Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мюриел Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать

--------------------------------------------------------------- Muriel James Dorothy Jongeward BORN TO WIN Transactional Analysis with Gestalt Experiments A SIGNET BOOK NEW AMERICAN LIBRARY OCR - Сергей Бровко--------------------------------------------------------------- Мюриел Джеймс Дороти Джонгвард РОЖДЕННЫЕ ВЫИГРЫВАТЬ Трансакционный анализ с гештальтупражнениями Перевод с английского Б.Е.ВОЛЫНСКОГО Общая редакция и послесловие доктора психологических наук Л.А.ПЕТРОВСКОЙ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА " ПРОГРЕСС" " УНИВЕРС" 1993 ББК 88 Д 40 Редактор Л. Л Дорогова Джеймс М., Джонгвард Д. Д 40 Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ сгештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. ЛА. Петровской. --М.: Издательская группа " Прогресс", " Прогресс-Универс", 1993. -- 336 с.: ил. Авторы книги, известные американские психологи и психотерапевты М.Джеймс и Д. Джонгвард, знакомят читателей с двумя известными в современнойпсихологии подходами -- трансакционным анализом и гештальттерапией, раскрывают возможности их применения к повседневной жизни человека для еелучшего понимания и совершенствования. Книга может быть использована как учебное пособие теми, ктоинтересуется теорией личности и межличностными отношениями. Она также можетоказаться полезной как профессионалам, работающим в сфере психическогоздоровья или связанным с обучением и управлением, так и непрофессионалам, которые интересуются новыми методами самопознания. 0304000000-055 006(01)-93 КБ-- 41-- И-- 92 ББК 88 Издательская фирма " Универс" ISBN 5-- 01-- 003824-- 2 © Перевод на русский язык, послесловие и оформление издательская группа" Прогресс", 1993 НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К СЕБЕ -- Вы Жертва? Преследователь? Спаситель? -- Какому жизненному сценарию Вы следуете? -- Насколько Вы Ребенок? Родитель? Взрослый? -- Насколько Ваши отношения с другими поверхностны? Насколькодействительно откровенны? -- Вы положительно влияете на людей, создавая у них хорошее настроение, или общение с Вами оставляет у них неприятный осадок? -- Вы Выигрывающий или Проигрывающий? Когда Вам станут понятны эти вопросы и Вы начнете искать на них ответы, Вы окажетесь на пути к становлению тем, кем Вам предназначено быть -- ВЫИГРЫВАЮЩИМ. Доктор Мюриел Джеймс -- признанный специалист в области супружеских исемейных отношений, международный консультант по межличностным отношениям вправительственных учреждениях, в системе образования и бизнеса. Д-р Джеймсполучила степень доктора в Калифорнийском университете в Беркли, автор книг" Трансакционный анализ для мам и пап", " Рожденные любить", " Преуспевающийруководитель", " Брак и любовь", соавтор книг " Выигрывающие вместе с людьми" и " Новая самость". Доктор Дороти Джонгвард -- профессор Калифорнийского университета, членМеждународной ассоциации трансакционного анализа и Калифорнийской ассоциациисупружеских и семейных консультаций. Д-р Джонгвард защитила докторскуюдиссертацию по психологии в Калифорнийском Западном университете, авторкниги " Каждый выигрывает", соавтор книг " Утверждающая деятельность женщин, выигрывающих вместе в людьми" и " Женщины как выигрывающие ". ОТ ПЕРЕВОДЧИКА Даже учителю не стыдно сказать: " До сих пор я был еще ребенком". Полезные вещи нужно усваивать в любомвозрасте и не пренебрегать ими. Диоген Эта книга будет с большим интересом прочитана людьми, склонными ксамоанализу и интересующимися проблемами общения. Она может помочьвыработать более критичное отношение к себе и ответить на такие вопросы, как: -- Не являемся ли мы сами. причиной многих наших неприятностей? -- Что мешает нам полнее использовать свои способности и хорошо ли мызнаем свои ограничения? -- В чем мы чрезмерно потакаем своим слабостям, а в чем излишне строгик себе? -- Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот, никак неможем сосредоточиться и стать серьезными? -- Часто ли в своей жизни мы руководствуемся предубеждениями? -- Мы любим поучать других или предпочитаем оставаться в стороне? -- В случае неудач мы скорее склонны обвинять себя или других? -- Достаточно ли при общении мы учитываем настроение собеседника и своесобственное? Естественно, что данная книга будет меньшим откровением для тех, ктоимеет продуманные ответы на эти вопросы. Отношения ребенка с родителями и окружающая его обстановка в семьеявляются первым опытом взаимоотношений с людьми и миром. Этот опытзакрепляется и служит своеобразной моделью отношений, на которуюнакладываются все последующие впечатления и переживания человека. Именноэтот первый опыт продолжает влиять на наш характер и на наши отношения сдругими, хотя это влияние, как правило, труднее всего нами осознается. Частов этом влиянии детства и заключается большинство ответов на перечисленныевопросы. Эта мало освещаемая в отечественной литературе проблемарассматривается в книге достаточно подробно. Книга написана очень просто иясно, и, хотя ее авторы живут в США и примеры в ней взяты из американскойжизни, остается удивляться, насколько интернациональный характер имеютчеловеческие слабости и недостатки воспитания. Не следует, однако, думать, что все проблемы человеческих отношенийявляются чисто психологическими. Более того, многие психологические проблемыпорождаются совсем непсихологическими причинами (например, экономическимиили политическими) и при помощи психологии разрешены быть не могут. С другой стороны, никакая психологическая литература и никакие новыезнания не помогут нам измениться, если у нас нет к этому настоящеговнутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемыйличностью. Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой имиром -- главная направленность данной книги, именно таких людей авторы иназывают Выигрывающими. Оптимизм авторов и вера в то, что каждый может статьВыигрывающим, основываются на их многолетнем опыте работы в качествеконсультантов-психологов и психотерапевтов на стыке двух влиятельныхнаправлений в западной психотерапии -- трансакционного анализа игештальттерапии. Б.Е. Волынский Посвящается памяти нашего друга и учителя Эрика Берна, д-ра медицины ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения ипоискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, какработать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться.друг с другом и " грамотно ссориться", преподавателиизучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувствомрастерянности своим студентам. Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многиелюди стремятся понять себя и понять, что значит быть человеком. Одна молодаяженщина, руководитель отдела в крупной фирме, выразила это так: " Когда я, имея степень магистра по бухгалтерскому учету, пришла работать в свою фирму, то думала, что основными моими проблемами будут проблемы учета. Нооказалось, что это не так. Основными оказались проблемы человеческихотношений". Два новых подхода, помогающие лучше понимать людей, -- этотрансакционный анализ *, развитый д-ром Эриком Берном, и гештальттерапия винтерпретации, данной д-ром Фредериком Перлзом. В этой книге рассматриваетсянаше понимание трансакционного анализа и его применение к повседневной жизниобычного человека. Гештальториентированные упражнения используются для того, чтобы дополнить теорию трансакционного анализа. Примеры для иллюстрацийвзяты из опыта нашей работы в качестве преподавателей и консультантов. Трансакционный анализ дает людям рациональный метод анализа и пониманияповедения; гештальттерапия открывает отдельные стороны личности испособствует их интеграции, а также помогает развитию веры в себя. Обаметода помогают осознанию неосознанных сторон личности, воспитаниюответственности и искренности. Оба метола сосредоточены прежде всего на том, что происходит с нами в настоящее время. Мы надеемся, что эта книга будет использоваться как хрестоматия илиучебное пособие теми, кто интересуется теорией личности и межличностнымиотношениями. Она может оказаться полезной как профессионалам, работающим всфере психического здоровья или связанным с управлением и обучением, так инепрофессионалам, которые интересуются новыми методами самопознания. Это, конечно, не означает, что наша книга может заменить профессиональнуюпсихотерапию. При серьезных психических расстройствах людям требуется помощьизвне до наступления полного выздоровления. Мы убеждены в том, что люди не находятся полностью во власти своихпривычек и своего окружения. Они могут изменять и первое, и второе. Мынадеемся, что эта книга поможет Вам лучше осознать Ваши реальныевозможности, чтобы управлять своей судьбой, принимать решения, развиватьсвои этические взгляды, повышать уважение к другим и понять, что Вы рожденывыигрывать. Мы выражаем нашу искреннюю признательность тем, кто оказывал на насвлияние и помогал нам. Невозможно упомянуть всех поименно. Мы особеннопризнательны д-ру Эрику Берну, и д-ру Фредерику Перлзу за их теории и книги, а также Международной ассоциации трансакционного анализа и д-ру КеннетуЭвертсу, ее прежнему президенту. Мы хотим поблагодарить наших студентов и консультантов за. их веру внас и за то, чему мы научились друг у друга. Мы также благодарим наших мужей и детей за их терпение, любовь иподдержку. Мюриел Джеймс Лафайет, Калифорния Дороти Джонгвард Оринда, Калифорния 1971 Я полагаю, что каждый должен в конце концов стать хозяином собственнойсудьбы. Артур Миллер. После падения 1. ВЫИГРЫВАЮЩИЕ И ПРОИГРЫВАЮЩИЕ Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Галилей Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, ещеникогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрыватьв жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает.Каждый имеет свои индивидуальные возможности -- способности и ограничения.Каждый может быть значительным, думающим, осознающим и творческим человеком-- продуктивной личностью, Выигрывающим. Слова " Выигрывающий" и " Проигрывающий" имеют много значений. Когда мыговорим о личности как о Выигрывающей, мы имеем в виду не того, ктозаставляет кого-либо проигрывать. Для нас Выигрывающий -- это тот, ктоаутентично (подлинно) реагирует на все как личность и как член общества, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий --это тот, кому не удается быть аутентичным. Мартин Бубер делает, видимо, тоже различие, когда пересказывает старую историю о раввине. Когда раввина, находящегося на смертном одре, спросили, готов ли он вступить в мир иной, тораввин ответил утвердительно. Но там его не спросят: " Почему ты не былМоисеем? " Его только спросят: " Почему же ты не был самим собой? " (1). Редко кто является стопроцентным Выигрывающим или Проигрывающим. Каждыйиз нас в чем-то Выигрывающий, а в чем-то Проигрывающий. Но возможность статьВыигрывающим увеличится, если стремиться к этому. Данная книга поможетускорить этот путь. Выигрывающие Выигрывающие (Победители) имеют различные возможности. Для них самымважным в жизни являются не " достижения, а аутентичность (возможность бытьсобой). Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясьвсе более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют своюнеповторимую индивидуальность и ценят ее в других. Аутентичные личности -- Выигрывающие -- не посвящают свою жизньфантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собою, они незаносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Выигрывающиеумеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим, привлекают их или, наоборот, вызывают у них раздражение. Они понимают, чтосуществует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым ипоступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Выигрывающим ненужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считаясебя ни самыми лучшими, ни самыми худшими. Независимость не пугаетВыигрывающих. У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстропроходят. Выигрывающие могут быть независимыми в течение длительных периодоввремени. Они могут также терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако, несмотря на препятствия, Выигрывающие не теряют главное -- веру в себя. Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания.Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответына все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что теговорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающиемогут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от нихполностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытываютблагоговения перед другими. Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют вобвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь.Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственнымируководителями и знают это. Выигрывающие правильно используют свое время. Они реагируют на всеадекватно ситуации. Их реакции зависят от посланного сообщения и оберегаютзначимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающие знают, чтодля всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время. Время быть энергичным и время быть инертным, Время быть вместе и время быть одному, Время ссориться и время любить, Время работать и время отдыхать, Время плакать и время смеяться, Время встретиться лицом к лицу и время удалиться, Время говорить и время быть молчаливым, Время спешить и время ждать. Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут попринципу " здесь и теперь". Жизнь в настоящем не означает бездумноепренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему. Скореенаоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее исмотрят вперед в будущее. Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их, не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах.Являясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушатьдругого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми. Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегдапредопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес кжизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственнымдостижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других. Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могутоткладывать удовольствия, могут дисциплинировать себя в настоящем, чтобыусилить удовольствие в будущем. Они не боятся следовать своим желаниям, носледуют им наиболее адекватным образом. Выигрывающие не стремятся кбезопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя нанеудачу. Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главныхобщественных проблем, а, интересуясь ими, сопереживая им, борются заулучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствийВыигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобысделать мир лучше. Проигрывающие Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на светбеспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Выигрывающиеуспешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затемк взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники) -- нет. С какого-то моментасвоей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности засобственную жизнь. Как уже отмечалось, мало кто является полностью Выигрывающим илиполностью Проигрывающим. Большинство из нас являются Выигрывающими в однихобластях и Проигрывающими в других. Кем является человек, Выигрывающим илиПроигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве. Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание, конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмернаяфизическая работа, травмирующие события являются некоторыми из многихфакторов, которые способствуют формированию Проигрывающих. Эти условиямешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости исамоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, детиприучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулированияим тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в типповедения. Выигрывающие стремятся избавиться от них,, проигрывающиеприкованы к ним. Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, нотревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, нонесчастных. Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способныстремиться к чему-либо, " полуживые" или до смерти скучные. Проигрывающие немогут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили. Проигрывающие редко живут внастоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь навоспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которыеживут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлыхличных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как " могли бы" произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастнуюсудьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за своюнеудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себяявляются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только: " Если бы только я женился на ком-нибудь другом..." " Если бы только я имел другую работу..." " Если бы только я окончил школу..." " Если бы только я был красивым..." " Если бы только мой супруг бросил пить..." " Если бы только я родилсябогатым..." " Если бы только я имел лучших родителей..." Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуде, послекоторого они смогут " зажить счастливо". Вместо того чтобы следовать своейсобственной жизни, Проигрывающие ждут -- ждут волшебного спасения. Какаязамечательная жизнь начнется, когда: " Когда наконец явится прекрасный принцили идеальная женщина..." " Когда я кончу школу..." " Когда вырастут дети..." " Когда представится новая работа..." " Когда босс умрет..." " Когда я разбогатею..." В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения, некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая ввоображении предвкушение того, что если: " Что если я потеряю работу..." " Что если я лишусь рассудка..." " Что если что-нибудь упадет на меня..." " Что если я сломаю ногу..." " Что если я не понравлюсь им..." " Что если я допущу ошибку..." Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытываюттревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий --реальных или воображаемых -- проверок, уплаты счета, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Люди, слишком погруженные в своисомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Ихбеспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди самисебе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать. Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своихощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривомзеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизнизатруднено.. Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию насохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо. Карен Хорни пишет: " Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняяпрезирается в лучшем случае как бедный родственник" (2). Для играющего ролиПроигрывающего сама игра часто более важна, чем реальность. Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному иадекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут неподозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненногожизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах ипрежде стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственныеошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры. Проигрывающие избегают взаимной близости (привязанности) и не вступаютв честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающиепытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с ихожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других (3). Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способностине лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. Прирационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благовидныепредлоги. При интеллектуализации они стремятся засыпать других пустымкрасноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосознанными. Подобно сказочной Царевне-лягушкеПроигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а несамим собой. Методы изменения Человек, желающий открыть и изменить свои черты Проигрывающего, чтобыбольше походить на Выигрывающего, может использовать гештальтупражнения иТрансакционный анализ. Это два увлекательных психологических подхода кчеловеческим проблемам. Первому дал жизнь д-р Фредерик Перлз, второй былразвит д-ром Эриком Берном. Перлз родился в Германии в 1893 году и покинул ее когда к власти пришелГитлер. Берн родился в Монреале в 1910 году. Оба ученых изучали психоанализФрейда, оба порвали с применением ортодоксального психоанализа, оба обрелисвою наибольшую популярность и признание в США. Мы занимались у обоих, уБерна и Перлза, и нам нравятся их методы, потому что их методы работают. В этой книге мы надеемся показать, как теория трансакционного анализа, дополненная упражнениями, как созданными нами лично, так и полученными изгештальттерапии, может использоваться для развития и углубления чертВыигрывающего. Мы верим, что каждый, по крайней мере в некоторых своихпроявлениях, имеет возможность быть Выигрывающим -- быть подлиннойличностью, чуткой и осознающей. Фредерик Перлз и гештальттерапия Гештальт-психология не новое направление в науке, таковым являетсягештальттерапия. Д-р Фредерик Перлз, много лет проработавшийпсихоаналитиком, использовал некоторые принципы и открытиягештальт-психологии для создания и развития гештальттерапии. Слово" гештальт" (от нем. Gestalt) не имеет точного английского (как и русского.-- Ред.) эквивалента, оно означает, грубо говоря, нечто целостноорганизованное. Перлз изучил многих людей с точки зрения потери ими целостности своейличности, людей, являвшихся фрагментарными личностями. Он утверждает, чтолюди часто осознают только часть себя. Например, женщина не может осознатьили не хочет допустить, что иногда она ведет себя подобно своей матери; мужчина не может осознать или не хочет признать, что иногда ему хочетсяплакать, как ребенку. Цель гештальттерапии -- помочь людям стать целостными, помочь им статьосознающими, принимающими, исправляющими и объединяющими разрозненные частисвоей личности. Интеграция помогает личности перейти от зависимости ксамостоятельности, от опоры на внешние авторитеты к аутентичным внутреннимавторитетам (4). В действительности наличие внутреннего авторитета означает, что личность уверена И себе. Такую личность не подчинишь зависимости отсупруга/ супруги, ученых степеней, служебного звания, терапевта, счета вбанке или других внешних авторитетов. Вместо этого она обнаруживает, чтотребуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.