Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видеосьемка






Очевидно, что наиболее интересно и динамично зафиксировать моменты велосипедной поездки можно с помощью кино- или видео-техники.

Сегодня едва ли не в каждой семье имеется видеомагнитофон, да и видеокамера становится все более доступной. Появление же малогабаритных и особенно новых цифровых и сверхкомпактных бытовых камер открывает очень большие возможности для съемки в путешествиях. Наличие большого числа встроенных автоматических функций управления и контроля за режимами работы камеры во время съемки позволяет снимать видеофильмы на любительском уровне практически каждому, кто даже совершенно далек от элек-тронной техники. Словом, если есть возможность взять в велопуте-шествие видеокамеру, от этого отказываться не стоит.

Потом, например, на «гусятнике», когда соберется вся группа и на экране замелькают знакомые лица, на велосипедах и без них, когда участники состоявшегося путешествия опять увидят пережитые походные ситуации, на экране снова возникнут великолепные пей-зажи, когда велотуристы снова окажутся около величественных со-боров или у стен замков, опять услышат звуки природы, голоса из недавнего прошлого, они сповно совершат второе путешествие по пройденному маршруту. Но видеофильм к тому же дает возможность родным и друзьям велотуристов пережить походные радости, просто увидеть интересные сценки из походной жизни. И увидев их реак-цию сопереживания и, может быть, «белой» зависти участникам похода, телеоператор группы непременно скажет про себя или вслух: «Как хорошо, что я взял с собой видеокамеру!»

Однако, как и любое дело, видеосъемку можно осуществлять не-умело, и при показе огрехи начинающего оператора (дрожание ка-меры, неоправданные перемещения ее справа налево и обратно, «рваные» сцены и т. д.) могут не радовать зрителей, а наоборот, утомлять и раздражать. А можно сделать видеофильм профессио-нально, доставить зрителям большое удовольствие, дать им возмож-ность проникнуться радостями велотуризма, духом похода. В каждом деле есть свои правила, которые нарушать нельзя. В большой сте-пени это относится и к видеосъемке. Производить же видеосъемку в велопутешествии сложнее, чем во многих других случаях. Поэтому поделимся некоторым опытом, как это лучше делать.

Для начала о том, какую видеокамеру выбрать. При острой конкуренции между фирмами, разрабатывающими и производящими видеотехнику, на рынке появилось большое количество разнообраз-

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

ных видеокамер, и неспециалисту непросто разобраться, какую ка-меру лучше приобрести для велотуризма.

Познакомимся с двумя техническими терминами.

Система цветности - принцип кодирования передачи цвета и самого видеосигнала. В мире существуют несколько стандартных систем цветности: Зесат, РАЦ N130 и много их разновидностей. Вещание телевидения в России и в ближнем зарубежье ведется в системе Зесат, а почти все предлагаемые в России и в Европе в продаже видеокамеры работают в системе РА1. Все современные видеомагнитофоны и телевизоры, как правило, мультисистемные, то есть могут настраиваться на работу в нескольких системах. Поэтому нам нужно только, чтобы система цветности видеокамеры соответст-вовала возможностям воспроизведения нашего телевизора и видео-магнитофона (лучше, если это система РА1_).

Формат видеозаписи - ширина видеопленки и метод преобра-зования и записи видеосигнала на пленку.

Все видеоформаты делят на две группы: аналоговые - традици-онная система видозаписи, где сигнал фиксируется в полном, то есть непрерывном, виде; цифровые - видеозапись в особом им-пульсном виде, где видеосигнал разбит на набор импульсных кодов.

В свою очередь цифровые и аналоговые форматы могут быть композитными, где яркостная и цветовая составляющие сигнала сведены в единую форму, и компонентные, где яркость и цветность записываются в виде отдельных сигналов. Компонентные форматы имеют преимущества перед композитными по качественным пара-метрам и более высокой стойкости к искажениям. Цифровые фор-маты, появившиеся сравнительно недавно, бурно развиваются и через некоторое время могут полностью вытеснить аналоговые. Цифровая видеозапись имеет великолепные качественные характе-ристики, помехозащищенность, возможность многократных последо-вательных перезаписей практически без потерь качества. В анало-говых форматах, напротив, после нескольких перезаписей картинка становится расплывчатой и трудноразличимой.

Рассмотрим популярные видеоформаты.

Формат УН5. В переводе аббревиатура расшифровывается как «система бытовой видеозаписи». Запись производится в композит-ном виде на пленке 1/2 дюйма (12, 65 мм). Большинство бытовых видеомагнитофонов в мире работает в этом формате. Для походов и путешествий особый интерес представляет производная этого формата УНЗ-С (УНЗ-компакт), где размеры кассет уменьшены, соответственно уменьшается и возможное время записи со 180-240 до 30-45 минут. Размеры видеокамер формата ^НЗ-С значительно меньше, чем у камер, использующих полноразмерную видеокассету. Воспроизвести малую кассету можно на домашнем видеомагнитофо-не, вставив ее в специальный адаптер. Формат УНЗ-С наиболее УДОбен с точки зрения взаимообмена и воспроизведения снятых \/моерИаЛ°В ^С ПОМ°ЩЬЮ адаптера), поскольку видеомагнитофоны УНЗ имеются практически у всех. Правда, по качественным харак-теристикам формат УНЗ и УНЗ-С находится на весьма низком, по современным понятиям, уровне.

15*

411 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Формат 3-\/НЗ (супер-УНЗ) - улучшенная версия вышеописанно-го формата. В нем используется та же полудюймовая лента, но с металлопорошковым носителем. За счет этого намного возрастает важнейшая характеристика форматов - разрешающая способность (степень воспроизведения мелких деталей, см. табл. 6.6). Существует и аналогичная малогабаритная версия З-УНЗ-С.

