Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фотосъемка






Фотокамера в наше время присутствует в пюбом событии, и тем более она необходима в велопоходе: будь то однодневная поездка или сложный многодневный велопоход. Каждый день и каждая мину-та могут принести удивителыные и неповторимые впечатления, кото-рые вспоминаются потом всю жизнь.

Выбор фотоаппаратуры. В последние годы в продаже наблюда-ется широкий ассортимент иностранной фотоаппаратуры, высокока-чественной цветной пленки и других фотопринадлежностей, по всей стране появились многочисленные пункты и студии по обработке фотопленки и печати фотографий. Современные любительские фото-аппараты стали многофункциональными, их конструкции рассчитаны на множество универсалыных и автоматических функций, освобож-дают от необходимости брать в поход большой набор фотопринад-лежностей, как это было раньше: светофильтры, сменные объективы, фотоэкспонометр, бленды, фотовспышку и прочее.

Фотосъемка в велопоходе в отличие от других условий имеет некоторые специфические особенности, соответственно и фотоаппа-ратура должна отвечать походным требованиям.

1. Стремление уменьшить перевозимый за счет собственных уси-лий груз и по весу, и по габаритам заставляет предпочесть фотоап-

40$ МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

параты компактные и легкие, сводить до минимума дополнительное снаряжение.

2. Экстремальные условия, особенно походов высоких категорий, езда в клубах пыли, под дождем, а то и под снегом, возможность падения вынуждают пользоваться ударопрочной аппаратурой с пы-левлагозащитными свойствами, надежной в любых условиях работы.

3. Оперативность съемки и, соответственно, малое время на подготовительные операции вызывают необходимость использовать фотокамеры с автоматическим определением и установкой экспози-ции кадра, с автоперемоткой пленки и другими автоматическими функциями.

4. Необходимость съемки разноудаленных объектов (ландшафты, удаленные памятники архитектуры наряду с портретами велотури-стов крупным планом в движении и на остановках) заставляет ис-пользовать аппаратуру с большой глубиной резкости, с автофокусом, со свободным фокусом (так называемый фокус-фри), применять фотообъективы с переменным фокусным расстоянием (например, системы 2оот).

5. Вследствие того, что в походах приходится производить съем-ки в очень широком световом диапазоне (от яркого солнца до почти полной темноты вечером на привале), необходимы большой рабочий диапазон диафрагм и выдержек объектива походного фотоаппарата, наличие встроенной фотовспышки.

Если обобщить все эти требования, то получится, что для вело-туризма в идеале нужен фотоаппарат легкий, компактный, малофор-матный, с автоматической отработкой экспозиции и системой авто-фокуса. Объектив должен быть с изменяемым фокусным расстояни-ем, достаточно широким углом и как можно большей кратностью увеличения. Необходима встроенная в аппарат фотовспышка, отклю-чаемая при ее ненадобности, желательно наличие Апй-гей-еуез зуз(ет (дословно: система против появления эффекта «красных глаз»).

С другой стороны, учитывая повышенный риск в велопоходе по-вредить аппаратуру, она не должна быть слишком дорогой. На пер-вый взгляд, это условие противоречит всем предыдущим, на самом же деле вполне можно подобрать многофункциональный и не слиш-ком дорогой любительский фотоаппарат в ценовом диапазоне от 200 до 500 долларов США. Рекомендовать конкретную модель бессмыс-ленно ввиду их очень большого разнообразия. Можем только посо-ветовать ориентироваться на широко известные фирмы, например, Сапоп, МтоИа, М|'1< оп. Приобретать фотоаппарат следует с достаточ-ным запасом времени до похода, чтобы хорошо изучить новую мо-дель и произвести пробные снимки в различных режимах.

Интересным и перспективным направлением современной фото-съемки является использование аппаратуры, имеющей возможность записи отснятого материала на дискету с последующей его обработ-кой на компьютере и распечаткой цветного изображения на принте-ре. По форме, габаритам, внешнему виду и встроенным функциям цифровые электронные фотоаппараты ничем не отличаются от обычных. Правда, при их высокой цене качество получаемых «отпе-чатков» заметно уступает традиционной цветной фотографии, но, поскольку техника сейчас совершенствуется очень быстро, можно

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

ожидать, что в ближайшее время цифровые аппараты сильно потес-нят пленочные.

Впрочем, вовсе не обязательно перед походом покупать новый суперсовременный фотоаппарат, если имеется испытанный и надеж-ный «фотодруг». Хорошие снимки или слайды можно сделать «Зор-ким», «Зенитом», даже «Сменой», но они потребуют большего вре-мени на различные манипуляции при съемке. Если выбирать из старых фотоаппаратов, предпочтительней зеркальный с системой ТТ1_.

