Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ф. Гойя






Воображение занимает особое место в познавательной деятельности. Оно, наряду с мышлением, позволяет человеку строить жизнь на более высоком уровне. Это особенно проявляется в проблемных ситуациях и в творческой деятельности.

ВООБРАЖЕНИЕ - психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.

 

Роль воображения в жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях:

□ представление в психике действительности в образах — во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде со­ответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

□ регуляция деятельности и поведения — благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу ее разрешения, образ желаемого результата и на основе этого за­тем осуществляет практические действия;

□ управление эмоциональными состояниями — основу эмоциональной само­регуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обуславливающих.

 

Физиологическую основу воображения составляют преобразовательные процессы нервных связей (их распад, перегруппировка, объединение в новые системы). Это указывает, с одной стороны, на зависимость воображения от прошлого опыта человека, а с другой — на возможность независимо от внешней среды порождать внутри процессы, определяющие деятельность человека.

Итак, воображение обусловлено протеканием различных физиологических процессов в центральной нервной системе. Благодаря им возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Особое внимание необходимо обратить на то, что именно посредством воображения человек обладает ресурсами управления своими не только психическими, но физиологическими и даже органическими процессами (функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме). Сознательное формирование определенных образов, ярких представлений вызывает изменения как в психическом, так и физиологическом уровнях. На этих закономерностях во многом построен методы саморегуляции.

 

Виды воображения

Воображение может проявляться по-разному. Осознать это более глубоко можно, познакомившись с основными видами воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

Пассивное воображение характеризуется создание образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы заменяют реальную жизнедеятельность фантазиями, грезами и т. д.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грезы) — это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение — это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, например в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации), при чтении книг и т. д.

Активное воображение — воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности.

Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т. д. Активное воображение в большей степени направлено вовне: человек центрирован прежде всего на внешних объектах (на ситуации, других людях, деле) и в меньшей степени на внутренних субъективных переживаниях, мыслях и т. д. Часто активное воображение побуждается, направляется задачей и всегда определяется и контролируется волей. Однако активное воображение это не обязательно только конкретные дела — оно может наблюдаться и в общении (ярким примером выступает проявление эмпатии — способности понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать).

 

В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим. Воссоздающее воображение — это представление чего-то нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, карта, ноты и т. д.). Широко используется в различных видах деятельности, в ходе обучения.

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т. д.). Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Мечта - образ, отражающий желаемой будущее для человека.

Роль мечты в жизни человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной. Хотя мечта и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого, но вместе с тем она может стать сильной мотивирующей и смыслообразующей основой активной и творческой жизни человека.

При этом важно, чтобы при построении образов желаемого будущего человек учитывал не только свои желания и интересы, а также и имеющиеся задатки: если реальные достижения будут восприниматься как далекие от желаемого, человек может испытывать негативные переживания. На это, например, в свое время указывал испанский философ Б. Грасиан: «Действительности не угнаться за но ображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть трудно. От бракш фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь...». В то же время есть и другая позиция, в соответствии с которой признается, что сильно* желание важнее имеющихся наличных возможностей, которые могут возникнуть по мере активного движения к ней (бразильский писатель П. Коэльо: «В мире нашем есть одна великая истина: кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь»).

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. К основным способам создания образов воображения относят:

1. Комбинирование – создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов. Частный случай комбинирования – агглютинация – способ создания нового образа путем «склеивания», соединения совершенно разных объектов и их свойств в один образ. Данный способ часто используется в искусстве (кентавр, русалка), техническом творчестве (троллейбус, аэросани).

2. Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт. При акцентировании используются различные приемы:

· утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека (карикатуры);

· гиперболизация - преувеличение или преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом (Дюймовочка, Великан);

· типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа (художественные образы героев).

Акцентирование позволяет выделить самое важное в данном конкретном образе.

 

Индивидуальные особенности воображения определяются:

1. степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2. характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;

3. в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

Г. Уоллес выделяет 4 основных этапа творческого процесса:

1. Подготовка – зарождение идеи;

2. Созревание – концентрация на проблеме, сбор необходимой информации, ее мысленная переработка;

3. Озарение – видение всей проблемы, ситуации целиком и генерирование идеи на этой основе;

4. Проверка – апробирование на практике найденного решения, получение обратной информации.

Знание особенностей воображения необходимо для понимания внутреннего состояния своих пациентов. Воображение больного в силу имеющихся страхов и опасений за здоровье может искажать картину имеющейся болезни и ее последствий, хода предстоящей операции. Врач, пользуясь методами разъяснения, убеждения и внушения, должен направить воображение больного по оптимистическому пути. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма. Именно эти возможности воображения лежат в основе некоторых психотерапевтических методик саморегуляции, в частности, аутотренинга.