Форматы УНЗ и З-УНЗ-С имеют одностороннюю совместимость, то есть на видеоаппаратах 5-\/НЗ можно записывать и воспроизво-дить записи типа УНЗ, а вот аппараты УНЗ воспроизводят записи 5-\/НЗ с большими искажениями. Имея камеру З-УНЗ-С (супер-УНЗ-компакт), то есть малогабаритную, наиболее удобную для путешест-вий, можно снимать в формате УНЗ (и тогда не будет проблем с просмотром), а можно в системе З-УНЗ, но тогда воспроизводить отснятые сюжеты можно будет только с камеры или специального дорогостоящего бытового видеомагнитофона З-УНЗ. Достоинством формата 5Л/НЗ является еще и то, что он компонентный, сигналы яркости и цветности записываются раздельно. Имеются варианты записи Н1-Р1 звука. Этот формат широко распространен на студиях кабельного тепевидения и в региональных телекомпаниях.

Формат УШео-8. Запись осуществляется на пленку шириной 8 мм в композитной форме. По качественным характеристикам при-мерно аналогичен формату УНЗ. Выпускаемые видеокамеры типа Напйусат в формате Мс1ео-8 имеют по сравнению с камерами УНЗ-С меньшие габариты и вес, а время непрерывной записи на кассе-тах \Лс1ео-8 может достигать при обычно применяемой скорости 120 минут (в режиме ЗР). В походе это удобнее, но воспроизводить записи дома можно только с камеры или через перезапись.

Формат УМео Ш-8. Улучшенная версия формата \Лс! ео-8 на ме-талпопорошковой ленте при повышенном разрешении (см. табл. 6.6). Запись осуществляется в компонентном виде. Хорошее соотношение сигнал/шум и звуковой канал класса Н1-Р1 позволяют применять формат Н1-8 в полупрофессиональных целях различных телевизион-ных студий. Камера Н1-8 может записывать и воспроизводить пленки формата \Лс1ео-8, но не наоборот. Дома тоже можно воспроизводить запись лишь с камеры визуально. Качество У1с1ео-8 примерно соот-ветствует качеству УНЗ, а Н1-8 - З-^НЗ. При этом очень многое зависит от самой модели видеокамеры, от ее оптики, матриц, эле-ментной базы и пр.

Все эти форматы являются аналоговыми.

Цифровой бытовой формат ОУ. Разработан относительно не-давно объединенными усилиями ведущих мировых фирм видеопроиз-водителей Зопу, Рапазопю, и\/С, Тпотзоп, НИасЫ и других. Запись ведется на 7-микронную магнитную ленту шириной 6, 35 мм в ком-понентном виде. Имеются малогабаритные кассеты М1гп-0\/ разме-рами 66x48x12, 2 мм и соответствующие видеокамеры. Технические параметры данного формата - на уровне аналоговых профессио-нальных, а 16-разрядная цифровая запись звука сравнима по каче-ству с цифровыми профессиональными магнитофонами ОАТ. Двой-ное напыление металла и очень гибкая основа ленты обеспечивают оптимальную защиту от деформации и гарантируют видеофильмам

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

Таблица 6.6

Технические характеристики распространенных бытовых видеоформатов

Формат   Разра-ботчик   Сигнал (вид)   Тип ленты   Разреша-ющая способ-ность, линий   Ши-рина лен-ты, мм   Сиг-нал/ шум, Дб   Скоросгь движе-ния ленты, мм/с  
УНЗ   ^УС   композитный,   оксидная   230-250   12, 65   -43   23, 39  
        аналоговый                      
5-УНЗ   ^УС   компонентный,   металлопо-   400-430   12, 65   -45   23, 39  
        аналоговый   рошковая                  
У1йео-8   Зопу   композитный,   оксидная     8, 0   -43   20, 05  
        аналоговый                      
У1с1ео-Н18   Зопу   компонентный,   металлопо-   430-450   8, 0   -45   20, 05  
        аналоговый   рошковая                  
ОУ   объеди-ненный   компонентный цифровой   метаплопо-рошковая     6, 35   -54   18, 79  
    консор-                          
    циум                          

долгую жизнь. Возможное время записи на кассетах ММ-ОУ - до 60 минут. Специалы-юе устройство позволяет точно отмечать кадры для монтажа. Имеется новый режим - «Фото», когда каждый кадр записывается около 7 секунд. Многие камеры 0\/ оборудованы сис-темой сопряжения с компьютером через специальный цифровой выход для монтажа. Словом, все самое лучшее, что наработано в аналоговых форматах, воплощено в видеокамерах формата ОУ. Но воспроизводить и перезаписывать видеозаписи можно только с са-мой камеры, так как имеющиеся сейчас в продаже бытовые видео-магнитофоны ОУ весьма недешевы. Но если есть возможность, то покупка видеокамеры 0\/ карманного сверхкомпактного класса оп-равдает себя сторицей.

Тому, кто собирается покупать новую видеокамеру, необходимо определиться насчет дальнейшего использования отснятых в походе пленок. Если они предназначены только для себя и друзей, то есть для домашнего использования, - можно выбрать формат У1с1ео-8 или УН5-С. Если же предполагается показывать отснятые материалы по телевизионным каналам, лучше воспользоваться более качественны-ми видеосистемами З-УНЗ-С, Н1-8 и ОУ.

Каким же требованиям должна отвечать походная видеокамера?

Во-первых, она не должна быть очень дорогой, ведь в походе возможны экстремальные ситуации и, как следствие, поломка, по-вреждение или даже потеря видеокамеры.

Во-вторых, аппарат должен быть небольшим по размеру и лег-ким.

В-третьих, объектив видеокамеры должна обладать впределенной «кратностью» или увеличением (оптическим, а не электронным) для возможной съемки удаленных объектов пейзажа. Практика показы-МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

вает, что 10-14-кратных объективов вполне достаточно.