Согласно Перлзу, личность, которая отказывается поступать так, являетсяневротичной: Я называю невротиком любого человека, Который использует свои возможности, чтобы Манипулировать другими Вместо того чтобы совершенствоваться самому. Он стремится управлять другими, становится Помешанным на власти, Мобилизует друзей и родных Там, где он бессилен Использовать собственные возможности. Он поступает так потому, что не может вынести Те напряжения и разочарования, Которые сопутствуют внутреннему росту. А рисковать настолько опасно, Слишком опасно, чтобы думать об этом (5). Основными процедурами и методическими приемами в гештальттерапииявляются: использование фантазий; принцип пребывания в текущем моменте(принцип " здесь и теперь"), который является опытом " существования внастоящем"; предпочтительное употребление местоимения " я" по сравнению сместоимением " это" как путь принятия ответственности за свое поведение; обучение тому, как говорить " с" кем-либо, а не " для" кого-либо; осознаниесвоих телесных ощущений; обучение " пребыванию в своих чувствах", пока они небудут поняты и интегрированы (внимание к ним) (6). Наиболее трудным для многих людей является понимание специализированнойПерлзом формы исполнения ролей. Исполнение ролей не новый метод впсихологической практике. Уже в 1908 году д-р Якоб Морено разрабатывал этотметод, от которого в дальнейшем и произошли многие виды групп встреч игрупповой терапии. Он ввел термин " психодрама" в 1919 году для описаниятого, как он предлагал людям принимать на себя роли других и проигрывать ихпроблемы с различных точек зрения (7). В противоположность Морено Перлз редко использует других людей вролевой игре с пациентом. Он утверждает, что эти другие могут быть " взяты из его собственных фантазий, его собственных наблюдений" (8). дм образом, Перлзтребует от пациента представить. и проиграть все свои стороны. Онсосредоточивается на том, как пациент ведет себя сейчас, а не на том, почему он так себя ведет. Хотя для этого вида исполнения ролей могут использоваться различныесредства, техника двух стульев Перлза является единственной в своем роде.Ее, оснащение: 1) " горячий стул", стул для пациента, который хочет" работать"; 2) пустой стул, расположенный перед пациентом, на которыйпациент проецирует различные стороны своего Я, и 3) коробка из ткани скартонными повешенными носами и прослезившимися глазами. Метод " горячего стула" применялся, например, в случае с учительницей, которая, описывая себя как человека дружелюбного, помогающего людям, непонимала, однако, почему у нее нет близких друзей. Хотя она отрицала наличиев себе чувств раздражения, ее обычными выражениями были: " Ты пожалеешь обэтом" и " Мне жаль таких, как ты". Другие, видимо, воспринимали это какугрозу и враждебность. Когда эта женщина играла роли своих разрозненных сторон, она играласвое " дружелюбное Я" с " горячего стула" и представляла свое " раздраженное Я" на пустом стуле. Меняя стулья при смене ролей, она постепенно начала диалог: Горячий стул: Я не знаю, почему я здесь. Я всегда дружелюбна с людьми истараюсь приносить им пользу. Пустой стул: Ты слишком хорошо знаешь, почему ты здесь. У тебя нет ниодного друга. Горячий стул: Я не могу понять это. Я всегда делаю что-нибудь полезноедля людей. Пустой стул: От тебя только беспокойство. Всегда являешься " полезнойАнной". Ты заставляешь всех быть обязанными тебе. За короткое время голос учительницы стал резким и громким. Когда онанаходилась на " горячем стуле", она придумывала возражения против " полезнойАнны". Изумленная собственной агрессивностью, она сказала с сомнением: " Яникогда не знала, что могу быть такой раздраженной". Хотя другие люди виделиэту сторону ее личности очень часто, это был первый раз, когда она самавосприняла свои полярные противоположности: раздраженность и полезность. Иногда люди осознают только одну из своих сторон, как в случае сучительницей, приведенном выше. Иногда они могут осознавать их обе иговорить: " Я или парю в небесах, как воздушный змей, или придавлен к земледепрессией"; " Я или раздражен и агрессивен, или напуган и полон сомнений". Человек, личность которого расщеплена на части противоположностями, поступает по принципу " или-или" -- или высокомерно, или унижаясь; илибеспомощно, или авторитарно; или безнравственно, или добродетельно. Человек, который остается в тупике этих противоположных сил" ведет внутреннюю войну.Используя метод исполнения ролей Перлза, эти противостоящие силы могут бытьобнаружены при помощи друг друга, примирены друг с другом, и, таким образом, может быть найден компромисс между ними или по крайней мере положено началок осознанию их существования. Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своихотдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья скаждой сменой роли. Исполняемая роль может быть ролью человека, какой онсейчас, ролью ребенка, матери, отца, супруга или начальника. Исполняемаяроль также может быть физическими симптомами -- язвами, головной болью, болью в пояснице, потными ладонями, сильным сердцебиением. Она даже можетбыть предметами, встретившимися во сне, такими, как часть мебели, животное, окно. Исполнение ролей с использованием " горячего стула" может применяться длятого, чтобы прояснить некоторые отношения между людьми. Чтобы достичь этого, один человек представляет другого на пустом стуле. Человек говорит с этимдругим, высказывая то, что действительно у него на уме. Затем он может статьэтим другим и отвечать. В этом процессе невысказанные обиды и чувства частовыходят наружу и могут быть поняты и осознаны. Различные части сна также могут исполняться для того, чтобы достичьболее полного самоосознания. Согласно Перлзу, " сон -- это царская дорога кинтеграции личности" (9). ...все различные части сна являются фрагментами нашей Личности.Поскольку наша цель сделать каждого целостной личностью, то естьинтегрированной личностью, личностью без конфликтов, то для этого мы должнысовместить различные фрагменты сна. Мы должны снова признать своими этиспроецированные, отдельные части нашей личности и признать своими этискромные возможности, которые проявляются во сне (10). Или, иначе говоря, весь сон является личностью спящего. Каждыйперсонале и каждый предмет сна представляют некоторую сторону самогоспящего. С помощью проигрывания ролей людей, предметов сна или дажеотдельного фрагмента сна может быть обнаружено скрытое содержание сновиденияне путем его анализа, а через его переживание. Например, один мужчина видел повторяющийся сон, в котором всегдаприсутствовал письменный стол. Когда его просили вообразить себя этимстолом, он бормотал: " Какая глупость, я не письменный стол". Затем онвсе-таки преодолел смущение и начал свою роль. " Я большой письменный стол. Яполностью забит чужими вещами. Люди сваливают на меня свои вещи, пишут намне, тычут в меня перьями. Они просто пользуются мной, а я не могудвинуться..." Позже он сказал: " Да, это я, все правильно. Я позволяюпользоваться мною как письменным столом, и именно поэтому я нахожусь здесь! " Гештальттерапия усиливает как эмоциональный, так и интеллектуальныйинсайт, но ее методы сосредоточены скорее на первом. Эмоциональный инсайт --это такой момент самораскрытия, когда человек восклицает: " Ага! " Перлзописывает это переживание " Ага! " так: " Всякий раз, когда что-нибудь щелкает, попадая на свое место, закрывается гештальт, это и есть щелчок " Ага! ", потрясение от узнавания" (11). Интеллектуальный инсайт приходит по меренакопления фактов. Эрик Берн и трансакционный анализ При использовании трансакционного анализа люди достигают какэмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скореесосредоточен на последнем. Это процесс понимания, чаще аналитического, прикотором человек обычно заключает. " Да, именно так это и происходит! " Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения вповедении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его вниманияновых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включаливыражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позуи манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности былонесколько различных людей. Временами та или другая из этих внутреннихличностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют сдругими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут бытьпроанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытыемотивы и личность использует их как способ манипулирования другими впсихологических играх и при вымогательствах. Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюденияпривели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционныманализом, сокращенно ТА. Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод.Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах (как игештальттерапию). Группа служит окружением, в котором люди могут лучшеосознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют сдругими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым они следуют. Такоеосознание позволяет более ясно понять себя, с тем чтобы человек смогизменить или усилить в себе то, что он хочет. Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом ипациентом. Договор может касаться прояснения таких симптомов, какзастенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться вопросовдостижения контроля над поведением в таких случаях, как неумеренноепьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он можетсосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под определеннымисимптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при которых ребенокбыл униженным, заброшенным, слишком избалованным, отвергнутым или с нимжестоко обращались (13). Этот договорный подход сохраняет самостоятельностьпациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия договора будутвыполнены. ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он такжепредставляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческогоповедения, который большинство людей может понять и использовать. Этот методпредпочитает использование прямых, простых и даже разговорных словиспользованию психологических научных терминов или профессиональномужаргону. Например, основные стороны личности называются в ТА состояниями Я -- Родитель, Взрослый и Ребенок. Трансакционный анализ -- это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать своичувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями-- везде, где люди имеют дело с людьми. Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа являетсяустановление " возможно более открытых и подлинных взаимодействий междуэмоциональными и интеллектуальными компонентами личности" (14). Когда этопроисходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свойинтеллект, а не только одно за счет другого. Гештальтметоды могут ускоритьэтот процесс, особенно в области чувств. Каждая глава этой книги содержит упражнения, которые построены так, чтобы помочь Вам в применении этой теории. Мы советуем, когда Вызаканчиваете каждую главу, прочитывать упражнения, относящиеся к ней.Выполняйте то, что представляется возможным и интересным, сразу. Затем, через некоторое время, выполняйте то, что имеет к Вам отношение, являетсясущественным для Вас. Резюме Личность, которая не осознает того, как она поступает или чточувствует, является обедненной. Лишенная уверенности, такая личность мечетсямежду внутренними конфликтующими силами. Эта личность не является целостнойи представляет отчужденные стороны -- интеллект, эмоции, ощущения илиповедение. Личность, которая начинает лучше осознавать себя и изменяться кбольшей целостности, духовно обогащается. Люди, решившие освободиться от черт Проигрывающих и статьВыигрывающими, способны достигнуть такого проникновения. Через него ониоткроют, что могут все больше и больше полагаться на свои собственныеспособности, свободно чувствовать и составлять собственное мнение. Онипродолжат открывать и обновлять себя. Для них жизнь станет заключаться не втом, чтобы получать больше, а в том, чтобы быть чем-то большим. Выигрывающимнравится быть полными жизни! Упражнения 1.Проверочный список черт Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку (v) для техчерт, которые соответствуют Вашему мнению о себе. Используйте крестик (х), чтобы отметить черты, не свойственные Вам, и знак вопроса (?), если вы неуверены в ответе. -- Нравлюсь себе -- Остерегаюсь других или обижен ими -- Люди могут доверять мне -- Всегда сохраняю хорошее выражение лица -- Обычно высказываю правильное мнение -- Недоволен собой -- Завишу от чужого мнения -- Теряю время зря -- Использую свои способности -- Думаю сам за себя -- Не могу найти работу -- Верю в свои силы -- Обычно высказываю ошибочное мнение -- Люди мне нравятся -- Мне не нравится мой пол -- Обескуражен жизнью -- Не люблю находиться среди людей -- Не развиваю своих способностей -- Доволен своим полом -- Часто поступаю неправильно -- Знаю свои чувства -- Не понимаю себя -- Чувствую себя скованным -- Хорошо использую время -- Люди избегают меня -- Не интересуюсь общественными проблемами -- Доволен своей работой -- Получаю удовольствие от природы -- Участвую в решении общественных проблем -- Люди любят быть около меня -- Компетентен в работе -- Владею собой -- Жизнь мне нравится -- Не умею сдерживаться -- Не нравлюсь себе -- Недоволен своей работой Теперь посмотрите на отмеченные Вами черты. * Отражают ли они Ваш характер? * Это черты Выигрывающего, Проигрывающего или смешанные? * Какие черты Вы хотели бы изменить? В процессе чтения книги, возвращайтесь к этому списку черт.Просматривая те черты, которые Вы отметили, пытайтесь исправить те, которыеВы решили изменить. 2.Шкала Выигрывающий/Проигрывающий Оцените Ваши чувства к себе, к тому, чего Вы достигли в своей жизни, иВаши отношения с другими, поместите свою оценку где-либо вдоль следующегоконтинуума. Считайте, что один конец континуума соответствует трагическомуПроигрывающему, а другой конец -- совершенно благополучному Выигрывающему. * Каким Вы себя чувствуете? Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий * Как Вы относитесь к своим достижениям? Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий * Как Вы воспринимаете свои отношения с другими людьми? Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий * Вы удовлетворены тем, где Вы себя расположили? * Если нет, то что бы Вы хотели изменить? 3. Исполнение ролей внутреннего диалога В дальнейшем Вы не должны отвлекаться или прислушиваться к чему-либопостороннему, так как Вы будете вести диалог, повторяющийся в Вашей голове, и начнете осознавать смысл этого диалога. * Вслушайтесь в него. Кто говорит в Вашей голове? Вы говорите сопределенным человеком? * Теперь постарайтесь " вывести" этот диалог наружу. Установите двастула напротив друг друга. Используя метод исполнения ролей Перлза, произнесите этот диалог вслух. Меняйте стулья со сменой ролей. * Попытайтесь привести этот диалог к какому-либо заключению. 2. ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Сумасшедший говорит: " Я Авраам Линкольн". Невротик говорит: " Я хочу, чтобы я был Авраамом Линкольном". Здоровая личность творит: *Я -- это я. а ты -- это ты". Фредерик Перлз (1) В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему необходиморазобраться в себе. Трансакционный анализ дает ряд рекомендаций, которыечеловек может понять и использовать в своей жизни. В этой главе даетсякраткий обзор ТА и его приложений (2). В последующих главах каждая сторонаТА рассматривается более подробно. Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: Структурный анализ: анализ отдельной личности. Анализ трансакций: анализ того, как поступают люди и что говорят другдругу, Анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате Анализ сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которомулюди невольно следуют. Введение в структурный анализ Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти качества? Это метод анализамыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его Я (3). Представьте себе мать, громко ругающую своего непослушного ребенка. Еелицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдругзвонит телефон, и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса ивыражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойноопускается. Представьте двух рабочих, сердито спорящих друг с другом. Их спор всеболее ожесточается. Они напоминают детей, ссорящихся из-за конфеты. Вдругони слышат грохот металла, за которым раздается истошный крик. Их поведениеменяется. Спор прерывается. Раздражение сменяется беспокойством. Один спешитвыяснить, что случилось, другой вызывает " скорую помощь". Следуя теорииструктурного анализа, эти рабочие, так же как и мать ребенка, изменилисостояние своего Я. Берн определяет состояние Я как " устойчивый тип восприятия ипереживаний, связанный с соответствующим устойчивым типом поведения" (4).Берн пишет: ...в этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полнотупереживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния Я. Этоозначает, что состояния Я включают в себя естественный способ переживания изаписи переживаний во всей их полноте. Наряду с этим переживаниязаписываются в виде отдельных фрагментов... (5). Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Онивключают все переживания детства, все перенятое у родителей, восприятиясобытий и чувств, связанных с происшедшими событиями, и искажения, привнесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям намагнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже пережитьзаново. Каждая личность имеет три состояния Я, которые являются отдельными иособыми источниками поведения: состояние Я Родителя, состояние Я Взрослого исостояние Я Ребенка. И это не абстрактные понятия, а реальность. " Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют сейчасили которые существовали некогда, которые имеют законные имена и гражданскуюподлинность" (6). Структура личности схематически изображена на рис. 1. Состояния Я сокращенно называют Родитель, Взрослый, Ребенок. В этойкниге они обозначают состояния Я, а не реальных родителей, взрослых илидетей (В тех случаях, когда авторы называют конкретных людей родителями, взрослыми или детьми, они пишутся со строчной буквы. В тех же случаях, когдаговорится о состояниях Я, те же слова будут написаны с заглавной буквы: Родитель (Р), Взрослый (В). Ребенок (Ре). -- Прим. ред. *) Эти три состояния Я определяются следующим образом. Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, впервую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне онипереживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять нанашего внутреннего Ребенка. Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оноориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективнойинформации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивыми действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойнорассчитывая. Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают уребенка естественным образом. Онотакже содержит запись ранних детскихпереживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как" старое" (архаическое) поведение детства. Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делаливаши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя. Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, ихобъективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого. Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это вдетстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка. Иллюстрирующий пример Нашему клиенту посоветовали посмотреть для своего сына частную школу, вкоторой обучение велось неформально и поощрялось творчество. Во времярассказа о своих впечатлениях у клиента легко наблюдались три различныереакции. Сначала он нахмурился и сказал: " Я не понимаю, как можно чему-тонаучить в этой школе. Здесь же грязный пол! " Затем, откинувшись на спинкустула и разгладив лоб, он начал размышлять вслух: " Перед тем как принятьокончательное решение, я думаю проверить учительские ставки и поговорить скем-нибудь из родителей". В следующий момент широкая улыбка осветила еголицо, и он сказал: " Честно говоря, я и сам бы хотел ходить в такую школу! " Когда мы попросили клиента проанализировать свои высказывания, он легкозаключил, что первая его реакция соответствовала тому, как поступил бы егоотец. Его второй реакцией была реакция его Взрослого, который искалдополнительную информацию. Третьей была реакция его Ребенка, вспомнившегосвое безрадостное школьное существование и представившего, как чудесно былобы учиться в школе, подобной той, которую он посетил. Перед тем как принять окончательное решение, клиент выяснил вопросы, заданные его Взрослым, Впоследствии его сын поступил в эту школу, охотнопосещал занятия и достиг значительных успехов по сравнению с прежнимуровнем. В соответствии со структурным анализом личность может реагировать наопределенное воздействие совершенно различным образом из каждого состояниясвоего Я; иногда эти состояния Я находятся в согласии, иногда в конфликте. Взгляните на следующие примеры реакций. На картину современного художника Родитель: Бред какой-то! Что же это должно означать? Взрослый: Эта картина в соответствии с выставленной ценой стоит тристапятьдесят долларов. Ребенок: О, какой прелестный цвет! На требование конторского отчета Родитель: Мистер Браун никак не отучится быть надсмотрщиком. Взрослый: Я знаю, что отчет потребуется мистеру Брауну к 17 часам. Ребенок: Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить мистеру Брауну. На сцену насилия на улице Родитель: Поделом этой девице, нечего выходить на улицу так поздно. Взрослый: Мне лучше вызвать полицию. Ребенок: Право, разве это не захватывающая сцена! На предложение куска шоколадного торта во время диеты Родитель: Смелее, милый, это поддержит твои силы. Взрослый: Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четырестакалорий. Я думаю, что воздержусь от него. Ребенок: Какой вкусный тортЯ могу съесть его весь. На звуки рок-музыки Родитель: Какую ужасную гадость слушают наши дети! Взрослый: Мне трудно думать илиразговаривать, когда звучит такая громкая музыка. Ребенок: Эта мелодия вызывает у меня желание танцевать. На опоздание молодой машинистки Родитель: Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью. Взрослый: Если она неможет рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны. Ребенок: Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени. На лекцию, в которой используется ненормативная лексика Родитель: Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе. Взрослый: Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, каково их действие на аудиторию. Ребенок: Хотел бы я иметь смелость говорить так же. На запах капусты Родитель: Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье нашей семьи. Взрослый: Капуста имеет высокое содержание витамина С. Ребенок: Никто не заставит меня естьэту вонючую гадость. На знакомство с мужчиной, заключившим Вас в свои объятия Родитель: Никогда непозволяй незнакомым прикасаться к тебе. Взрослый: Я удивлена, почему он это сделал? Ребенок: Он смял меня. Люди, находясь в каждом состоянии Я, могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние Я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния Я откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще изсостояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае ихспособности воспринимать этот мир снижены или