Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационные перспективы Китая






Бергер Яков Михайлович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Технологические достижения Китая до сих пор лишь отчасти были связаны с прогрессом отечественной науки и техники. Зависимость КНР от импортных технологий в разы превышает показатели развитых стран, составляя более 50%. Чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю еще предстоит пройти длинный и нелегкий путь.

На прошедшем в октябре 2007 года XVII съезде КПК значительное внимание было уделено инновациям как неотъемлемой составляющей реформ. Инновациям в самом широком смысле: в организационной и кадровой областях, в государственном управлении и культуре, в практике и теории.

При таком подходе инновационным можно считать весь путь Китая за три последних десятилетия. Прокладывая его, китайские реформаторы находили свои, оригинальные способы институционального развития. Новые институты не дублировали какие-либо известные. Они, с одной стороны, полностью отвечали национальной и социально-экономической специфике и требованиям времени, с другой — позволяли относительно плавно переходить от старых, привычных порядков к новым, пусть, как правило, не совершенным, но обладающим потенциалом развития вплоть до полной трансформации. Можно вспомнить такие уникальные инновации, как переход от сельских народных коммун к семейному подряду, как создание специальных зон и двухколейной системы в экономике, как в политической сфере консультативная демократия.

Однако термин «инновации» можно трактовать и более узко, как это, например, делается в обзоре инновационной политики Китая, представленном в специальном докладе Организации экономического сотрудничества и развития: «Современная экономическая наука определяет инновационную систему как сочетание рыночных и нерыночных механизмов, направленное на оптимизацию производства, размещение и использование новых знаний в интересах устойчивого роста путем институциональных перемен в государственном и частном секторах» [1].

При такой трактовке модель, которая обеспечивала и продолжает обеспечивать экономический рост в Китае, не является инновационной. Ее краеугольные камни — это инвестиции и экспорт, а инновации, в первую очередь собственные, отечественные, до недавнего времени играли второстепенную, несистемную роль.

Впервые задача построения в Китае инновационной экономики была поставлена в начале 2006 года, когда Госсовет принял «Основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развитии науки и техники на 2006–2020 годы». Инновационный курс объявлен новой национальной стратегией. Долю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП предполагается поднять к 2020 году до 2, 5% (в 2005 году она составляла 1, 34%), а вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие — более чем вдвое, до уровня выше 60%. Зависимость от импортных технологий снизится до 30%. Китай войдет в первую пятерку стран по числу выдаваемых патентов и по числу ссылок на научные публикации, займет лидирующее положение в науке и технике.

Последний, XVII съезд КПК также объявил одной из насущнейших задач создание национальной, основанной не на заимствованиях, инновационной системы.

 

 

 

За последние десятилетия Китай добился определенных успехов в освоении современных технологий. Если в 1985 году, согласно данным Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), страна по экспорту высокотехнологичных товаров не входила даже в число первых 25 в мире, то в 1998 году она поднялась на 11-е место. В 2004 году экспорт таких товаров превысил импорт (см. рис. 1).

В 1985 году по индексу конкурентоспособности промышленности (CIP) Китай находился на 61-м месте, а в 1998 году — на 37-м. В соответствии с прогнозом Deutsche Bank производство товаров с высокой добавленной стоимостью в Китае будет прирастать в ближайшие три-пять лет на 30–40% в год [2].

 

Курс юаня в 2005 году составлял 8, 25 за доллар, к настоящему времени он вырос до 7, 6.

В последние годы выпуск высокотехнологичной продукции стал расти особенно быстро, опережая среднегодовые темпы увеличения ВВП в несколько раз. Экспорт этой продукции рос еще быстрее — сегодня более половины ее идет за рубеж (рис. 2).

В ассортименте высокотехнологичной продукции главное место занимают электроника и телекоммуникационное оборудование, а также компьютеры и офисная техника. Гораздо более скромные позиции у фармацевтики, медицинского приборостроения и особенно авиакосмической отрасли.