В-четвертых, видеокамера должна быть достаточно надежной и защищенной от пыли и влаги. В частности, камеры фирмы НИасп! (Япония) заключены в корпус повышенной прочности, выдерживаю-щий нагрузку в 100 кг (то есть человек спокойно может встать на эту камеру, и она не выйдет из строя). Кроме того, эти камеры в случае, если аккумулятор оказался разряженным, позволяют вос-пользоваться обычными пальчиковыми батарейками размером АА, что чрезвычайно ценно для похода. А вот модели УМ-Н 90 Е/Н 91 Е той же фирмы НИасЫ специально разрабатывались для путешествий, они имеют еще более ярко выраженные «неприхотливые» и универ-сальные походные свойства: широкоугольная оптика - 12 крат, сверхмощный корпус, выдерживающий распределенную нагрузку до 200 кг, практическая непотопляемость (если видеокамеру случайно уронить в воду, она не утонет и не выйдет из строя).

В-пятых, для велотуризма особенно ценно, если камера имеет систему стабилизации изображения, которая позволяет скрыть или ослабить дрожание изображения при колебаниях камеры во время съемок, называемую 5{еас! у з1то<. Имеются две системы стабилиза-ции изображения: электронная и оптическая. Вторая считается бо-лее эффективной, хотя она и дороже. Вышеназванная модель УМ-Н 90 Е/Н 91 Е в формате Ш-8 имеет электронную стабилизацию изо-бражения.

Итак, идеальная дпя велотуризма видеокамера должна быть ма-логабаритной, любительского формата, рассчитанной на малую кас-сету, весом не более 2 кг, обладающей достаточно высокой свето-вой чувствительностью (минимальная освещенность - порядка 3-5 люкс), имеющей объектив с. минимальным фокусным расстоянием (от 4-5 мм), а значит, и большим углом обзора, кратностью не ме-нее 10х. Излишним можно считать набор цифровых спецэффектов, титров и прочих «наворотов». Ни к чему и система \/1зюп, то есть встроенный цветной жидкокристаллический экран (потребляющий и дополнительную энергию), достаточно, на наш взгляд, стандартного черно-белого. Возможно, лишним в походе будет и стереозвук клас-са Н1-Р1. А вот возможность переводить некоторые режимы камеры из автоматических в ручные (особенно фокусировку и диафрагму) бывает очень необходима. Как уже указывалось выше, нужна сис-тема стабилизации изображения 5(еас! у з1ю(, ну и конечно система встроенных программ экспозиции для разных режимов («портрет», «пейзаж» и т. д.). Но особенно для нас важен режим ЗроП - для съемки быстродвижущихся объектов с сохранением резкости изо-бражения.

Определенный интерес для съемки в походах и путешествиях представляет электронная система контроля съемки 31ат1па, разра-ботанная фирмой Зопу (Япония), которая разбивает процесс съемки на мельчайшие этапы, минимизируя потребление электроэнергии, что в сочетании с новыми литиево-ионными аккумуляторами дает возможность длительной работы камеры от одного аккумулятора.

Довольно много недорогих и надежных камер формата УНЗ-С (серия НХ) в очень плоском и удобном корпусе выпускает известная японская фирма Рапазопю.

Судя по всему, большие перспективы у новых моделей цифровых

видеокамер формата ОУ компактного, можно сказать, карманного дизайна. Некоторые модели весят 400-500 граммов (вместе с бата-реей), имеют весьма скромные габариты - 43x148x88 мм. В то же время они обладают очень высоким качеством изображения, близ-ким к качеству профессионального видеооборудования. Правда, ка-меры цифрового формата ОУ стоят в 1, 5-2 раза дороже камер ана-логовых форматов.

Наиболее качественные и надежные видеокамеры выпускают из-вестные и популярные мировые фирмы Зопу, Рапазошс, ^УС, и НКасп!.

Популярное разъяснение некоторых технических характеристик бытовых видеокамер поможет при выборе конкретной модели.

ССО-1/3" - обозначение преобразователя «свет - электрический сигнал». Предпочтение следует отдать видеокамерам с большими размерами ССО. В последних моделях применяется не одна матри-ца ССО, а три, что, несомненно, лучше (3x1/3" ССО).

ССО 810000 р! хе! - количество чувствительных микроэлементов, составляющих ССО-матрицу. Чем больше это число, тем лучшее качество «картинки» можно получить.

0, 5! их - минимальная световая чувствительность, выраженная в единицах освещенности - люксах. Чем меньше это значение, тем лучшая у камеры чувствительность. (Здесь необходимо обратить вни-мание на то, что значение чувствительности может повышаться с помощью электроники, в этом случае существенно ухудшается каче-ство изображения.).

2оот 15х/30х - возможность увеличения изображения, выражен-ная в кратности. Чем выше кратность, тем более крупно можно «наехать» на снимаемый объект. Первое число определяет макси-мальное оптическое увеличение, а второе - максимальное элек-тронное.

3, 9-54, 6 мм - характеристика объектива камеры, в которой пер-вая цифра обозначает минимальное фокусное расстояние в милли-метрах, а вторая - максималы-юе. Широкоугольные объективы име-ют малое значение минимального фокусного расстояния. Чем боль-ше разница между минимальным значением и максимальным, тем выше увеличение, а следовательно кратность.

3/Ы 60 - значение сигнал/шум, отражающее реагирование элек-троники камеры на внешние и внутренние наводки, ухудшающие полезный видеосигнап. Выражается в отрицательных значениях де-цибелл (например, -54 дб). Чем больше абсолютное значение, тем качественнее звук.

Подготовка видеотехники к походу. Где бы ни проводился ве-лопоход, каким бы он ни был, видеокамеру нужно в чем-то перево-зить. В продаже имеется большое количество различных сумок для транспортировки видеокамер; профессионалы их называют видео-кофрами или видеотрейлерами. Необходимо лишь правильно подоб-рать видеокофр, чтобы он подходил к данной модели видеокамеры. Можно видеотрейлер сшить и самому из плотного нейлона, капрона, кожи и других подходящих материалов, используя для защиты каме-ры от ударов внутри кофра куски толстого войлока, пенопласта или резины. Защитить кофр с камерой от дождя целесообразно дополни-

415 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

тельным чехлом из водонепроницаемого материала. Сумка с каме-рой вешается на спину и фиксируется поясным ремнем. Можно подобрать или изготовить для видеокамеры специальный рюкзак.