искажены. Развитие состояний Я После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личныхпотребностях и комфорте. Младенец стремится избегать болезненных ощущений иреагирует на все на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальноесостояние Я Ребенка. (Надо отметить, что влияние на состояние Я Ребенкавнутриутробного периода еще не исследовано.) Следующим развивается состояние Я Родителя. Часто оно впервыенаблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая ихповедению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игреребенка. Других это, наоборот, радует. Состояние Я Взрослого развивается по мере того, как ребенок стараетсяосмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можноманипулировать. Ребенок может спросить: " Почему я должен есть, когда я неголоден? ", или может симулировать боль в животе, когда ему не хочется есть. Иллюстрирующий пример Двухлетней Шери подарили на Рождество шагающую куклу. Шери со словами" Я дочка" попыталась забраться на куклу, но та была слишком мала. Тогда онапопыталась поставить куклу, и это ей удалось. Шери закричала: " Я мама" -- иначала подталкивать куклу вперед но скоро услала от этой игры. Сердитооттолкнув куклу, Шери опрокинула ее, затем, снова поставив куклу, попыталасьзабраться на нее опять, однако не смогла удержать ее Потерпев неудачу, Шерипоставила куклу еще раз Она четыре раза пыталась менять свою роль Затем, видимо, поняв, что она слишком большая, Шери окончательно стала " мамой" иповела себя с куклой так, как вела себя ее мать по отношению к ней. Материнское поведение Шери было действительным подражанием матери иисходило из ее состояния Я Родителя. Хотя в своем состоянии Я Ребенка Шерихотела быть ребенком, ее возникшее состояние Я Взрослого собрало иобработало объективные данные, почему она не смогла приноровиться к кукле. Любая ситуация может активизировать определенное состояние Я, а иногда, как в случае с Шери, различные состояния Я могут соперничать между собой.Среди двух взрослых один " ребенок" может пытаться быть " родителем" или" старшим" для другого " ребенка". Введение в анализ трансакций Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурымвзглядом, устным приветствием и та, на языке ТА это называется контактом.Два или более контактов составляют трансакцию. Все трансакции можноразделить на дополнительные, пересекающиеся и скрытые (7). Дополнительные трансакции Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, посланное из определенного состояния Я, личность получает ожидаемый откликиз определенного состояния Я другой личности. Берн определяет дополнительнуютрансакцию как " соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровымчеловеческим отношениям" (8). Например, если чуткий муж утешает свою жену, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сочувствие являетсясоответствующим ее потребности в покровительстве (см.рис.2). Дополнительные трансакции могут происходить между любыми двумясостояниями Я; Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель-- Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом; какВзрослый -- Взрослый при решении каких-либо проблем; как Ребенок -- Ребенокили Родитель -- Ребенок, когда веселятся вместе. Личность можетвзаимодействовать с любым состоянием Я другой личности, находясь сама всостоянии Я Родителя, или Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствуетожидаемому, то трансакция является дополнительной. Линии коммуникации открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. -- все вносит свой вкладв смысл каждой трансакции. Чтобы полностью понять сказанное, необходимоучитывать невербальные аспекты трансакции так же хорошо, как и произнесенныеслова. Для лучшего понимания следующих примеров предполагается, чтовоздействия являются непосредственными, а словесные и невербальные сообщениясовпадают. Любой пример в лучшем случае является учебной приближеннойсхемой. Для большей точности необходимо знать реальные состояния Я Родителя, Взрослого и Ребенка каждой личности. Обмен сведениями в трансакции Взрослый/Взрослый 1. Какой начальный оклад у этой должности? 2. Десять тысяч долларов. Трансакция сочувствующие Родитель/Родитель 1. Дети так скучают без отца. 2. Да, давайте возьмем их в парк немного порезвиться. Трансакция игривые Ребенок/Ребенок 1. Ты мне действительно нравишься. 2. Ты мне тоже нравишься. Трансакция Ребенок/заботливый Родитель 1. Я так волнуюсь за моего сына, что не могу сосредоточиться на этомотчете. 2. Вы можете раньше уйти с работы, чтобы пойти в больницу и навеститьего. Трансакция с обратной связью раздраженный Ребенок/ выслушивающий Взрослый 1. Я так взбешен, что готов выкинуть этот проклятый магнитофон в окно. 2. Что это тебя так рассердило, что ты хочешь его выкинуть? И чего тыэтим добьешься? В каждой из вышеприведенных трансакций коммуникации являются открытыми, поскольку реакции являлись ожидаемыми и соответствующими стимулам. Но такпроисходит не всегда. Иногда на стимулы реагируют неожиданным илинесоответствующим образом, линии коммуникации при этом пересекаются. Пересекающиеся трансакции Когда два человека стоят, свирепо глядя друг на друга, поворачиваютсяспиной друг к другу, не хотят продолжать разговор или приведены взамешательство тем, что только что произошло между ними, то вероятно, онитолько что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакциявозникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция.Активизируется неподходящее состояние Я, и линии коммуникации пересекаются.С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга илиизменить направление разговора. Если муж нечутко отвечает своей глубокоопечаленной жене: " Ну как ты думаешь, я себя чувствую! ", то он, вероятно, тем самым отталкивает ее от себя (см. рис. 8). Пересекающиеся трансакции -- частые источники неприятностей, возникающих между людьми: между родителями и ребенком, между мужем и женой, между руководителем и подчиненным, между преподавателем и студентом и т.д.Человек, начинающий трансакцию и ожидающий определенный ответ, не получаетего. Он чувствует, что ему перечат, и часто испытывает чувство пренебреженияи непонимания. 1. Босс: Который сейчас час? 2. Секретарь: Вы вечно торопитесь 1. Муж. Ты можешь повести машину сегодня вечером? 2. Жена: Сегодня у меня тысяча дел. Джонни ждет торт ко дню рождения.Нужно показать кошку ветеринару, а ты еще хочешь усадить меня за руль! 1.Босс: Мне необходимыдвадцать пять экземпляров этого доклада для вечернего заседания коллегии. Немогли бы Вы приготовить их для меня? 2.Секретарь: Ваше счастье, что Вы можете поручить мне во всемзаботиться о Вас. 1. Ученый А: Возможно, в этом эксперименте могли участвовать некоторыепеременные, которые мы не учли. 2. Ученый В: Если это и так, то кто сможет все учесть? 1. Жена: Я хотела бы взять машину в пятницу вечером и заехать поболтатьк сестре. 2. Муж: Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени. 1. Руководитель: Вы не видели контракт с Уиллоузом, мисс Смит? 2. Секретарь: Если бы Вы действительно руководили нашим отделением так, как это Вам кажется, Вам не нужно было бы спрашивать меня, где находитсяконтракт с Уиллоузом. 1. Джон: Давай повеселимся. 2. Маршия: Ты можешь хоть когда-нибудь быть серьезным? Трансакции могут быть прямыми или косвенными, откровенными илиразбавленными, интенсивными или вялыми. Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек говорит сдругим, надеясь повлиять на третьего, который их слышит. Например, мужчинаможет быть слишком робким, чтобы сказать прямо своему шефу то, что он хочет, и он говорит это сотруднику, надеясь, что шеф " получит сообщение". Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный, полунежный оттенок.