Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод по вопросу. Наряду с передачей признаков по наследству некоторые признаки распространяются в популяции негенетическим путем






 

Наряду с передачей признаков по наследству некоторые признаки распространяются в популяции негенетическим путем. Это явление можно назвать культурой.

Отдельные авторы отмечают возможность существования особой формы взаимодействия между генетической и культурной эволюций - так называемой генно-культурной коэволюции. (Коэволюция - биологический термин, обозначающий взаимосогласованное развитие).

Культурная эволюция отличается от генетической рядом особенностей:

· носит ламаркистский характер;

· признаки могут передаваться и другим особям;

· культурные признаки могут распространяться в популяции гораздо быстрее, нежели генетические.

Между культурной и генетической эволюцией существует ряд сходных черт:

· способ передачи;

· может происходить культурный дрейф;

· естественный отбор может действовать на культурные признаки.

По мнению некоторых авторов, для процесса культурной эволюции характерно наличие следующих четырех основных элементов:

· способности к простому обучению;

· способности к подражанию;

· способности к собственно обучению;

· способности к созданию символов и абстракций.

Различные комбинации этих элементов, или способностей, позволяют выделить несколько ступеней развития культуры.

Культурными признаками обладают многие виды животных.

В возникновении общества Алексеев В.П. предлагает выделять три этапа.

Первый этап - австралопитеки. Социальные отношения принципиально не отличались от стадных отношений горилл и шимпанзе. Отличия носят количественный характер.

Второй этап - первые представители рода Человек (человек умелый и человек прямоходящий). На данном этапе происходит осознание кровного родства по материнской линии и через сферу сознания становится организующим началом в групповом поведении.

Третий этап - неандертальцы. На этом этапе формируются зачатки родовой организации (конституционализация половых связей мужских особей за пределами коллектива).

В настоящее время существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьянних предков человека. Чаще всего за основу берутся стада павианов разных видов, сообщества лесных и лесостепных шимпанзе.

Шимпанзе представляются более подходящей моделью и ввиду тесной филогенетической близости к человеку. Кроме того, вожак у шимпанзе доминирует менее жестко, нежели у павианов.

Разногласия существуют и в оценке роли так называемого зоологического индивидуализма в социогенезе. Большинство авторов подчеркивает по преимуществу общественный характер человекообразных обезьян, их стремление к взаимопомощи.

 


 

Заключение

 

Проблема происхождения человека и общества (проблема антропосоциогенеза) решалась в рамках двух подходов:

1. культурно-исторического (философского);

2. естественно - исторического (антропологического).

Рассмотрение данной проблемы с естественнонаучных позиций началось со II половины XIX века. Была доказана биосоциальная природа человека: наличие у него как биологических черт, общих с животными, так и социальных (разум, речь, трудовая деятельность), которые являются видоспецифичными для человека.

Наиболее доказанной и общепризнанной теорией антропосоциогенеза является симиальная (обезьянья) теория Ч. Дарвина, по которой человек произошел от обезьяноподобного предка по законам эволюции. Э. Геккель еще в XIX веке выдвинул идею существования переходной формы между обезьяной и человеком, ряд которых к настоящему времени во многом реконструирован.

При рассмотрении движущих сил эволюции решающая роль отводится трудовой деятельности (трудовая теория Ф. Энгельса) и другим социальным факторам эволюции (общественная организация, понятийное мышление и речь). Роль биологических факторов достаточно велика, но в процессе эволюции их роль уменьшается. В теории антропосоциогенеза существует ряд дискуссионных вопросов (проблема центра происхождения человека и его причин, проблема грани между человеком и обезьяной и т.п.).

Становление общественной организации шло по законам гено-культурной коэволюции.

В возникновении общества Алексеев В.П. предлагает выделять три этапа.

Первый этап - австралопитеки. Социальные отношения принципиально не отличались от стадных отношений горилл и шимпанзе. Отличия носят количественный характер.

Второй этап - первые представители рода Человек (человек умелый и человек прямоходящий). На данном этапе происходит осознание кровного родства по материнской линии и через сферу сознания становится организующим началом в групповом поведении.

Третий этап - неандертальцы. На этом этапе формируются зачатки родовой организации (конституционализация половых связей мужских особей за пределами коллектива).

 

 


 

Список используемой литературы

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Гл. 15.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. – М., 2001.

3. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М., 2004. – Глава 16.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М., 2007. – Гл. 8, §40.

5. Концепции современного естествознания /Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, 2005. – Раздел VI, глава 1.

6. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Глава 4.4.-4.5.

7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Раздел III, глава 17.

8. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Гл. 12.

9. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. – СПб., 2005. – Глава 5, §9.

10. Шишкин М.А. Биологическая эволюция и природа нравственности //Общественные науки и современность. – 2004. – №1. – С.126-135.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.