Технологические достижения Китая лишь в небольшой части были связаны с прогрессом отечественной науки и техники. Доля высокотехнологичного компонента в производстве и импорте росла прямо пропорционально увеличению зависимости от ввозных технологий. Если Япония и США зависят от них всего на 10%, то Китай — более чем на 50%. Страна импортирует свыше 70% оборудования для производства автомобилей, прецизионных станков с цифровым управлением, текстиля, 90% — для производства интегральных схем, более 95% сложного медицинского оборудования, 100% оборудования для производства оптического волокна, телевизоров, мобильных телефонов. Занимая второе место в мире по выпуску информационной электроники, ключевые технологии для этой отрасли Китай почти полностью импортирует.

Высокотехнологичная продукция выпускается в Китае преимущественно методом отверточной сборки поставляемых из-за рубежа компонентов. Иностранный капитал стал абсолютно доминировать в производстве, экспорте и импорте такой продукции. Таким образом, лежавшая в основе курса на широкое привлечение зарубежных инвесторов идея предоставления необъятного китайского рынка в обмен на передовые технологии в значительной мере осталась нереализованной. Впрочем, этот курс дал значительное число новых рабочих мест и открыл для китайского экспорта рынки всего мира, что превратило КНР в крупнейшего держателя золотовалютных резервов. Но технологического отставания он не устранил — западные ключевые технологии по-прежнему остаются недоступными для Китая.

В отличие, например, от Японии и Южной Кореи, которые, импортируя технологии, очень быстро их осваивают и создают на их основе новые продукты, Китай до последнего времени упор делал на прямом их использовании. На 1 юань, затраченный на импорт технологий, страна расходует всего 0, 07 юаня на их освоение и технические инновации, тогда как Япония и Южная Корея в период индустриального роста — от 5 до 8 юаней [3]. Крупные и средние предприятия страны в 2004 году затратили 4, 8 млрд долл. на импорт технологий и только 735 млн долл. на их освоение [4].

Ряд китайских экспертов, среди которых можно назвать известного экономиста, главу Центра экономических исследований Пекинского университета, а с 2007 года ведущего эксперта Мирового банка профессора Линь Ифу, даже не видели необходимости в развертывании собственных исследований, полагая более целесообразным и экономичным использовать чужие достижения. Такой подход базировался на концепции преимуществ позднего развития, согласно которой страны, вступившие на путь развития позже передовых, имеют возможность использовать опыт и достижения последних, что позволяет избежать многих ошибок и рисков, сэкономить немалые средства. В результате НИОКР и, прежде всего, фундаментальные исследования финансировались недостаточно, а темпы развития собственных инноваций отставали от темпов экономического роста.

В 2006 году расходы на НИОКР в Китае составили 1, 42% ВВП, тогда как в США — 2, 61%, в Японии и Республике Корея — более 3% (см. рис. 3).

Китай значительно отстает от развитых стран и по затратам на фундаментальные исследования. В США с начала 50-х до середины 60-х годов прошлого века эти затраты увеличивались более чем на 10% в год. В 90-х темпы роста еще более возросли, и в 2000 году 18% общих расходов на НИОКР приходилось на фундаментальный сектор. В ФРГ соответствующий показатель равен примерно 20%, во Франции в 1999 году он достигал 24%, а в Китае в 1995 году составлял всего 5, 18%, в 2002 году — 5, 73% [5]. Не случайно среди 50 ведущих стран мира Китай по способности к техническим инновациям занимал до последнего времени лишь 24-е место, позади Индии и Бразилии. По данным Шведского института управления, на 10 тыс. человек в Китае патентуется 10, 8 изобретений, тогда как в Японии 1 737, в ФРГ – 1 534, в Южной Корее — в 50 раз больше, чем в Китае, в Индии — в 40 раз.

Однако в самые последние годы ситуация стала быстро меняться. Власти осознали, что заимствованные технологии не могут обеспечить стабильного роста конкурентоспособности Китая, не говоря уже о превращении его в ведущую мировую державу. По основным параметрам, характеризующим развитие науки и техники, страна стала выдвигаться на лидирующие позиции.

