Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое логотерапия




Читатели моей краткой автобиографической повести обычно просят дать имболее полное и ясное объяснение моей терапевтической доктрины. Поэтому ядобавил краткий раздел о логотерапии к первоначальному изданию От лагерясмерти к экзистенциализму. Но этого оказалось недостаточно - меня продолжалиосаждать просьбами о более обстоятельном изложении. Поэтому в настоящемиздании я полностью переписал заново и значительно расширил свое изложение.(1985 г.) Задача была непростой. Изложить читателю в кратком виде весь материал, который занимает двадцать томов в немецком оригинале - почти безнадежноепредприятие. Я вспоминаю американского врача, который однажды явился в мойкабинет и спросил меня: " Так что, доктор, вы психоаналитик? " На что яответил: " Не совсем психоаналитик; можно сказать, психотерапевт." Онпродолжал расспросы: " Какую школу вы представляете? " Я ответил: " Это моясобственная теория, она называется логотерапией. " " Можете ли вы изложить мнев одном предложении, что понимается под логотерапией? По крайней мере, в чемразница между психоанализом и логотерапией? " " Да, - сказал я. - Но сперва, можете ли вы изложить в одной фразе, в чем, по-вашему, сущностьпсихоанализа? " Вот его ответ: " Во время психоанализа пациент должен лежатьна кушетке и рассказывать вещи, о которых иногда говорить очень неприятно." На что я немедленно ответил следующей импровизацией: " Ну, а в логотерапиипациент может остаться в кресле, но должен выслушивать вещи, которые иногдаочень неприятно услышать." Конечно, это была шутка, а не квинтэссенция логотерапии. Однако кое-чтов ней есть, так как логотерапия, по сравнению с психоанализом, метод менее ретроспективный (обращенный в прошлое) и менее интроспективный (обращенныйна самонаблюдение). Логотерапия фокусируется главным образом на будущем, иначе говоря, на смысле того, что пациент должен сделать в будущем.(Логотерапия действительно является психотерапией, сосредоточенной насмысле.) В то же время логотерапия разрывает все образовавшие порочный кругмеханизмы обратной связи, которые играют такую большую роль в развитииневрозов. Таким образом типичная невротическая сосредоточенность на себерассеивается, вместо того, чтобы постоянно крепнуть и усиливаться. Разумеется, это крайнее упрощение. Но все же в логотерапии пациентадействительно ставят перед вопросом о смысле его жизни и переориентируют поотношению к нему. Если помочь пациенту осознать этот смысл, это можетсущественно помочь преодолению его невроза. Сейчас я объясню, почему я употребляю термин " логотерапия" как названиемоей теории. Logos - это греческое слово, которое означает " смысл".Логотерапия, или, как назвали ее некоторые авторы, " третья венская школапсихотерапии", сосредоточена на смысле человеческого существования и напоисках человеком этого смысла. Согласно логотерапиии, стремление найтисмысл жизни - основная мотивационная сила человека. Вот почему я говорю о воле к смыслу в отличие от принципа удовольствия (или, как мы могли бысказать, воле к удовольствию), на которой сосредоточен фрейдовскийпсихоанализ, а также в отличие от воли к власти, на которой сосредоточенаадлеровская психология (она пользуется термином " стремление кпревосходству"). Воля к смыслу Поиск смысла жизни - это основная мотивация человеческой жизни, а вовсене " вторичная рационализация" (сознательное объяснение) инстинктивныхпобуждений. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден иосуществлен только самим человеком; только тогда он может удовлетворить егособственную волю (стремление) к смыслу. Есть авторы, которые утверждают, чтосмысл и ценности жизни являются " всего лишь защитными механизмами, конструкцией из реакций и сублимаций". Но что касается меня, я вовсе не хочужить ради моих " защитных механизмов", и не готов умереть ради моих" реакций". Однако человек способен жить и даже умереть ради своих идеалов иценностей. Несколько лет назад во Франции был проведен опрос общественного мнения.По его результатам, 89% опрошенных признали, что человеку необходимо" нечто", ради чего стоит жить. Более того, 61% допускают, что есть нечто, или некто в их жизни, ради которых они даже готовы умереть. Я повторил этотопрос в моем больничном отделении в Вене, и среди пациентов, и средиперсонала, и результат был практически такой же, как и среди тысяч людей воФранции: разница была всего в 2%. Другое статистическое обследование, охватившее 7.948 студентов в 49 колледжах, было проведено социологами изуниверситета Джона Гопкинса. Их предварительный отчет является частьюдвухлетнего исследования, которое финансировал Национальный институтдушевного здоровья. На вопрос, что они считают сейчас " очень важным" длясебя, 16% отметили " заработать кучу денег"; 78% сказали, что их первейшейцелью является " найти цель и смысл жизни". Разумеется, бывают случаи, когда озабоченность ценностями жизни -просто камуфляж, маска скрытых внутренних конфликтов; но это скорееисключение из правил. В этих случаях мы должны бороться с псевдоценностями, и как таковые они должны быть разоблачены. Однако это разоблачение должноостановиться, как только мы сталкиваемся с тем, что в человеке подлинно инеподдельно, то-есть со стремлением человека