Достоинством такого способа перевозки является оперативный доступ к камере и ее нахождение всегда при операторе, он в любой момент, не теряя времени на доставание камеры, может отойти от велосипеда к точке съемки. Это очень удобно и в пешеходных экс-курсиях, которые бывают в каждом путешествии. Правда, при таком способе транспортировки возникает опасность повреждения аппарата при падении с велосипеда. Поэтому чем сложнее условия похода, тем выше требования к сумке-видеотрейлеру: дополнительная защи-та стенок от ударов, от осадков, а в особых условиях низких тем-ператур необходимы специальные сумки-кофры с автономным хими-ческим или электрическим подогревом (см. табл. 6.7).

Транспортировать камеру на велосипеде можно также в видео-кофре, закрепленном либо на переднем багажнике (в этом случае нужна мягкая прокладка между кофром и багажником), либо в под-вешенном состоянии на жестких и упругих амортизаторах на перед-ней части руля велосипеда. Можно закрепить видеокофр (тоже на амортизирующих жестких растяжках) и внутри рамы велосипеда с закрытой рамой.

Немаловажен вопрос защиты видеокамеры во время съемки или когда камера находится почему-либо вне видеокофра. Основываясь на опыте телеоператоров-профессионалов, желательно разработать и сшить защитный чехол применительно к данной видеокамере из ко-жи или из различных синтетических водонепроницаемых тканевых материалов. Для доступа к кнопкам управления камеры следует сделать откидные язычки на «липучках». Видеочехол защищает лен-топротяжный механизм и блок видеоголовок от пыли и влаги, по-этому он должен достаточно плотно и туго облегать видеокамеру, для чего можно вшить в оболочку чехла резинки и уплотнить место крышки кассетоприемника дополнительными накладками на чехле. Надо предусмотреть и оперативную смену кассеты и аккумуляторов, для чего удобно применить ту же систему откидных язычков и «ли-пучек».

Для защиты камеры от дождя во время съемок необходимо из-готовить отдельный чехол из толстого полиэтилена в виде мешка с отверстиями для объектива, видоискателя и руки оператора. Впро-чем, длительная съемка во время дождя затруднена даже при на-дежных средствах защиты из-за высокой влажности воздуха, которая отрицательно воздействует на механизм камеры, электронику и ви-деопленку. (В камерах стоят датчики влажности, которые включают блокировку системы видеосъемки, выдавая специальный сигнал на дисплее или видоискателе).

Особо следует отметить сохранность камеры и съемку во время отрицательных температур (в зимнее время года или в северных широтах). Ввиду того, что все существующие видеокамеры не рас-считаны на длительную работу при температурах ниже 0°С, можно воспользоваться опять-таки опытом профессионалов и применить специальные видеокофры и защитные чехлы с автономным подогре-вом. Подогрев осуществляется путем закладывания в двойные стен-ки кофра или чехла так называемых химических термопакетиков,

Т6

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

Таблица 6.7

Энергопитание и защита видеокамер в зависимости от вида похода

Виды велопоходов   Варианты энергопитания видеокамеры   Средства транспор-тировки VI защиты видеокамеры  
Одно, двухдневные   Стандартные аккумуляторы в не-   Стандартная ви-  
походы выходного дня   обходимом количестве.   деосумка (кофр)  
Многодневные вело-   1. Стандартные аккумуляторы   Стандартный ви-  
походы от 3 дней и   + зарядник при возможности   деокофр  
более по населенной   регулярной подзарядки аккуму-   + чехол на каме-  
местности в благо-   ляторов.   ру от дождя  
приятных погодных   2. Использование разовых бата-   + защитный  
условиях   реек с возможностью их покуп-   фильтр объектива  
    ки.   (ЗФО)  
Многодневные вело-   1. Использование разовых бата-   Утепленный ви-  
походы по населенной   реек с покупкой их во время   деокофр  
местности в сложных   похода.   + защита от дож-  
погодных условиях   2. Использование батареек по-   дя  
(низкие температуры,   вышенной емкости типа А!! < аНпе   + пылевлагоза-  
снег, пыль и пр.)   или выносной блок питания с   щитный чехол на  
    более мощными батареями.   камеру  
        + ЗФО  
Многодневные вело-   1. Определенный запас неболь-   Стандартный ви-  
походы по малонасе-   ших разовых батареек на весь   деокофр  
ленной местности   поход.   + чехол на каме-  
(тайга, глухие леса,   2. Выносной блок питания с   ру от дождя  
тундра и т. п.) в 6л а-   батарейками большой емкости с   + пылевлагоза-  
гоприятных климати-   запасным комплектом.   щитный чехол на  
ческих условиях (в       камеру  
летнее время)       + ЗФО  
Многодневные вело-   1. Определенное кол-во на весь   Утепленный ви-  
походы высоких кате-   поход маленьких разовых бата-   деокофр  
горий сложности по   реек повышенной емкости.   + утепленный пы-  
малонаселенной ме-   2. Выносной блок питания с   левлагозащитный  
стности и в сложных   определенным запасом батареек   чехол на камеру с  
климатических усло-   повышенной емкости на весь   автоподогревом  
виях (жара е пустыне,   поход.   + защита камеры  
холод и снег на севе-   3. Стандартные видеоаккумуля-   от дождя.  
ре или в горах, высо-   торы с возможностью их подза-   В отдельных слу-  
кая влажность и пр.)   рядки от несетевых источников:   чаях - примене-  
    солнечных батарей, гидро-, вет-ро-, бензогенераторов, от акку-   ние специалыного бокса для камеры  
    муляторов автомобиля, трактора.   + ЗФО  

которые в течение длительного времени выделяют достаточное теп-ло - результат химической реакции порошка внутри термопакета. Отработанные термопакеты заменяются новыми, и камера постоян-но находится в работоспособном состоянии. Кофры и чехлы с по-Догревом можно изготовить самостоятелыно, термопакеты же можно приобрести в магазинах фирм, поставляющих в Россию профессио-нальную телевизионную технику.