Значительно увеличились вложения в НИОКР: в 2006 году они достигли 37, 7 млрд долл. (см. рис. 4), что ставит Китай по этому параметру на пятое место в мире. Сверхбыстрыми темпами создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. По числу последних Китай сегодня уступает только США. Для привлечения иностранных ученых создаются китайские технопарки за рубежом.

По числу исследователей Китай также приближается к США. На его долю приходится 14, 7% научных сотрудников мира, на долю США – 22, 8%, Японии — 11, 7%, России — 8, 9%. Число дипломированных специалистов в области информационных технологий ежегодно прирастает на 200 тыс. чел., это в пять раз быстрее, чем в США (см. рис. 5).

Если до 2006 года число патентов, получаемых китайскими учеными, росло ежегодно на 13–25% (см. рис. 6), то в 2007 году оно увеличилось сразу на 31, 3%. В 2006 году в первую десятку стран по числу выданных патентов входили США (143, 8 тыс.), Япония (122, 9 тыс.), Южная Корея (73, 5), Китай (53, 3 тыс.), Россия (23, 4 тыс.), Германия (17, 1 тыс.), Канада (15, 5 тыс.), Франция (11, 8 тыс.), Австралия (11 тыс.) и Великобритания (10, 2 тыс.). Большинство (16, 8%) патентов выдано в мире на изобретения, относящиеся к области компьютеров, телефонии и систем передач данных (6, 73%), компьютерной периферии (6, 22%). В Китае же первенствуют изобретения в сфере натуральных продуктов и полимеров, а компьютеры стоят на втором месте.

Быстрее всего растет число патентов, получаемых вузовскими исследователями. За 2002–2006 год доля последних увеличилась с 22% до 30%, тогда как доля сотрудников НИИ упала вдвое — с 29% до 14%. Повысилась с 46% до 51% и доля бизнеса (см. рис. 7).

Число научных публикаций китайских исследователей возросло с 1989 по 2005 год в 35 раз, главным образом за счет роста активности вузовских ученых — на их долю приходится свыше 60% работ. Наибольший рост наблюдается в физических и химических науках. Процент китайских публикаций в международных научно-технических поисковых системах SCI, EI и ISTP вырос более чем вчетверо (с 2% до 8, 7%) — впереди только США с 28, 8%. По индексу SCI, который отражает успехи в фундаментальных исследованиях, КНР отстает лишь от США, Англии, Германии и Японии. В некоторых отраслях, например в нанотехнологиях, Китай по числу публикаций вплотную приблизился к США. Многие работы выполнены китайскими исследователями совместно с иностранными коллегами, особенно — американскими и японскими.

Оптимизация структур и концентрация сил и средств на наиболее перспективных научных направлениях — задачи, решению которых в Китае уделяется значительное внимание. В 1998 году началась реорганизация Академии наук. По плану к 2010 году из 129 академических институтов должно остаться 30 наиболее сильных и признанных в мире. Введен новый порядок определения научных приоритетов и финансирования, призванный устранить распыление средств. Например, на долю 50 университетов приходится две трети ассигнований, выделяемых вузам, ведущим исследования и разработки, коих в стране 700. Университеты занимаются, прежде всего, фундаментальными исследованиями, как и институты Академии наук. При них создаются научно-технические компании, технопарки и бизнес-инкубаторы. Быстро развивается кооперация с бизнесом: университеты привлекают 36% частных вложений в НИОКР (2003). В перворазрядных университетах Цинхуа, Фудань, Цзяотун имеются свои венчурные фирмы.

В большинстве развитых стран государство обеспечивает не более 45% научных бюджетов. Так в США 66% инвестиций в науку и 72% исследований были сделаны в 2002 году частными фирмами. Во Франции на долю бизнеса приходится 54% инвестиций в исследования, в Японии — 69%. В развивающихся странах картина принципиально иная. В Индии бизнес-составляющая не превышает 23%, в России и Бразилии — немногим больше.