Сообщение скрывают в форме подшучивания. Например, один студент можетсказать другому: " Эй, гений, когда ты собираешься закончить эту книгу? Ятоже хочу прочитать ее". Тот может бросить ему книгу со словами: " Вот она, ротозей. Лови ее, если сможешь". Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаютсяотсутствием глубоких чувств. Так происходит, например, когда жена говоритмужу: " Хотела бы я знать, мы выберемся поужинать сегодня вечером вместе? ", -- а он отвечает: " Мне все равно, дорогая. Как ты скажешь, дорогая". При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми иоткровенными и, в случае необходимости, интенсивными (9). Эти трансакцииявляются дополнительными и свободными от скрытых мотивов. Скрытые трансакции Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются отдополнительных и пересекающихся трансакций тем, что включают более двухсостояний Я, так как скрытое сообщение, маскируется в них под социальноприемлемой трансакцией. Именно таково содержание избитой фразы: " Вы нехотели бы подняться ко мне посмотреть мои гравюры? " В этом примере Взрослыйговорит одно, в то время как Ребенок при помощи намека сообщает нечто другое(см. рис. 16). Когда продавец машин, улыбаясь, говорит своему клиенту: " Это наша самаявеликолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас", то его слова могут быть восприняты как состоянием Я Взрослого клиента, так иего состоянием Я Ребенка (см. рис. 17). Когда их слышит Взрослый, ответможет быть таким: " Да, Вы правы, учитывая, сколько я получаю". В то времякак Ребенок может ответить: " Я беру ее. Это как раз то, что я хочу". Аналогично скрытое сообщение передается, когда машинистка представляетсвоему шефу письмо с несколькими типичными ошибками и этим провоцирует егосделать ей Родительское назидание (см. рис. 18). То же происходит, когдастудент постоянно опаздывает с выполнением заданий, отсутствует на занятиях, неразборчиво пишет контрольные или каким-либо другим образом вызываетРодительскую критику преподавателя. Подобный тип скрытой трансакции имеет место в следующем случае.Сотрудник, " исправившийся алкоголик", приходит на работу с похмелья, сблеском в глазах и похваляется перед сослуживцем: " Ну, парень, я все проклялпрошлой ночью, напился до бесчувствия. Ну и голова же у меня сегодня! " Напервый взгляд он просто делится информацией. Однако на скрытом уровнесостояние Я Ребенка алкоголика надеется вызвать у состояния Я Родителясвоего собеседника снисходительную улыбку и тем самым прощение его срыва. Но вместо отклика Родителя своего собеседника алкоголик может вызватьотклик его Ребенка, и тот рассмеется над несчастьем коллеги. Если сотрудниксмеется из состояния Я Родителя или Ребенка, он усиливает Родительскоемнение, обычно невербально выражаемое алкоголику как Ребенку: " Тебе же будетхуже, пропащий ты человек". Этот неуместный смех или неуместную улыбку КлодСтейнер называет трансакцией виселицы (10). Улыбка способствует затягиваниюпетли и подкрепляет деструктивное поведение алкоголика. Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакциейвиселицы. Например, в случае, когда -учитель насмехается над " тупостью" ученика; -мать смеется над своим упавшим ребенком; -отец с сияющей улыбкой следит, как опасно рискует его сын. Трансакции виселицы, подобно другим трансакциям со скрытыми мотивами, широко распространены среди Проигрывающих, которые пользуются ими для того, чтобы играть в психологические игры. Игры, в которые играют люди Люди играют в психологические игры, которые напоминают такие игры, какбридж, шашки, " Монополия". Для того чтобы играть, игроки должны знатьправила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж вто время, как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастсяхорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимуюплату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в нихиграют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые играют в покер тожене для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как " частоповторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнеразумное обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой" (11). Чтобы последовательность трансакций образовала игру, необходимоналичие трех аспектов: Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне. Скрытая/трансакция, которая является сообщением, лежащим в основе игры. Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью. Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям междуиграющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому чтоони заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение осебе и других и, наконец, превращаются в их судьбу. Хотя в психологические игры играют, чтобы выиграть, люди, для которыхигры стали стилем жизни, не могут быть Выигрывающими. Иногда для того, чтобывыиграть, личность ведет себя как Проигрывающий (см. рис. 20). Например, вигре " Пни Меня", играющий пытается вызвать у своего партнера неуважительнуюк себе реакцию. Студент: Я очень поздно лег прошлой ночью, но так и не выполнилзадание. (Скрытое: Я плохой мальчишка, ударьте меня.) Преподаватель: Вам не повезло. Сегодня последний день, когда я могупринять эту задолженность. (Скрытое: Ты плохой мальчишка, и вот тебе пинок.) Играющие в игру " Пни Меня", хотя могут это и отрицать, стремятсяпривлечь к себе тех, кто хочет подыграть им и желает кого-нибудь " пнуть". Каждая игра имеет первый ход. Первый ход может быть бессловеснымдействием: холодно отвернуться, кокетливо подмигнуть, погрозить пальцем, хлопнуть дверью, обнаружить грязь в доме, прочесть чужую почту или мрачномолчать. Первый ход может быть фразой: " У тебя такой одинокий, отсутствующий вид..." " Как ты можешь ходить в школу в таком виде! " " Он критиковал тебя. И ты собираешься терпеть это? " " Разве это не ужасно, что..." Любимой игрой Барбары и Тома была игра " Скандал". Они оба знали первыйход и потому каждый мог начать ее. Стоило только игре начаться, как онапереходила в предсказуемый ряд трансакций и достигала своей кульминации, превращаясь в громкую ссору. Оканчивалась игра всегда одним и тем же --враждебным уходом. Расплатой за игру было избегание близости. Чтобы начать игру, Барбара молча провоцирует партнера своим поведением(или то же делает Том): курением одной сигареты за другой, надутым видом, уединением, раздраженными действиями. Когда партнер втянут в игру, онаначалась. По мере продолжения игры партнер зарабатывает пренебрежительныезамечания в свой адрес. После обмена обидными словами супруги окончательноотдаляются друг от друга. Игру начинает Барбара Барбара: ( С недовольной гримасой на лице выкуривает одну за однойнесколько сигарет.) Том: Что случилось? Что-нибудь не в порядке? Барбара Это не твое дело! Том: (Уходит в ближайший бар.) Барбара: (Разражается гневом, когда возвращается Том. Следует долгаябаталия, заполненная обвинениями и контробвинениями. Расплата наступает, когда Барбара вся в слезах бежит в спальню и хлопает дверью. Том удаляетсяна кухню за новой порцией виски. В этот вечер они больше не вступают вконтакт.) Игру начинает Том Том: (Приготовляет себе выпить, выходит в свой кабинет и закрываетдверь.) Барбара: Почему ты не приготовил выпить и для меня? Что-нибудьпроизошло? Том: Могу я побыть хоть нескол
<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Музыка заката | Введение. Создание современных информационных систем представляет собой сложнейшую задачу, решение которой требует применения специальных методик и инструментов

Данная страница нарушает авторские права?



подъемники передвижные телескопические аренда;техосмотр на бабушкинской

© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.