Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов. Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий:
- " жизненный путь";
- " стратегия жизни";
- " жизненная цель";
- " жизненная перспектива";
- " психологическая перспектива";
- " личностная перспектива";
- " жизненные задачи";
- " пространство и время жизни";
- " инициатива" и " ответственность";
- " стиль жизни", " жизненный план";
- " сценарий жизни". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса. Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование. Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста. Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее. Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем. Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях. Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции. Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения. Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением. Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения. Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Жизненные планы и жизненный сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения. Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни. Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Основными составляющими сценария являются:
- герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
- антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
- идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
- сюжет - модель событий;
- другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
- свод нравственных правил. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение " сценария неудачника".
Проблемы для обсуждения: 1. Проблема жизненного пути в психологической науке. 2. Основные элементы жизненного сценария человека. 3. Уникальность жизненного пути каждого отдельно взятого индивида.
Список рекомендуемой литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
5. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. " Пермь, 1970. Т. 77. Вып.6.
6. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.
8. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.
9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М., 1995.
|