Китай с начала 90-х достиг в этом направлении больших успехов: доля бизнеса в финансировании НИОКР выросла там с менее чем двух пятых до двух третей (см. рис. 8). Правда, этот рост — в немалой степени результат механического преобразования ряда государственных исследовательских институтов в коммерческие фирмы, способность которых вести бизнес, полностью ориентированный на инновации, пока ограничена.

В Китае еще очень мало крупных корпораций, заинтересованных не только в прикладных исследованиях и опытно-конструкторских разработках, но и в фундаментальной науке — в нее бизнес средства почти не вкладывает. В результате на фоне общего роста затрат бизнеса на НИОКР доля государственных институтов, занимающихся в основном фундаментальными исследованиями, в общих расходах на НИОКР сократилась с примерно половины до менее чем одной пятой (рис. 9).

Соответственно большая часть китайских специалистов, ведущих НИОКР, занята не научными исследованиями — фундаментальными или прикладными, — а опытно-конструкторскими разработками (см. рис. 10).

Эта диспропорция представляет для Китая большую проблему, особенно учитывая отсутствие сложившихся школ в фундаментальной науке. У лидеров научно-технического прогресса и России удельный вес фундаментальных исследований значительно выше (см. рис. 11).

Итак, несмотря на определенные достижения, способность Китая к самостоятельному инновационному развитию все еще оценивается как недостаточная [6]. Причины тому следующие.

• Хотя на создание единой, консолидированной национальной системы НИОКР тратятся значительные силы и средства, она все еще остается фрагментарной.

• Связь с бизнесом, особенно фундаментальных и прикладных исследований, недостаточна.

• В расчете на одного ученого Китай тратит на науку в год 88, 8 тыс. долл., в то время как США — 230 тыс., Япония – 164, 5 тыс.

• Китай далеко отстает от развитых стран по числу исследователей в расчете на 1 млн жителей.

• Защита интеллектуальной собственности в стране находится не на должном уровне.

• Система НИОКР преимущественно ориентирована на опытно-конструкторские разработки.

• Малое, по сравнению с развитыми странами, число публикаций и заявок на патенты в точных и инженерных науках в расчете на одну тысячу исследователей (что связано в основном с недофинансированием фундаментальных исследований).

Быстро развивающаяся экономика Китая нуждается в высококлассных специалистах. Страна посылает сотни тысяч молодых людей в лучшие зарубежные университеты. Оборотная сторона такой открытости — «утечка мозгов». В конце прошлого века до 90% китайских студентов, обучавшихся в университетах США, планировали по окончании докторантуры остаться в Америке. Руководство Китая делает все возможное, чтобы смягчить эту проблему. Как китайским, так и иностранным исследователям, работающим в КНР, разрешено свободно покидать страну и возвращаться в нее, а также перемещать заработанные деньги. Вернувшимся из-за границы ученым предоставляются четырехлетние исследовательские гранты на сумму до 1 млн юаней, под них создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Разработаны специальные программы (такие как «100 талантов» и др.) привлечения в страну особо одаренных соотечественников. Положительные сдвиги налицо, и все же пока значительная часть китайских специалистов, прошедших обучение за рубежом, остается там жить и работать (см. рис. 12).

Об успехах инновационной политики можно судить по способности предприятий как главных субъектов рынка внедрять и производить инновации. В этом отношении дела в стране обстоят совсем неплохо:

• В Китае значительно больше, чем в Бразилии, России и Индии, крупных успешных компаний, использующих инновации. Выросли они в основном из государственных научно-исследовательских институтов.

• Быстро развиваются малые (до 300 занятых) технологические фирмы. В свое время большинство из них были образованы в рамках технопарков и бизнес-инкубаторов, в которые государство вложило значительные средства. Но и сегодня эти фирмы в той или иной форме продолжают получать государственную поддержку.

• В наиболее развитых провинциях, таких как Чжэцзян, Цзянсу, Гуандун, начинает формироваться инновационная сеть из чисто рыночных малых фирм.

• Дополнительный доступ к западным технологиям обеспечивает быстро растущий экспорт китайского капитала, сопровождающийся внешними слияниями и поглощениями иностранных компаний.

