Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории педагогики




Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:

  • во-первых, освоить опыт предыдущих поколений;
  • во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт;
  • в-третьих, передать его следующему поколению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово " пейдагогос" (" пейда " - ребенок, " гогес " - вести) можно перевести как " детоводитель", " детовожатый". Таким образом, " педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.
Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин " педагогика", который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например " школа", что означает досуг, " гимназия" - общественная школа физического развития и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). В 1623 году он издал свой трактат " О достоинстве и увеличении наук", в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о " руководстве чтением". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он создал знаменитый труд " Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге " Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как:

  • Джон Локк (1632-1704) в Англии;
  • Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции;
  • Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;
  • Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:

  • широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века " Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения;
  • в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде " Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;
  • большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике;
  • значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.