Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. E. F.






Виктор Франкл. Человек в поисках смысла

Victor E. Frankl. Man's Search for Meaning Издание 1985 года. Издательство: Washington Square Press Перевод Маргариты Маркус, mmarkus(a)bgu.ac.il

От переводчика

Познакомившись с биографией Виктора Франкла и с этой книгой, я не могласдержать желания тут же перевести ее и познакомить с ней моих друзей. И ужезаканчивая перевод, я узнала, что в России недавно издана эта книга нарусском языке. Тем не менее я решила закончить работу, которую и предлагаювам, любезные мои читатели. Так как все это не для печати, я позволила себе не соблюсти некоторыестрогие правила - в частности, тут нет библиографии. А замеченные вамидилетантские огрехи вы, надеюсь, мне простите. Рита Маркус.

Предисловие

Д-р Франкл, автор-психиатр, иногда спрашивает своих пациентов, страдающих от тяжелых мук: " Что удерживает вас от самоубийства? " Их ответыпомогают ему найти путеводную нить, выводящую их к душевному здоровью: уодного из них - любовь к детям; у другого - талант, который очень жаль неиспользовать; у третьего - может быть, только драгоценные воспоминания.Соткать из этих тонких нитей изломанной жизни прочную картину смысла иответственности - это предмет и задача логотерапии, которая представляетсобой вариант современного экзистенциального анализа, предложенный д-ромФранклом. В этой книге д-р Франкл объясняет, какой жизненный опыт привел его коткрытию логотерапии. Три года своей жизни он провел в фашистскихконцлагерях - бесправный, ограбленный до нитки узник. Его отец, мать, брат ижена брата умерли в бесчеловечных условиях лагерей или были отправлены вгазовые камеры, так что вся семья, кроме сестры, погибла. Человек, укоторого отобрали все дорогое ему, страдающий от голода, холода ижестокости, ежечасно ожидающий уничтожения, - как он мог верить, что жизньстоит того, чтоб ее сохранить? Психиатр, который выстоял в этих немыслимыхусловиях - это психиатр, которого стоит выслушать. Он, может быть больше, чем кто-нибудь другой, способен смотреть на человека с мудростью, пониманиеми сочувствием. Слова д-ра Франкла дышат глубокой искренностью, потому чтоони опираются на опыт и переживания слишком глубокие и серьезные, чтобывызвать подозрения в лицемерии. И они тем более весомы, что принадлежатчеловеку, занимающему высокое положение на Медицинском факультете Венскогоуниверситета, руководящему прославленной Неврологической Поликлиникой вВене, по образцу которой сейчас во многих странах возникли и работаютлоготерапевтические клиники. Естественно будет сравнить подход Виктора Франкла к теории и терапии сработами его предшественника, Зигмунда Фрейда. Оба вpача посвятили себяпрежде всего исследованию и лечению неврозов. Фрейд видел корни этихмучительных расстройств психики в тревоге, вызванной столкновениямипротиворечивых подсознательных стремлений. Франкл особо выделяет несколькотипов неврозов и объясняет некоторые из них (ноогенные неврозы) тем, чтобольному не удается найти смысл своего существования и чувствоответственности за него. Фрейд подчеркивает как главную причину различныекрушения сексуальной жизни; Франкл - крушение " стремления к смыслу". Внынешней Европе заметен отход от Фрейда и повсеместное увлечениеэкзистенциальным анализом, который выступает в ряде близких форм - и школалоготерапии является одной из них. Франкл, со свойственной его подходутерпимостью, не отвергает Фрейда, но с благодарностью опирается на еговклад; он также не вступает в пререкания с другими формами экзистенциальнойтерапии, а ищет в них родственные элементы. Эта книга, несмотря на свою краткость - тщательно выстроенное изахватывающее повествование. Два раза я прочел его, каждый раз за одинприсест, не в силах оторваться. Иногда, как будто вне главной темыповествования, д-р Франкл излагает свою собственную философию логотерапии.Он вводит ее в поток рассказа так осторожно, что только после окончаниякниги читатель понимает, что это глубокое эссе, а не просто еще однажестокая повесть о концлагерях. Из этого фрагмента автобиографии читатель узнает многое. Он узнает, какведет себя человеческое существо, внезапно понимая, что ему " нечего терять, кроме его такой нелепо голой жизни". Нас поражает описание потока эмоций иапатии, сменяющих друг друга. Сначала на помощь приходит чувство холодноголюбопытства к собственной судьбе, на которую человек смотрит как бы извне.Потом - поиски стратегии сохранения остатков жизни, несмотря нанезначительность шансов на выживание. Голод, унижения, страх и горькая обидана несправедливость становятся переносимыми благодаря глубоко хранимым всердце образам любимых, религии, чувству мрачного юмора и даже проблескамврачующей красоты природы - будь то дерево или закат. Но эти утешающие мгновения не порождают воли к жизни, если они непомогают заключенному увидеть более глубокий смысл в своем бессмысленном страдании. Именно тут мы встречаемся с центральной темойэкзистенциализма: жить (в лагере) - это страдать; выжить - это найти смысл встрадании. Если вообще есть в жизни назначение, то должно быть назначение ив страдании, и в смерти. Но ни один человек не может получить готовый ответ, в чем назначение его жизни. Каждый сам должен найти его для себя и принятьна себя ответственность за его выполнение. Если ему это удается, он будетпродолжать расти как личность, несмотря на все унижения. Франкл любитцитировать Ницше: " Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как. " Каждая деталь лагерной жизни была направлена на то, чтобы лишить узника малейшей опоры. Все прежние стремления выкинуты на помойку. Узаключенного остается только одно - " последняя свобода человека", способность " выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам". Этапоследняя свобода, признанная и древними стоиками, и современнымиэкзистенциалистами, приобретает жизненно важное значение в повествованииФранкла. Заключенные - просто средние, обычные люди, но некоторые из них, решив быть " достойными своего страдания", доказали, что человек способенподняться над своей внешней судьбой. Как психотерапевт, автор, конечно, хочет знать, как овладеть этой чисточеловеческой способностью; как пробудить в пациенте чувство личнойответственности за свою жизнь ради какой-то цели, какими бы мрачными ни былиобстоятельства этой жизни. Франкл приводит потрясающий отчет об одномколлективном терапевтическом сеансе, который он дал своимсотоварищам-заключенным. По просьбе издателя д-р Франкл добавил изложение основных принциповлоготерапии (а также библиографию. Поскольку этот перевод не для публикации, я ее опустила. - Р.М.). До сих пор большинство публикаций его " ТретьейВенской школы психотерапии" (предшественниками были школы Фрейда и Адлера)выходили на немецком языке. В отличие от многих европейских экзистенциалистов Франкл непессимистичен и не антирелигиозен. Напротив, для писателя, который в полноймере встретился (и продолжает встречаться) с вездесущностью страдания и силзла, он с поразительной надеждой смотрит на способность человека поднятьсянад тяготами жизни и открыть путеводную истину. Я искренне, от всего сердца рекомендую эту книгу, эту сокровищницудраматического повествования, посвященную глубочайшей из человеческихпроблем. Она обладает литературными и философскими достоинствами и являетсянесравненным введением к наиболее значительному течению психологическойнауки нашего времени. Gordon W. Allport Профессор психологии Гарвардского Университета. 1959г.