• Многообещающие перспективы открывает широкая интеграция ведущих научно-исследовательских учреждений и вузов с крупнейшими промышленными предприятиями. В 2007 году при поддержке правительства созданы четыре таких промышленно-исследовательских альянса: в металлургии, угольной, химической промышленности, сельскохозяйственном машиностроении.

При всем том недостаток технологических ресурсов и отсутствие механизма, побуждающего предприятия осуществлять инновации, пока тормозят «индустриализацию нового типа».

В 2003 году только на 30% крупных и средних предприятий страны велись НИОКР. В разработку новых продуктов и технологий в Китае инвестируется лишь 0, 75% дохода от продаж (см. рис. 13), в то время как зарубежный опыт показывает, что успешное развитие возможно лишь начиная с 3%, а при 2% предприятие, как правило, не выдерживает рыночной конкуренции. В отраслях же, связанных с высокими технологиями, затраты на НИОКР обычно составляют более 10% от суммы продаж.

Недостаточные вложения в НИОКР отнюдь не всегда связаны с нехваткой средств. Высокоприбыльные предприятия, например в автомобилестроении, могут значительно уступать по этому показателю менее прибыльным. Дело в том, что руководитель успешного государственного предприятия, как правило, предпочитает не связываться с рискованными долгосрочными вложениями в исследования и разработки, плоды которых скорее всего будет пожинать его преемник. Гораздо более легкий путь — технологическая кооперация с иностранными фирмами [7].

Можно отметить следующие факторы, мешающие развитию НИОКР на предприятиях:

• Слабы стимулы к инновациям у госпредприятий. Осуществляемое в настоящее время реформирование таких предприятий, включающее акционирование с привлечением национального и иностранного капитала, видимо, позволит решить эту проблему.

• Система государственных коммерческих банков не ориентирована в достаточной степени на кредитную поддержку малых и средних предприятий, в частности, их инновационной и, тем более, венчурной деятельности. Назрела необходимость в создании более гибкой сети частных кредитных институтов.

• Китайские предприятия испытывают серьезную нехватку высококвалифицированных кадров, способных вести НИОКР и внедрять результаты исследований. Сказываются очень высокие темпы роста экономики и недостаточные вложения бизнеса в обучение работников.

• Возможностей привлекать способных менеджеров и талантливых исследователей у китайских предприятий существенно меньше, нежели у иностранных.

Строительство инновационной экономики — это процесс, затрагивающий отнюдь не только и даже не столько собственно области экономики и науки. Он гораздо масштабнее и охватывает сферы государственного строительства, образования, культуры. Это решающий модернизационный прорыв, переход от традиционного общества к обществу современному. Это одновременно и радикальная трансформация общественного сознания, отказ от пассивного усвоения и трансляции знаний, навыков в пользу креативности, инновационности, предприимчивости. Это решительный уход от традиционной практики комментаторства и плагиата в науке.

Иными словами, чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю придется пройти большой и трудный путь. И чем дальше по нему будет продвигаться страна, тем бó льшую роль будет играть для нее международное научно-техническое сотрудничество. В частности, и с великим соседом Китая — Россией.

Примечания:

[1] OECD Reviews of innovation policy. China synthesis report. 2007.

[2] China, Indien und darueber hinaus. Chancen und Risiken in Asia. 10 Dezember. 2007.

[3] Ци Чжунси. Чжаоли цзецзюе вого цзинцзи фачжань ды тучу вэньти [Активно решать проблемы, возникающие в Китае в процессе экономического роста]. Дан цзянь. 2006. 5 апреля.

[4] Cao C. China innovation challenge. Notthingam university, 2007.

[5] Ци Чжунси. Указ. соч.

[6] Агентство Синьхуа. 2008. 25 января.

[7] Чжэн Синьли. Тоуцзы цзегоу бэйли фачжань чжаньлюе ши данцянь цзинцзи юньсин чжун ды тучу маодунь [Противостояние структуры инвестиций стратегии развития — выдающееся противоречие современного функционирования экономики] // Чжунго цзинцзи шибао. 2004. 17 июня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.