В подавляющем большинстве случаев для съемок в велопоходе используют пленку с кадром 24x36 мм. Применение широкопленоч-ных аппаратов оправдано, когда выдвигаются высокие требования к изображению. Черно-белая пленка теперь тоже почти не использует-ся, коли стала общедоступной цветная, дающая великолепные ре-зультаты. Любители слайдов могут использовать соответствующую позитивную пленку, причем и фотографии отпечатать со слайдов при желании совсем несложно в специальных фотоцентрах, коих стало много. Самая подходящая фотопленка для цветных фотографий -чувствительностью 200 единиц на 36 кадров. Она универсальна для улицы, помещения и съемки со вспышкой.

При использовании старых фотоаппаратов с цветной пленкой для защиты оптики и ослабления синего тона при съемке в высокогорье нужно применять бесцветный ультрафиолетовый фильтр.

Крышки на объективах должны хорошо держаться и иметь шнур-ки для крепления к аппарату. Весьма полезны бленды на объективы.

Упаковка для пленки должна быть пылевлагонепроницаемой. Не-лишним будет мешок для перезарядки пленки.

Подготовка к велопоходу. Выше в разделе «Распределение обя-занностей в группе» мы рассказали о роли фотографа в велопоходе.

В ходе подготовки к путешествию фотограф, если он исполняет эту обязанность в группе впервые или если приобрел новый фото-аппарат, должен научиться свободному и привычному обращению с аппаратом, оптикой, выработать навыки съемки группы в движении, быстрой и точной фокусировки, съемки с велосипеда и т. д. Во вре-мя тренировочных выездов фотограф также выявляет недостатки в расположении, креплении аппаратуры и необходимость тех или иных принадлежностей.

Вместе с руководителем похода фотограф тщательно изучает предстоящий маршрут; по отчетам, путеводителям, планам городов на маршруте составляет перечень интересных природных и архитек-турных объектов, которые желательно запечатлеть на пленку. Затем он прикидывает примерную потребность пленки. Если походная группа формируется в большом городе, лучше купить сразу необхо-димое количество пленки, не надеясь это сделать где-то на маршру-те. Если в аппарате нет встроенной вспышки, желательно взять отдельную фотовспышку с достаточным запасом батареек.

Перевозят фотопринадлежности по-разному. Для старой техники типа «Зоркий», «Зенит» используют специально изготовленные коф-ры, которые делаются из дюралюминиевых листов или фанеры. Кофр обычно устанавливается на переднем багажнике велосипеда и снабжается легко открывающимися замочками-защелками. Внутри он

407 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

имеет амортизирующие прокладки из поролона и оклеивается фла-нелью. Снаружи его можно оклеить кожзаменителем. Кроме фото-аппарата в нем умещаются сменный объектив, экспонометр, фото-вспышка, запасная кассета, необходимое количество пленок, там же можно перевозить очки, документы, другие необходимые в пути мелочи.

Компактный фотоаппарат без сопутствующих вещей можно пере-возить на груди в брезентовом чехле, имеющем влагонепроницае-мую вставку и снабженном двумя ремнями - наплечным и поясным.

Если применяется современная многофункциональная фотокаме-ра малых размеров, то ее лучше всего разместить в специальной влагонепроницаемой поясной сумке. Для большей безопасности сум-ку изнутри следует проложить кусками толстого войлока, поролона или пенопласта. Такую сумку нетрудно сшить самому. Фотоаппарат в поясной сумке, как правило, не мешает движению на велосипеде и в то же время всегда под рукой, даже когда фотограф отошел от велосипеда. В эту же сумку в отдельные карманы можно поместить деньги и документы. Запасная фотопленка тоже должна быть легко доступна, поэтому не следует ее убирать глубоко в рюкзак. Это же относится и к другим принадлежностям, применяемым при съемке. Отдельно следует упаковать запас батареек для фотокамеры (если они применяются), кусочек замши для протирки и чистки оптики, мягкую кисточку и маленькую грушу для очистки от пыли, две часо-вые (простую и крестообразную) отверточки на случай мелкого ре-монта и немного чистого качественного спирта. Если ставится зада-ча съемки автопортретов, то необходимо взять с собой фотоструб-цину с шарнирной головкой. Брать в поход штатив для малогабарит-ного фотоаппарата нецелесообразно.

Фотоаппарат и принадлежности тщательно проверяют перед по-ходом: протирают оптику, сдувают пыль, открывают крышку для за-рядки пленки. Фотопленку заряжают в фотоаппарат до похода.

