Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы и проведение исследований






ТВОЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГИМНАЗИСТА

 

 

ПЕРМЬ, 2013

 


Дорогие друзья!

Эта брошюра призвана помочь всем заинтересованным гимназистам в написании и выполнении научно-исследовательской работы. Материалы данного пособия заимствованы составителем из разных источников: руководства по работе с юными исследователями, учебно-тренировочные пособия и методические копилки школьных предметных кафедр.

Брошюра состоит из нескольких частей:

1. Введение. Представлена значимость научных исследований в школьной жизни.

2. Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности.

3. Требования к оформлению работ.

4. Рекомендации для составления тезисов и публичного выступления при защите работы на конференции, а также примерный календарный план работы в НОУ.

Введение

Вы, наверное, задумывались над тем, кем быть, как ориентироваться в постоянно меняющемся мире, как успевать осваивать все расширяющееся информационное пространство. В последние десятилетия в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем возрасте, и, значит, в 14-16 лет надо определяться в профессиональном выборе. Помощь в самоопределении оказывает исследовательская работа. Научные исследования являются определенной школой жизни. Вам предстоит постигнуть приемы рационального интеллектуального труда, развить свои творческие умения. Чтобы достичь намеченной цели, необходимо обладать всей полнотой информации о той деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Представленные информационные материалы призваны помочь вам в организации и осуществлении научного исследования. Они содержат советы и рекомендации по выбору темы научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного краткого изложения ее сути в письменном виде и устном докладе. Мы будем информировать вас о конференциях школьников, где можно представить результаты своего исследования, найти единомышленников, познакомиться с учеными, работающими в данной области, получить их рекомендации, советы и оценку.

Будем рады, если представленные материалы помогут вам – молодым исследователям.

 

Организация научно-исследовательской деятельности

Выбор темы и проведение исследований

Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет, с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Выбирая тему исследовательской работы, следует хорошо подумать, каким образом проведенные исследования смогут изменить мир и его обитателей к лучшему. Источником для идеи может быть хобби или проблема, которая,

по вашему мнению, нуждается в решении. Проблема может быть стара, как мир, но способы и пути ее решения и осмысления могут быть самыми разнообразными.

Помочь при выборе темы вам помогут ваши родители, учителя гимназии, вузовский преподаватель, научный сотрудник или просто интересный интеллектуально развитый человек. Стоит заметить, что выбор темы работы существенно зависит от уровня вашей подготовки и технических возможностей, которыми вы обладаете. Как правило, школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, имеют научного руководителя. Чаще это бывает тот человек, который помог вам при выборе темы. Может быть и наоборот, вы выбрали тему, а затем нашли научного руководителя, проявив при этом необходимую инициативу. Научный руководитель поможет вам составить план исследования, критически оценить полученные результаты, подсказать альтернативные подходы в случае неудачи.

Этапы проведения исследования в различных областях знаний отличаются друг от друга. Наиболее общий план проведения исследования представлен ниже:

1. Проявление любопытства, выбор конкретной темы, задание вопроса; определение или создание /формулировка проблемы.

2. Изучение публикаций, относящихся к данной проблеме / вопросу.

3. Рассмотрение и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).

4. Проверка гипотезы при проведении экспериментов (сборе данных) и анализе результатов.

5. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.

6. Оформление проделанной работы (статья, реферат, материалы для стенда и т. п.); подготовка научного доклада.

Интерес для специалистов, оценивающих работу, будет представлять собой исследование, в котором освещена актуальность решаемой проблемы (задачи), раскрыта новизна полученных результатов (новое решение известной научной задачи, использование новых методов решения и сравнение их с ранее использованными методами для решения данной проблемы и т. д.) и, возможно, содержатся предложения по практическому использованию ее результатов.

Итак, очевидно, что исследователь должен уметь:

􀂃 находить объект и предмет исследования;

􀂃 формулировать цели исследования и выдвигать гипотезу;

􀂃 планировать эксперимент;

􀂃 проводить эксперимент;

􀂃 осуществлять качественный и количественный анализ полученных данных;

􀂃 определять границы применения экспериментальных данных;

􀂃 анализировать полученные результаты.

Научно-исследовательская работа по физике, химии, биологии и экологии носит в основном экспериментальный характер и часто проводится на базе соответствующих

специальных лабораторий. При выполнении исследований по экологии рекомендуется рассматривать проблемы окружающей среды своего населенного пункта, района, города.

По истории и краеведению чаще проводят исследования, связанные с изучением истории своего населенного пункта, предприятия, школы, семьи и т. д. Такие работы проводятся на базе библиотек и архивов.

По математике исследовательские работы разбиваются на две группы:

1. Изучение материала, не входящего в школьную программу, и решение на его основе ряда задач;

2. Практическое применение математических методов в других областях знаний (физике, технике, биологии, экологии и т.д.).

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:

1. Поиск необходимого материала и представление его в виде слайд-фильма, который можно было бы разместить в Интернет.

2. Изучение и обзор новых программных средств

3.Программирование сложных алгоритмов решения математических задач. Результатом является отлаженная программа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.