417 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Серьезным вопросом видеосъемки в путешествии является эпек-тропитание камеры, который можно решить разными способами.

В походы от одного до трех дней лучше просто взять побольше видеоаккумуляторов. Рекомендуем использовать аккумуляторы по-вышенной емкости, несмотря на их большие размеры и вес. Перед походом аккумуляторы следует хорошо заряжать с помощью соот-ветствующего зарядника. Они вообще не терпят длителыного нахож-дения в разряженном состоянии (в них протекают необратимые про-цессы, сильно снижающие емкость), поэтому сразу же после воз-вращения домой из похода их надо ставить на подзарядку.

В более продолжительных и сложных велопоходах подзаряжать подсевшие аккумуляторы придется уже на маршруте. Если поход проходит по населенным районам, то при планировании маршрута необходимо заранее предусмотреть места постановки аккумуляторов на зарядку и время на этот процесс. Обычно без особой потери времени можно заряжать батареи во время осмотра группой како-го-либо города или достопримечательностей, попросив воспользо-ваться электророзеткой, например, сотрудников музея. Если группа ночует или устраивает дневку на турбазе, в пансионате или в кем-пинге либо вблизи них, можно обратиться к их служащим с той же просьбой. Вряд ли откажут в помощи, если прийти в ближайшую от места ночлега группы деревню или поселок. Тут уже все зависит от личного обаяния и способностей договориться с людьми.

Процесс зарядки должен составлять не менее 10 часов для каж-дого видеоаккумулятора. Сила тока, в общем случае, должна состав-лять 1/10 от емкости батарей (например, если емкость батарей 2 А/ч, то зарядный ток должен быть порядка 200 мА). Можно использовать для подзарядки автомобильные, тракторные и другие аккумуляторы транспортных средств, встретившихся вдали от населенных пунктов этом случае необходим зарядный адаптер, имеющийся в прода-же), а в самом крайнем случае возможна зарядка аккумуляторов и от велосипедного генератора, если таковой есть.

В походах по южным районам и вообще если обещают на дни поездки солнечную погоду, имеет смысл воспользоваться солнечны-ми батареями, которые сейчас можно приобрести. В паспортных данных солнечных батарей обычно указывается напряжение и вы-ходной ток (или мощность батареи). Обычно приходится соединять последовательно несколько пластин солнечных элементов для увели-чения отдачи, так как мощность одного элемента, как правило, не-высокая.

Третьим и порой самым удобным для обеспечения энергопита-ния видеокамеры является способ применения одноразовых батарей. В некоторых моделях видеокамер, особенно фирмы НйасЫ, конст-руктивно заложены возможности использования наряду с видеоакку-муляторами бытовых пальчиковых батареек серии АА. Практически для всех бытовых видеокамер существуют специальные контейнеры, в которые вставляется определенное количество бытовых батареек. Эти контейнеры можно приобрести в специализированных магазинах и фирмах. Обычно в дорогу берется полный запас батареек на весь поход.

Для длительного велопутешествия возможен еще и вариант ис-пользования выносного блока питания большой емкости, представ-

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

ляющего собой сумку с батарейками большого размера (типа «Элемент 373»), подключенного к видеокамере. В этом случае ви-деооператор может снимать длительное время, не заботясь о частой смене батареек. Очень удобным для похода решением может быть пояс с карманчиками для батареек, который закрепляется на теле оператора, Такой пояс также можно изготовить самостоятелы-ю. При низких температурах емкость как аккумуляторов, так и батареек снижается, что следует учесть в определении их количества при подготовке к «холодным» маршрутам.

Какое дополнительное оборудование или, как теперь говорят, аксессуары, могут понадобиться в велопоходе?

Видеоштатив - облегченный складной. Нужен далеко не всегда, без него можно вполне обойтись, но полезен при съемке удаленных объектов и при панорамировании.

Накамерная лампа (20-50 Вт) - незаменим при съемке ночных кадров на большом расстоянии, при этом потребляет много электро-энергии.

Набор эффектных светофильтров - применим для высокохудоже-ственных кадров и создания различных оптических эффектов (звез-ды, туман и пр.).

Широкоугольная линза - применяется достаточно часто для рас-ширения угла съемки камеры. С ее помощью могут быть сделаны эффектные и красивые пейзажные планы и панорамы. (В ряде мо-делей видеокамер \Л/1с1е-Ьеп2 минимальное фокусное расстояние объектива достаточно мало, поэтому и угол объектива широк, и в применении широкоугольной насадки нет нужды).

Теленасадка - специальная линза, увеличивающая оптическую кратность видеокамеры (обычно в 2-4 раза). Применяется при съем-ке удаленных объектов. Кстати, получили распространение двухсто-ронние видеонасадки, которые работают и как широкоугольные.

Выносной микрофон - необходим, если предполагается брать ка-кие-либо интервью или наговаривать текст во время съемки.

Выносной микрофон-пушка - то есть микрофон высокочувстви-тельный с острой направленностью. Может использоваться для запи-си удаленных звуков, к примеру - пения птиц.

Плечевой штатив-упор - приспособление для более четкой фик-сации видеокамеры во время съемок на плече оператора с допол-нительной легкой опорой на поясе, плече или груди - позволяет уменьшить дрожание камеры во время съемки.

Спортивный бокс - эффективное средство защиты видеокамеры от пыли, дождя и снега во время съемки. Рассчитан на подводные съемки на глубине до 2 м, имеет жесткую конструкцию.

Подводный бокс - для подводных съемок на глубине до 100 м, может использоваться также и как средство защиты камеры в особо сложных и тяжелых условиях. Имеет особо прочную конструкцию.

Защитный светофильтр с соответствующим камере посадочным дииаметром - для защиты объектива от внешних повреждений.