к жизни, настолько полнойсмысла, насколько возможно. Если тут не остановиться, то единственное, что" срывающий маски" психолог разоблачает, - это свое собственное " скрытоепобуждение", а именно свою бессознательную потребность унизить и обесценитьто, что в человеке является неподдельным и подлинно человеческим. Экзистенциальное крушение Воля человека к смыслу тоже может быть поражена, и в этом смыслелоготерапия говорит об " экзистенциальном крушении". Термин" экзистенциальный" может использоваться в трех значениях: (1) по отношению ксуществованию (existence) самому по себе, то-есть к специфическичеловеческому образу существования; (2) по отношению к смыслу существования; по отношению к стремлению найти конкретный смысл личного существования, то-есть воле к смыслу. Экзистенциальное крушение может приводить и к неврозам. Для этого типаневрозов логотерапия создала термин " ноогенные неврозы" - в отличие отневрозов в традиционном смысле слова, т.е. психогенных неврозов. Ноогенныеневрозы зарождаются не в психологическом, а скорее в " ноологическом" (отгреческого noos - разум) пространстве человеческого существования. Это ещеодин логотерапевтический термин, который означает все, принадлежащее кспецифически человеческому пространству психики. Ноогенные неврозы Ноогенные неврозы возникают не из конфликта между желаниями иинстинктами, а скорее из экзистенциальных проблем. Среди этих проблембольшую роль играет крушение воли к смыслу. И очевидно, что в ноогенныхслучаях адекватная терапия - это не психотерапия вообще, а скореелоготерапия; такая терапия, которая отваживается вторгаться в чисточеловеческое измерение. Я приведу следующиий пример: высокопоставленный американский дипломатпришел в мой венский кабинет, чтобы продолжить курс психоаналитическоголечения, начатого пять лет назад у нью-йоркского психоаналитика. Сначала яспросил, почему он вообще считает, что ему необходимо такое лечение.Оказалось, что пациент не удовлетворен своей карьерой, и ему очень трудносогласиться с американской внешней политикой. Однако его психоаналитиктвердил ему опять и опять, что он должен стараться помириться со своимотцом, потому что правительство США и, в частности, его непосредственноеначальство являются не чем иным, как " образом отца", и следовательно, егонеудовлетворенность своей работой вызвана ненавистью, которую он питает ксвоему отцу. В течение пяти лет психоанализа пациента все больше убеждалипринять такую интерпретацию, пока он окончательно не потерял способностьвидеть реальный лес сквозь пышные кусты символов и образов. После несколькихбесед стало ясно, что его воля к смыслу была расстроена его профессией, ичто на самом деле он страстно мечтает заниматься каким-нибудь другим делом.Так как у него не было серьезных причин держаться за свою профессию и неовладеть совсем другой, он это и сделал - и с самым удовлетворительнымрезультатом. С тех пор прошло пять лет - и он по-прежнему доволен своимновым занятием, как он мне недавно сообщил. Вряд ли это вообще был случайневроза, и поэтому я решил, что он не нуждается ни в какой психотерапии, идаже в логотерапии, по той простой причине, что он на самом деле не болен.Не всякий конфликт обязательно является невротическим; некоторый уровеньконфликта вполне нормален. В таком же смысле страдание - не всегдапатологическое явление; оно может быть не симптомом невроза, а человеческимдостижением, особенно если страдание вырастает из экзистенциальногорасстройства. Я совершенно не допускаю, что поиск смысла существования, илидаже сомнения относительно него, всегда вызваны болезнью или приводят к ней.Экзистенциальное расстройство или крушение само по себе не являетсяпатологией, и не патогенно (не порождает патологию). Озабоченность человека, даже его отчаяние и сомнения в ценности жизни - это экзистенциальноестрадание, но ни в коем случае не душевная болезнь. Очень часто бывает, чтоинтерпретация первого в терминах второй побуждает врача похоронитьэкзистенциальное отчаяние своего пациента под грудой транквилизаторов. А насамом деле его задача - провести пациента через его экзистенциальный кризиск духовному росту и развитию. Логотерапия считает своим назначением помочь пациенту найти смысл своейжизни. Так как логотерапия заставляет его осознать спрятанный logos (смысл)своего существования, это аналитический процесс. До этого пределалоготерапия напоминает психоанализ. Однако в своих усилиях сделать нечтоснова осознанным она не ограничивается подсознательными фактами, но такжеинтересуется экзистенциальными реалиями, такими как потенциальный смыслсуществования пациента и его осуществление, а также его волей к смыслу.Верно, что всякий анализ, даже если он воздерживается от включенияноологического измерения в терапевтический процесс, старается, чтобы пациентосознал, к чему он на самом деле стремится в глубине души. Логотерапияотходит от психоанализа в той мере, в какой она рассматривает человека каксущество, главная забота которого состоит в осуществлении смысла своейжизни, а не в получении удовольствия и в удовлетворении своих побуждений иинстинктов, или в примирении конфликтующих требований id, ego и superego, или в адаптации и регулированию отношений с обществом и средой.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.