Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Созидание человеком образа мира в себе самом
- Истоки понятия " образования"
- Образование как процесс и как результат
Истоки понятия " образования"
Образование традиционно определяется как создание человека по определенному образу и подобию. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия " образование", как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием " образ", " образ Божий". В последнем случае считается, что само слово " образ" наполнено религиозным смыслом, что образ есть иконописное изображение лика Божьего и что, следовательно, образование и есть способ приближения, дорастания человека - творения Божия - до Бога. Человек был создан по подобию Божию, и понимание, постижение, следование этому образу трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть " сократический" - метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Распространенный в Европе, Великобритании, США термин " education", (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы " образ", но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII века И.И.Бецким. Соответственно, образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, то есть построением образа " Я" по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах:
- как образовательная система;
- как образовательный процесс;
- как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду " современное образование молодежи" или образование конкретного человека, его образованность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
|