Защитный дождевик - легкий и мягкий бокс для видеосъемки во время дождя.

Выбранные видеооператором принадпежности, как и видеокассе-ты, упаковываются в отдельную видеосумку - кофр, который укла-

41» МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

дывается в велорюкзак, подрамную сумку или крепится на переднем багажнике так, чтобы иметь достаточно быстрый доступ к видеоак-сессуарам. Различные оптические насадки и фильтры кладут в от-дельный карман в сумку вместе с аккумулятором или батарейками.

Необходимо также взять в поход мягкую замшу для протирки оптики видеоголовок, маленькую резиновую грушу для сдувания пы-ли в системе лентопротяжного механизма, очень мягкую кисточку, отвертку для подтягивания винтов видеокамеры.

Процесс видеосъемки в походе. Если участники похода наме-рены вести общегрупповую съемку и видеокамерой, и фотоаппара-том, делать это должны два человека, совмещение этих функций в одном лице ничего хорошего не дает.

Видеооператора, как и фотографа, можно сравнивать с охотни-ком за эффектными и неожиданными планами. А охотник должен быть готов к видеосъемке постоянно, чтобы поймать любую неорди-нарную ситуацию, сцену, даже любое мгновение похода. К тому же видеооператор должен быть хорошо тренированным велотуристом, поскольку ему приходится уезжать далеко вперед группы и, выбрав удобную для съемки точку, отснять движущуюся группу и затем дог-нать велосипедистов. Он может ради хороших кадров быстро за-браться на какую-либо высокую точку (обрыв, башня, мост), затем быстро спуститься и продолжить съемку в другом месте. Он готов лечь, присесть, немыслимым для обычных людей образом изогнуть-ся, пролезть, пробежать с камерой - то есть постоянно быть гото-вым заняться дополнительной помимо велоезды в группе легкой атлетикой ради хороших планов. Словом, он должен быть постоянно «в событии», даже предугадывать события. Внимательность, быстрая реакция, интуиция - вот основные качества «охотника»-видеоопера-тора. Естественно, еще нужно знать законы композиции (построе-ния) кадров, монтажа, обладать чувством ритма и эстетики. Ну и, конечно, досконально знать устройство, принципы работы и возмож-ности видеокамеры и других сопутствующих механизмов.

Видеосъемку в походе можно условно разделить на статическую и динамическую.

Статическая съемка - неподвижные или малоподвижные объек-ты: пейзажи, памятники, архитектурные сооружения, путешественни-ки на привале. Съемка таких объектов, как правило, несложна и выполняется статичными планами или с применением вертикальных или горизонтальных панорам. Оператор при этом, если нет штатива, либо стоит на земле, расставив ноги для большей устойчивости не-сколько шире плеч, либо производит съемку, остановившись, но не слезая с велосипеда, поставив одну ногу на землю. На привале и в других местах, когда группа не в движении, нужно стараться «подло-вить» участников похода неожиданно для них, чтобы зафиксировать поведение, жесты, эмоции людей в их естественном проявлении.

Динамическая съемка - наиболее эффектная, в полной мере от-ражающая суть велопохода. Главным объектом видеосъемки в вело-походе при этом является сама передвигающаяся по дороге группа велосипедистов или один из них. В этом виде съемок возможны два основных варианта.

Первый - когда съемка производится видеооператором с неко-

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

торой удобной точки слева или справа от линии движения объекта. В этом случае оператор выполняет прием «панорамирование-сопро-вождение» (возможно с доводкой фокуса). Другой вариант - опера-тор берет статичный интересный план, и велосипедисты один за другим проезжают мимо, входя в кадр и выходя из него. Очень эффектна может быть съемка типа «встреча - короткое сопровож-дение - провожание», когда оператор стоит рядом с линией прохо-ждения группы и встречает ее в кадре - создается эффект, будто велосипедисты едут прямо на камеру; затем оператор производит быструю панораму-сопровождение кого-то из группы и далее снима-ет статично удаляющегося по дороге путешественника (можно ис-пользовать также возможности «наезда-отьезда» клавишей 2оот видеокамеры). Затем оператор резко разворачивается, не выключая камеру, и производит такой же прием со следующим велосипеди-стом. Это можно делать многократно - главное, чтобы между вело-сипедистами была определенная дистанция.

При съемке группы красивые кадры получаются в точках, откуда открываются большие пространства и видны дальние и близкие уча-стки дороги (например, с горных перевалов и с различных высоких точек),

Во втором случае динамические съемки выполняются движущей-ся камерой. Это, пожалуй, наиболее эффектный способ съемки для велотуризма, хотя и более сложный в исполнении, Оператор нахо-дится в двигающемся параплельно велосипедистам автомобиле или мотоцикле, обгоняя при съемках группу, затем пропуская ее вперед. Здесь очень интересны крупные детали в кадре - крутящиеся коле-са, ноги, вращающие педали, руки на руле, лица велосипедистов со всеми эмоциями и выражениями прилагаемых усилий.

Отдельный разговор о съемке непосредственно с велосипеда. Сразу же предостережем, что съемка с велосипеда в движении, когда оператор одной рукой держит камеру, а другой - руль, - весь-ма опасное дело и по плечу велотуристу с очень высокой техникой вождения велосипеда, который в то же время обладает немалым операторским опытом. Безопаснее и проще съемка в движении, если камера прикреплена, например, на велошлеме оператора или на переднем багажнике велосипеда. При выборе второго способа следует учесть, что большинство бытовых видеокамер не рассчитано на вибрацию - записываемое изображение будет постоянно сры-ваться, на экране будут частые помехи, да и сам лентопротяжный механизм камеры может выйти из строя. Поэтому при закреплении видеокамеры на переднем багажнике под нее надо подложить не-большую, не до конца наполненную воздухом надувную подушку, а видеокамера закрепляется на багажнике эспандерными резинками. Естественно, если видеокамера имеет режим стабилизации 3(еас1у 5Мо(, он должен быть включен. В результате такой съемки можно получить очень зрелищные и динамичные кадры, а главное здесь -неожиданность и непредсказуемость событий, поэтому оператор должен импровизировать в процессе съемки.