Особенности фотосъемки в велопоходе. При знакомстве с фо-тографиями и слайдами многих туристских групп можно заметить одну особенность: на подавляющем большинстве снимков изображе-ны велотуристы стоящие, а не едущие. Расположившиеся с велоси-педами около дорожных указателей с названиями населенных пунк-тов, перевалов или у музеев, памятников архитектуры. И создается впечатление, что группа в основном стоит и лишь иногда едет на велосипедах. Конечно, и статичные снимки нужны (хотя бы для от-чета о походе). Однако помимо съемки улиц городов, памятников архитектуры и живописных пейзажей основная задача фотографа-ве-лотуриста состоит в том, чтобы сделать полноценный фоторассказ о самом путешествии, то есть запечатлеть характерные и напряжен-ные этапы похода, неожиданные и острые драматические моменты. Нужно стремиться глубже отразить жизнь туристской группы в похо-де, стараться наиболее полно показать насыщенность его событиями и культурной программой.

Для осуществления своих съемочных планов велотурист-фотограф должен научиться постоянной собранности, готовности к съемке. При движении на велосипеде, на привале, во время короткой остановки для ремонта велосипеда, на экскурсии по городу - всегда фотока-

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

мера должна быть наготове, с запасом пленки.

Но самое главное внимание следует уделять съемке велосипеди-стов в движении, для чего фотографу следует уезжать вперед груп-пы по маршруту, выбирать хорошую точку и снимать проезжающую мимо группу. Любопытные снимки можно сделать с высокой точки (с холма или с моста пересекаемой дороги), где видна перспектива горизонта, пейзаж и группа на маршруте. Привлекают внимание фотографии движущихся велотуристов со смазанными на заднем плане объектами местности. Фотограф - это своеобразный азартный охотник, который должен постоянно быть в «боевой» готовности, чтобы схватить то или иное интересное мгновение. Лучше всего, когда люди не позируют перед фотоаппаратом, а «пойманы» самые неожиданные сцены походной жизни. Ценные кадры можно «подло-вить» и на привале, когда группа занята профилактикой и ремонтом своих велосипедов, другими делами.

Имея определенный навык, фотограф может сделать интересные снимки непосредственно во время движения на своем велосипеде. Особенно эффектны крупные планы участников велопохода, снятые едущим рядом фотографом. Только производить съемку в движении надо с большой осторожностью, соблюдая безопасность движения и держась обязательно одной рукой за руль; скорость движения при этом не должна быть большой.

Обязательно надо подробно отражать на снимках сложные уча-стки маршрута: подъемы на перевалы и спуски с них, переправы через водные преграды, преодоление препятствий «велопешком». Особенно нужны эти снимки при составлении отчета. Такую съемку необходимо дополнять пояснительными записями в путевом дневни-ке.

Фотоаппаратура в походе требует постоянного ухода и внимания. В свободное время (имеются в виду прежде всего дневки) следует проводить осмотр и чистку аппаратуры. Выбрав удобное место в тени, укрытое от ветра и пыли, на куске полиэтилена раскладывают фотоаппаратуру, очищают от пыли футляр, корпус фотоаппарата, кофр. Затем, разрядив аппарат, чистят фильмовой канал и, если нужно, объективы и фильтры. Проверяются и подтягиваются все внешние винты и креплеиие сменных объективов. Проверяется без пленки, визуально, работа аппарата во всех режимах, исправность дополнительных приспособлений, а также надежность ремешков и креплений.

Наиболее часто встречающиеся неисправности фотоаппаратуры в велопутешествиях - это раскручивание резьбовых соединений, за-грязнение от пыли и попадание влаги. При попадании в аппарат воды в качестве первой помощи его следует открыть, извлечь плен-ку и объектив, вытряхнуть по возможности воду и сушить в незапы-ленном месте, но вдали от огня. Если же фотограф сможет провес-ти неполную разборку фотоаппарата, то необходимо это сделать как можно скорее, чтобы удалить влагу из механизма. Сказанное каса-ется скорее отечественных фотоаппаратов, зарубежную технику лучше ремонтировать в специальных мастерских (сервис-центрах).

Чтобы неприятности с аппаратурой случались как можно реже, необходимо следить за исправностью и герметичностью кофра и защитного чехла для фотоаппарата.

15—1732

409 МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Первая задача, которая возникает перед фотографом после по-хода, - это подготовка фотографий для отчета. Как уже отмечалось, главный смысл фотографий в отчете - возможно большая информа-тивность.

Еще одна задача фотографа - обеспечить походными фотогра-фиями всех членов группы. Хорошо также сделать фотовыставку или хотя бы фотогазету (фотостенд), чтобы внести свой вклад в пропа-ганду велотуризма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.