, М.Бубер называет сферой МЕЖДУ. Именно эту сферу он считает изначальной категорией человеческой действительности. Эта действительность локализована не во внутренней жизни одинокого человека и не в охватывающем личность конкретном всеобщем мире. Она фактически обнаруживается между ними. Главный вопрос педагогической антропологии - это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее становления. Такой сферой является образование - всеобщая форма человеческого способа жизни. Главное место в системе антропологически ориентированных наук об образовании должно принадлежать психологии. Психология дает педагогу знания о деятельности, сознании, личности, о закономерностях ее развития. Педагогическая антропология не исследует конкретные методологические проблемы, а выступает методологией наук о воспитании. Существует специфика психологического и педагогического взглядов на человека и его воспитание: психология изучает человека реального, каков он есть сам по себе; педагогика учит тому, что из человека можно сделать путем воспитания и как этого можно добиться. Основные положения педагогической антропологии:
- понимание образования как неотъемлемого признака человеческого бытия, как направленного процесса становления и самостановления человека.
- выведение целей и средств образования из сущности человека, целостный образ которого раскрывается в философской антропологии;
- пронизанность антропологическим принципом всех конкретных наук о человеке, понимание их в качестве региональных антропологий (исторической, социальной, психологической и др.);
- включение в категориальный аппарат педагогической антропологии таких категорий, как " жизнь", " свобода", " смысл", " совесть", " достоинство" и др.;
- описание конкретных условий и механизмов воспитания с антропологических позиций, с позиций " детоцентризма";
- открытие диалогической природы процесса воспитания (М.Бубер);
- определение детства как самоценного периода человеческой жизни; ребенок - не только ступень онтогенеза, но и ключ к пониманию сущности человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: 1. Сущность понятия " педагогическая антропология". 2. Основные положения педагогической антропологии. 3. В чем состоит главный вопрос педагогической антропологии?
Список рекомендуемой литературы
1. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М., 1998.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. - М.: " Академия", 1998.
3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М. ИЦ, 1999.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.
5. Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
6. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
|