Видеорассказ о путешествии должен быть интересен всем, а не только его участникам. Не нужно слишком вдаваться в такие под-робности, к примеру, как готовится походный ужин и кто из какой миски ест - это все можно показать как бы вскользь, легкими

421 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

штрихами. Гораздо важнее подробнее снять неординарные и трудные моменты похода: восхождение на перевал «велопешком», переправа через речку вброд, прохождение через овраг по бревну и другие экзотические для простого зрителя эпизоды. Здесь подробности в съемке важны. Не следует забывать и про общие планы.

Любое путешествие можно условно разделить на некоторое ко-личество взаимосвязанных эпизодов (отьезд из своего города, вы-ход на маршрут, осмотр достопримечателы-юстей, привал, марш-бросок, ночлег и т. д.). В связи с этим заранее можно прикинуть количество и тематику походных эпизодов-сюжетов, а съемку этих эпизодов можно построить по следующей упрощенной схеме: общий план места действия (можно с панорамой) - средние планы - круп-ные планы и отдельные важные детали - опять средние и общие планы.

Наиболее распространенные ошибки начинающего видеооперато-ра - частое чередование «наездов» и «отъездов», неоправданные чересчур крупные планы, затянутые однообразные кадры, увлечение съемкой всего и вся, что попадается на глаза оператору, особенно в начале путешествия. Конечно, чтобы подняться до профессиональ-ного уровня съемки, нужно несколько лет учебы и практики, пока видеолюбитель не освоит некоторые технические и творческие приемы.

Нужно стараться поменьше нажимать на клавишу 2оот, лучше ближе подойти к объекту. Если есть необходимость укрупнить какой-либо объект в кадре, то это можно сделать с помощью набора ста-тических планов «общий - средний - крупный». Длительность ста-тичных планов должна быть, в общем случае, в интервале 5-7 се-кунд. Хорошо смотрится видеоматериал, в котором статичные планы перемежаются панорамами. Панорамирование делается, как прави-ло, слева направо по такой схеме: статичный начальный план не более 7 секунд - плавное не слишком быстрое и не слишком мед-ленное панорамирование - конечный статичный план (тоже порядка 5 секунд). Панорамы лучше получаются при использовании штатива, но можно снимать и с рук, при этом ноги для большей устойчивости надо расставить пошире и с места их не сдвигать, а поворот произ-водить туловищем.

Очень важно соблюдение направления движения велогруппы при раскадровке планов. Например, если велотуристы в одном кадре движутся слева направо, то и в следующем они должны ехать тоже слева направо, иначе у зрителя появится ощущение, что они во втором кадре едут обратно.

Повторим, в походе камеру нужно тщательно предохранять от ударов, пыли и воды. Если же все-таки вода проникла внутрь аппа-рата, необходимо ее тщательно просушить, открыв крышку кассето-приемника и стараясь, чтобы туда не попала пыль. Нельзя проти-рать тряпкой внутренние части лентопротяжного механизма и блоки видеоголовок, влагу можно только продувать с помощью резиновой груши. Видеокамеру ни в коем случае не стоит ремонтировать в полевых условиях - современная видеотехника чрезвычайно слож-ная и высокоточная система, требующая только высококвалифициро-ванного подхода. В этом случае следует обратиться в специализиро-ванную мастерскую в ближайшем городе.

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

Время от времени надо проверять, не ослабпи ли внешние вин-ты видеокамеры: крепление микрофона, крышки кассетоприемника и другие. Если да, их надо осторожно подкрутить отверткой.

Обработка видеоматериалов поспе похода. Отснятые в путе-шествии видеосюжеты можно, конечно, показывать всем в том виде, как они есть (что большинство и делает), но, как правило, видеома-териала бывает много, и показ всего подряд (особенно тем, кто не был в путешествии) зрителей утомляет. Следовательно, желательно произвести отбор и монтаж отснятого видеоматериала. Для этого на бумаге расписываются названия и поспедовательность всех снятых ппанов. Начало каждого плана и его окончание фиксируются циф-рами временного кода, который высвечивается при просмотре на дисплее видеокамеры (в начале каждой кассеты его необходимо обнулить). Далее составляется так называемый «монтажник», то есть лист, где расписываются последовательность планов, номера кассет и временной код каждого монтируемого плана. Такая техно-логия приближена к профессиональной и позволяет упростить мон-таж, а также впоследствии что-то изменить или исправить.

Далее в соответствии с «монтажником» производится видеомон-таж. Для этого можно использовать видеокамеру или дополнитель-ный видеомагнитофон, соответствующий системе, в которой произ-водилась видеосъемка. Но перезапись значительно ухудшает качест-во, поэтому ее надо по возможности избежать. В качестве видеоре-кордера (запшсывающего видеомагнитофона) при монтаже лучше использовать четырехголовочный аппарат формата УНЗ или ЗЛ/НЗ с монтажными функциями. Хорошо, если он оборудован функциями видеовставки 1пзег1 и системой наложения звука, не стирая изобра-жения - АисНо-ОиЬ. Это позвопит потом озвучить смонтированный видеофильм. Для озвучивания можно также использовать некоторые модели видеомагнитофонов, оснащенных функцией КагаоКе. Титры можно нарисовать на бумаге, отснять видеокамерой и подмонтиро-вать к видеофильму. Если в камере есть встроенный генератор тит-ров, задача упростится.