Предисловие к изданию 1984 г.

Эта книга сейчас переживает свое семьдесят третье издание на английскомязыке - в дополнение к изданиям, вышедшим на других языках. Одни лишьанглийские издания разошлись в количестве двух с половиной миллионовэкземпляров. Таковы сухие факты, и из-за них репортеры американских газет и особеннотелестанций обычно начинают свое интервью восклицанием: " Д-р Франкл, вашакнига стала настоящим бестселлером - что вы чувствуете по поводу такогоуспеха? " На это я отвечаю, что вижу в этом не столько свою заслугу, сколькопроявление бедствий нашего времени: если сотни тысяч людей протягивают рукуза книгой, само название которой говорит, что она посвящена вопросу о смыслежизни, то этот вопрос не дает им покоя. Конечно, не только заглавие содействует влиянию этой книги: ее вторая, теоретическая часть (" Существо логотерапии") сгущает до состояния урокавыводы из первой части (" Опыт жизни в концлагере"), в то время как этапервая часть служит обоснованием моей теории. Таким образом обе частивзаимно подтверждают друг друга. Я думал совсем не об этом, когда писал свою книгу в 1945 г. Я написалее залпом за девять дней, твердо решив опубликовать ее анонимно. Идействительно, на обложке первого немецкого издания не было моего имени.Однако перед публикацией я дал рукопись своим друзьям, и они настояли, чтобыя поставил его хотя бы на титульной странице. Но сначала она была написана сабсолютной уверенностью, что, как анонимное произведение она никогда непринесет автору литературной славы. Я просто хотел донести до читателя наконкретном примере мысль о том, что у жизни есть потенциальный смысл в любыхусловиях, даже самых горестных. И я надеялся, что раз примером служит такаяэкстремальная ситуация, как концлагерь, моя книга привлечет внимание. Ячувствовал себя ответственным за то, чтобы описать все, через что я прошел; я надеялся, что это поможет людям, склонным впадать в отчаяние. Так вот, как ни странно, среди множества моих книг именно эта, которуюя собирался выпустить анонимно (и тогда она не могла бы создать авторуникакой репутации), стала пользоваться наибольшим успехом. Поэтому я еще иеще раз убеждаю моих студентов в Европе и в Америке: " Не ставьте себе цельюуспех - чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, темвернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; ондолжен получиться - и получается - как неожиданный побочный эффект личнойпреданности большому делу, или как побочный результат любви и преданностидругому человеку. Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; выдолжны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем. Я хочу, чтоб выприслушивались к тому, что велит вам совесть, и выполнять ее советы, употребив на это лучшие силы и знания. Тогда вы доживете до того, чтобувидеть, как через долгое время - долгое время, я сказал! - успех придет, иименно потому, что вы забыли о нем думать! Если последующий текст этой книги, дорогой читатель, расскажет вам обуроках, вынесенных из Освенцима, то идущее перед ним предисловие дает урок, который можно вынести из истории нечаянного бестселлера. В этом издании добавлена новая глава, дополняющая теоретические выводыкниги. Это изложение моей лекции в роли почетного президента ТретьегоВсемирного конгресса по логотерапии в Регенсбургском университете. Здесь онаприводится как " Постскриптум 1984 г." под заголовком " Доводы в пользутрагического оптимизма". Глава посвящена заботам и горестям сегодняшнегодня, и способности сказать жизни " Да! ", при всех трагических сторонахчеловеческого бытия. По поводу ее названия: есть надежда, что оптимизм поотношению к нашему будущему может быть основан на уроках, усвоенных в нашемтрагическом прошлом.

V. E. F.

Вена, 1983г. (Виктор Е. Франкл родился в 1905 г.; умер в 1997 г. -Р.М.) Часть первая





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.