 

Патологические формы воображения и их оценка

 

В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может относиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображения. Однако замечено, что все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающихся чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию. Еще в 1905 году эти личностные особенности описывались французским психиатром Эрнестом Дюпре (1862-1921) как " мифоманическая конституция".

Патологические формы пассивного воображения. В психиатрической и общесоматической клинике оценка особенностей пассивного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания, а также при нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид — сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизируются процессы воображения, причем создаваемые им образы " визуализируются" в виде калейдоскопических фантастических видений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм — больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие видения бывают и при открытых глазах — грезы по типу сна наяву или сна с открытыми глазами. У психически здоровых лиц последнее может отмечаться при ослаблении деятельности сознания — в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.

Галлюцинации воображения (Dupre E.,) — разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникает у детей с болезненно обостренным воображением.

Бред воображения (Dupre E., Logre J.B., 1914) — является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро — как бы по " интуиции, вдохновению и озарению". Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован относительно места и собственной личности.

Сновидные эпилептические приступы (Ducoste, 1889) — сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны — с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела. В дневное время такие сноподобные состояния (Jackson J.H., 1870) могут быть предвестниками (аурой) припадка при височной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены " уже виденного" и " никогда не виденного", " насильственные" (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.

Патологические формы активного воображения. Главным признаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости у ряда больных — фантастической псевдологии (pseudologia phantastica). Она выражается в том, что человек начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). Этот феномен описан еще в 1891 году А. Дельбрюком как " ложь без нужды с убежденностью в правдивости высказываемой лжи". В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.

1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно более устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях), и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характерны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нарушениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), а также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочетанием двух видов фантазирования: " для себя" (" бегство" в мир мечты от действительности) и " для других" (повышение собственной привлекательности), т.е. обладает как свойствами механизмов психологической защиты, так и свойствами " манипуляционных механизмов" другими людьми (Якубик А., 1982).

Непсихотические фантазмы как разновидность псевдологии особенно часто встречаются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и " мифоманической конституцией". При этом такой человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патологическая — она отличается от обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность, но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологи, в отличие от обычных истерических психопатических личностей, более активны и в стремлениях воплотить в жизнь свои фантастические построения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лживость при этом заслоняет у них все остальные личностные черты.

Патологическую наклонность к вымыслам и лжи с детского возраста психиатры обычно рассматривают как проявление частичного инфантилизма. Таким личностям не хватает устойчивости, зрелости воли и суждений. Привязанности их неглубоки, так как любят они только себя. Им чуждо чувство ответственности и долга. Параллельно с созреванием личности эти психопатические проявления постепенно стихают. К возрасту 40 лет такие явления наблюдаются редко.

При оценке " патологичности" псевдологии у детей и подростков (детская лживость) следует учитывать возрастные особенности становления воображения. Ребенок получает возможность полностью отделить свои мечты, детские фантазии от реальности только к подростковому возрасту. Если период активного детского воображения (4-7 лет) по каким-либо причинам затягивается, то детская лживость постепенно может приобрести социально значимый и даже патологический характер, особенно в тех случаях, когда она становится постоянным орудием жизненной удачи. Это постепенно становится фактором деформации личности, патологического личностного развития.

У здоровых детей фантазии отличаются подвижностью и связаны так или иначе с реальностью. Патологические фантазии чаще всего достаточно стойкие, оторванные от реальности, причудливые по содержанию и сопровождаются поведенческими нарушениями.

В дошкольном возрасте (чаще в возрасте 3-5 лет) у родителей детей иногда возникают тревоги по поводу затянувшегося игрового перевоплощения ребенка в образ какого-либо персонажа сказки или даже в неодушевленный предмет. Такие случаи требуют консультации специалиста, так как они могут быть проявлением элементарных форм деперсонализации и нередко на смену им приходят иные психические нарушения (типа симптома психического автоматизма при шизофрении).

В других случаях в играх ребенка начинают доминировать манипуляции с предметами неигрового назначения — чашки, веревочки, бутылочки. Попытки родителей отвлечь ребенка от игр с таким " любимым" предметом безуспешны, здесь уже в фантазировании ребенка усматриваются или элементы сверхценности и (или) измененности сферы влечений.

Настораживающими в плане возможности психического расстройства у ребенка являются случаи стойкого фантазирования садистического содержания и патологические фантазии типа самооговоров. Последний тип фантазирования чаще встречается в подростковом возрасте — у мальчиков это обычно " признания" в каких-либо ограблениях или участии в шпионской деятельности, а для девочек типичны самооговоры сексуального содержания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.