В поспеднее время для видеолюбителей открыпись новые пер-спективные возможности обработки видеоматериалов с помощью персонального компьютера. Исходная видеоинформация с камеры или видеомагнитофона «перегоняется» в память компьютера, обору-дованного соответствующим аппаратным и программным обеспече-нием. Далее процесс монтажа осуществляется с помощью специаль-ной компьютерной программы, причем для поиска нужных видеопла-нов нет необходимости перематывать видеокассеты, как при обыч-ном монтаже. На компьютере мы получаем моментальный доступ к любому сюжету, плану и кадру. С помощью компьютера осуществля-ется таюке ввод титров, рисунков и элементов компьютерной графи-ки, создание спецэффектов, а также озвучивание готового фильма. Смонтированные с помощью компьютера видеофильмы перегоняются из его памяти на любой аналоговый видеомагнитофон для дальней-ших просмотров.

Процесс видеомонтажа с помощью компьютера называется нели-нейным. Особое значение он, очевидно, будет иметь для цифровых систем видеозаписи типа ОУ.

425 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

В общем, видеоаппаратура совершенствуется на глазах, как ни-где больше обеспечивая тесное единение науки, техники и творче-ства. Тех, кто приобщился к видеолюбительству сегодня, завтра не-пременно ждут удивительные и неожиданные открытия.

Принципы создания любитЕльских филымов

В работе над кино- или видеофильмом оператору велогруппы на-до пройти несколько этапов: создание сценарного плана, техниче-ская подготовка к съемкам, собственно съемки в велопоходе, мон-таж и озвучивание фильма. Продолжительность фильма не должна быть большой: в пределах 5-25 минут.

При съемке, при последующем отборе видеоматериала во время монтажа надо уметь видеть его глазами стороннего зрителя. Слиш-ком затянутый фильм зрителей утомит. Фильм - уже не просто на-бор сцен и кадров, это должен быть законченный рассказ о том, как путешествовала группа, а лучше в фильме поведать какую-нибудь историю. Может быть, это будет рассказ о выдающемся че-ловеке, на родину которого отправилась велогруппа. А может быть, она решила пройти боевой путь выдающегося полководца. Или пона-блюдать за жизнью и бытом аборигенов. Оператор с камерой, а вместе с ним группа, а потом и зрители могут заняться изучением природы какого-то края. И так далее. То есть у фильма, как у рас-сказа, нелременно должен быть сюжет.

Фильмы любой тематики оживят беседы с кем-то из людей, встретившихся на маршруте: с сотрудником музея, учителем-краеведом, лесничим, просто с местными жителями. Тут важно учи-тывать, что люди, особенно в глубинке, еще не привыкли к кино- и видеокамере как к сугубо личному предмету (как к фотоаппарату), им порой кажется, что отснятый материал непременно пойдет в эфир на всю страну, поэтому перед камерой ведут себя скованно, а бывает, и вообще отказываются сниматься. Поэтому оператору при съемке людей надо быть как можно незаметнее, а на передний план должен выступить кто-то из общительных членов группы, зада-ча которого - разговорить интервьюируемого, привлечь его внима-ние к себе и провести всю беседу. Для таких бесед лучше всего подойдет микрофон-«пушка».

При съемке монастырей, замков, дворцов нужно перемежать общие, средние и крупные планы. Например, начать с общего вида замка издалека, показав, как группа к нему подъезжает. Хорошо вначале дать замок на фоне окружающей природы (моря, гор, леса и т. д.), выбрав наиболее красивый вид и выгодный для замка ра-курс. Затем можно показать массивность стен и величие башен, после этого дать кадры внутренних строений и дворов. Оживит ви-деоряд здесь эмоциональная реакция на увиденное кого-то -из чле-нов группы, показанного крупным планом. После этого можно при-няться за съемку внутреннего убранства замка, наиболее ценных экспонатов и реликвий. Тут много возможностей для оригинальных крупных планов. Вообще одноплановый показ музейных предметов в перечислительной манере на экране выглядит уныло и утомительно, поэтому здесь постоянно нужно использовать мозаичное чередова-ние разных планов, неожиданных ракурсов, а также игру света (ко-

Радиотехника в велопоходе

сые лучи, блики и т. д.). Не следует забывать включать в кадр и участников похода. Под конец хорошо бы оператору забраться на какую-нибудь верхотуру в замке и снять оттуда сооружения замка и панораму окрестностей.

При съемке велогруппы в движении тоже надо перемежать раз-ные планы: общий (велотуристы где-то вдалеке), средний (группа подъехала ближе), более крупные планы туристов и наконец (для перебивки) самые крупные планы деталей велосипедов. Здесь тоже оживляет мозаичность видеоряда: человек на велосипеде полно-стью - крупный ппан лица велосипедиста и эмоции на нем - мель-кающие спицы колеса - уезжающая вперед, вдаль группа на фоне гор или живописной реки и т. д. Весьма выигрывает показ движу-щейся группы, если в него будет включен как бы взгляд глазами едущего велосипедиста: движущаяся дорога, убегающие назад дере-вья, заднее колесо предыдущего велотуриста и т.д.

Но при съемке велопутешествия важнее не столько динамика движения велотуристов на маршруте, сколько динамичное развитие сюжета, своевременная смена сцен, ситуаций, планов, поэтому осо-бенно следует избегать затянутых во времени кадров.

Искушенный кинозритель знает, как лихо надувают его создатели кино, снимая игрушечные эскадры в пруду (якобы в море), пуская под откос фанерные модели паровозов, выдавая Таллин за Берн, Крым за Аргентину и т. д. При съемке фильма о велотуристах тоже можно пойти на маленький обман, например, попросив велосипеди-ста на свободном участке ездить по кругу, в центре которого стоит оператор и снимает крупным планом работу ног, рук при переклю-чении передач и т.д. Эти кадры потом монтируются в сцены движе-ния группы на маршруте.

Обязательной деталью любого фильма должны быть титры: на-звание фильма, кто снимал, кто участвовал и непременно слово «Конец».

Видеофильм лучше показывать через проектор на большой кино-экраи. Хорошо снятый и смонтированный, с высоким качеством цветного изображения и звука, с удачно составленным, не без чув-ства юмора, комментарием, сопровождаемый хорошей музыкой, фильм создает полную иллюзию настоящего интересного кино.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.